Показать регионы

Зачатьевский монастырь

Контактная информация

+7 (495) 695-16-91
+7 (495) 695-16-94
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь – действующая православная обитель, основанная в далеком XIV столетии с благословения святителя Алексия, митрополита Московского, в настоящее время имеет статус ставропигиального монастыря и является наидревнейшей девичьей обителью Москвы.
История основания обители в XIV веке

Многотрудным было для Руси XIV столетие – полновластными хозяевами на ее землях разгуливали татарские полчища, уводя в плен парней и девушек, разоряя и сжигая города и села. Стонал под гнетом ордынцев русский народ и единственным его утешением в те трагические времена была Русская Православная Церковь, священнослужители которой духовно поддерживали и несли Слово Божие всем угнетенным и обездоленным русичам.

Одним из ревностных служителей Господа в тот период был митрополит Алексий (Бяконт), в 1354 году по благословению Патриарха Константинопольского Филофея занявший митрополичью кафедру. Будучи человеком высокодуховным и сострадающим соотечественникам, изнемогающим под татарским ярмом, святитель Алексий понимал, что только единая сила может объединить народ и направить его по истинному праведному пути к спасению, и сила эта – вера православная. Ревностное служение Всевышнему и забота о духовном просвещении паствы митрополита Алексия и его сподвижников вскоре принесли свои благодатные плоды – загорались по всему Московскому княжеству огоньки новых православных храмов, обустраивались существующие и основывались новые монастыри.

Среди ревнителей веры православной были и младшие сестры святителя – Ульяна и Иулия, воспитанные в послушании, целомудрии и любви к Господу, после смерти родителя – боярина Федора Бяконта, с благословения матери и старшего брата принявшие постриг, причем Ульяна получила монашеское имя Иулиания, а Иулия (самая младшая сестра) стала инокиней Евпраксией.

Боголюбивые инокини стали ревностно служить Господу, но души их стремились к большему – во исполнение древних иноческих уставов мечтали они основать девичью обитель. Поделившись своими мыслями с митрополитом Алексием, кроме его благословения они получили земли у Москва-реки, именовавшиеся в народе Остожьем или Стоженцом (в настоящее время Остоженка) – пустынные земли эти кроме лесов были заняты огромным количеством лугов, скошенную траву которых складывали в большие стога – и стали молиться о скором возведении первых монастырских построек.

Вскоре был выстроен и освящен во имя прп. Алексия, человека Божия первый деревянный храм, и хотя он был очень мал, а сквозь слюдяные окошки едва пробивался солнечный свет, для первых насельниц – Иулиании и Евпраксии, он был просторен и светел, ведь это был храм их обители. Также позаботился святитель Алексий о кельях для будущих насельниц, где вдали от мирской суеты за высокими монастырскими стенами могли проводить они дни в молитвенных бдениях.

Спустя некоторое время в новом девичьем монастыре, названном по храму Алексеевским, подвизались тридцать инокинь, прибывших из существовавших в то время на Руси женских обителей, духовное настоятельство над которыми поручили игуменье Иулиании, а инокиня Евпраксия стала главной помощницей старшей сестры. Святитель Алексий не оставлял без опеки девичий монастырь, часто навещая и поддерживая советами своих сестер, для его встреч с которыми с южной стороны монастырской ограды была выстроена специальная каменная митрополичья палатка (к середине XIX столетия от нее осталась лишь небольшая часть). По примеру монашеской общины Троице-Сергиевой Лавры – детища преподобного Сергия Радонежского, для инокинь был введен общежительный устав, свято соблюдавшийся в обители.

Благодаря матушке Иулиании и монахине Евпраксии девичья обитель вскоре обустроилась, а молва о ее кротких, смиренных сестрах, приходящих на помощь всем притекающим под кров обители обездоленным и страждущим, волной разошлась по Москве. Многие состоятельные люди вносили богатые пожертвования на благоустройство монастыря, поэтому к концу XIV столетия он хотя и был единственной девичьей обителью, но занял достойное место среди мужских монастырей Москвы. А его общежительный устав, заведенный святителем Алексием, спустя время был принят в других московских девичьих обителях (кстати, Алексеевская девичья обитель послужила примером для их основания и по отношению к ним монастырь стал именоваться Стародевичьим), а в 1551 году после утверждения Стоглавым Собором – и во всех женских монастырях Руси.

Прожив долгую, исполненную трудов праведных жизнь, в 1393 году отошла в мир иной игуменья Иулиания, спустя год – ее неизменная помощница монахиня Евпраксия, а над местом упокоения праведниц спустя некоторое время возвели часовню.

Обитель в XV–XVI веках

После преставления основательниц монастырская жизнь в обители не угасла, наоборот – следующие игуменьи и инокини продолжали начатое первыми насельницами. Своими благочестивыми делами, милосердием к ближним, любовью к Господу они снискали всеобщую любовь, и в монастырь потекли вклады богатых жертвователей, на которые были выстроены новые кельи и хозяйственные службы. К концу XV столетия обитель стала не только одним из самых известных, но и одним из самых благоустроенных женских монастырей Москвы. Была велика и его значимость для великих князей Московских, документальным подтверждением чему служат сведения «Воскресенской летописи» о приглашении в 1473 году князем Иваном III Васильевичем тогдашней настоятельницы обители в церковь Спаса Преображения на Бору для облачения в новые монашеские ризы обретенных нетленных мощей княгини Марии, в иночестве Феотинии  (третьей жены князя Симеона Гордого).

Начало XVI столетия ознаменовалось для средневековой деревянной Москвы большими пожарами – в городе часто бушевал огонь, уничтожавший не только целые улицы и кварталы, но и весь город. Об одном из таких пожаров, случившемся в 1508 году, сохранились сведения в «Софийской первой летописи», где указано, что Алексеевский девичий монастырь наряду с другими московскими храмами и монастырями полностью выгорел. Трудами насельниц он был вскоре восстановлен, а уже в 1514 году после очередного обрушившегося на Москву пожара обитель посетила великокняжеская чета – великий князь Московский Василий III Иоаннович с первой женой Соломонией Сабуровой. Результатом посещения обители не имевших детей и ходивших на богомолье по московским храмам и монастырям князя Василия III и княгини Соломонии стало возведение нового каменного храма по проекту известного итальянского зодчего Алевиза Нового (Алоиза Ламберти да Монтиньяна). Достоверно неизвестно, в каком именно году новый храм был выстроен, в истории сохранилось лишь название его освященных престолов – в честь зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, иконы Божьей Матери «Тихвинская», Преображения Господня и во имя преподобного Алексия, человека Божия.

Следующим потрясением для сестер обители стал пожар 1547 года, по степени разрушения города названный «большим московским». Во время него Алексеевский девичий монастырь вновь был полностью уничтожен огнем и восстанавливать его на прежнем месте не стали. Для возобновления обители указом царя Иоанна IV Васильевича были выделены царские вотчинные земли вблизи Кремля – на территории урочища Чертолье (в настоящее время улица Пречистенка), куда и перебралась большая часть сестер.

Но не все инокини пожелали оставить намоленное святое место, где покоились преподобные игуменья Иулиания и монахиня Евпраксия – часть из них осталась, образовав на пожарище небольшую Зачатьевскую общину. Даже несмотря на то, что средств для существования у подвижниц не было (все то немногое, что уцелело после пожара, было перенесено в новый Алексеевский девичий монастырь), с Божьей помощью и благодаря пожертвованиям благочестивых горожан они старались привести в порядок поврежденный огнем Зачатьевский храм и монастырский некрополь.

Слава о Зачатьевской обители, как о чудотворном месте, где с помощью молитв бездетные супруги становились счастливыми родителями, издавна ширилась по Москве, поэтому взошедший в 1584 году на московский престол государь Феодор I Иоаннович вместе с супругой царицей Ириной Годуновой в числе прочих святых мест в одно из многочисленных паломничеств посетили и ее. Бедственное положение инокинь произвело большое впечатление на царскую чету и вскоре последовал государев указ о восстановлении монастыря, и именно с этого момента начался светлый период в его истории.

По указу царя были выстроены каменные здания – собор во имя зачатия святой Анны, два престола которого были освящены во имя тезоименных святых царской четы (великомученика Феодора Стратилата и святой Ирины), трапезная, Богородице-Рождественская церковь с приделом святителя Алексия и колокольней, иноческие кельи, хозяйственные постройки, а весь комплекс опоясали крепкие монастырские стены. В Жалованной грамоте, выданной монастырю государем Феодором I Иоанновичем, для сестер было определено денежное содержание и прописано количество «натуральной выдачи» – продуктов, выделяемых ежегодно на каждую инокиню (хлеб, соль, рыба, горох).

К концу XVI столетия за оградой монастыря крестьяне, священнослужители и причетники образовали слободу с добротными домами, лавками и двумя слободскими, приписанными к обители храмами, протянувшуюся от стен монастыря до Москва-реки. А в 1592 году, когда сооружались деревянные крепостные стены Земляного города (сейчас Садовое кольцо), Зачатьевский монастырь со всей слободой стал частью Москвы.

Монастырь в XVII веке

После смерти последнего представителя династии Рюриковичей царя Феодора I Иоанновича новый государь Борис Годунов так же, как и его зять, благоволил Зачатьевской обители, посылая ее насельницам щедрые дары и делая богатые вклады. Но страшные события Смутного времени не обошли стороной девичий монастырь – литовский гарнизон, обосновавшийся в Кремле, делал частые вылазки за кремлевские стены, в одну из которых обитель была разграблена, а ее слобода сожжена.

С девичьим монастырем связаны и имена героев Второго народного ополчения князя Дмитрия Пожарского и новгородского земского старосты Кузьмы Минина. Войско князя Д. Пожарского в августе (сентябре) 1612 года стояло у ворот обители перед одним из главных сражений русских войск с войском гетмана литовского Яна Ходкевича, а сестра К. Минина в то тяжелое время в Зачатьевском монастыре приняла постриг, став старицей Софией. Кстати, в честь успешной битвы с литовцами князь Д. Пожарский подарил обители большой колокол.

С воцарением на русском престоле Михаила Федоровича Романова началось и восстановление девичьей обители. В 1623 году после челобитной игуменьи Зачатьевского монастыря Ефросинии государь жаловал обители грамоту, в которой были закреплены за ней вотчинные земли, а за насельницами – ежегодное денежное содержание.

По примеру царя Михаила Федоровича и последующие государи благоволили обители, внося щедрые пожертвования и всячески отмечая ее среди других женских монастырей. Так, государь Алексей Михайлович пожаловал в монастырскую ризницу Евангелие в окладе из драгоценных камней и крест-мощевик, а его сестры-инокини после упразднения женского монастыря под Звенигородом стали насельницами Зачатьевской обители. Благодаря им ризница пополнилась святыней – покровом-схимой прп. Саввы Сторожевского (основателя Саввино-Сторожевского мужского монастыря под Звенигородом), в которую был облачен при погребении преподобный.

Постепенно обитель благоустраивалась – появились игуменский корпус, новые хозяйственные постройки и каменные стены вокруг. Рядом с монастырем на месте бывшей слободы выросли дома представителей родовитой знати, являвшихся прихожанами монастырского соборного храма и, наряду с царями и патриархами, делавших не только богатые вклады на обустройство обители, но и пополнявших ее ризницу, в результате чего в XVII столетии она стала одним из самых больших монастырских хранилищ. В ризнице Зачатьевской обители сберегалась сделанная из золота и серебра церковная утварь, несколько десятков богослужебных книг, вышитые золотом ризы и плащаницы, украшенные драгоценными камнями и золотом бархатные пелены.

Одним из благодетелей монастыря в конце XVII столетия был царский стольник А. Л. Римский-Корсаков, род которого владел землями, расположенными по соседству с обителью. На богатые пожертвования вельможи в 1696 году при настоятельнице монастыря игуменье Александре были выстроены парадные ворота с пышной надвратной церковью в честь Спаса Нерукотворного. Подклеть храма заняла усыпальница Римских-Корсаковых и Шаховских (устроитель был женат на представительнице старинного княжеского рода Шаховских), и без малого семьдесят лет церковь содержалась за счет семьи Римских-Корсаковых, а весь период от возведения до своего закрытия в начале XX столетия имела статус приходского храма.

Судьба обители в XVIII–XIX веках

Начало XVIII столетия стало временем масштабных преобразований, внедряемых первым русским императором Петром I. Деятельный и неутомимый государь-реформатор не оставил без внимания Зачатьевский монастырь, повелев основать рядом с ним богадельню для престарелых воинов, должных содержаться за счет монастыря, и женский воспитательный дом, насельниц которого обязал обучать прядильному искусству, что и стало впоследствии основным занятием для инокинь и послушниц обители.

Продолжалось в монастыре и каменное строительство. В 1724 году специально для представителей рода Римских-Корсаковых к надвартному Спасскому храму была пристроена внешняя двухмаршевая лестница, по которой они отдельно от остальных прихожан поднимались в храм на богослужения.

Обитель процветала. Увеличивалось количество инокинь, возводились новые каменные и деревянные постройки. И даже несмотря на то, что после утверждения императрицей Екатериной II «духовных штатов», в результате чего у монастыря забрали все вотчинные земли, описали почти все имущество, урезали содержание инокиням и ограничили количество насельниц, а сам монастырь причислили к последнему – III классу, строительство в нем не прекращалось. Так, в 1766–1768 годах на средства проживающей в обители по обету девицы-белицы А. М. Аничковой над местом погребения основательниц монастыря – преподобных Иулиании и Евпраксии вместо палатки XVI века была возведена небольшая каменная церковь в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» с трапезной.

В 1794 году настоятельницей обители стала игуменья Доримедонта (Протопопова), с именем которой связаны годы расцвета монастыря. Получив благословение и поддержку митрополита Московского Платона (Левшина), матушка Доримедонта приложила все усилия для возведения в обители новых зданий. В 1804 году старинный Зачатьевский храм был разобран и в 1805–1807 годах на его месте выстроен новый величественный 36-ти метровый пятикупольный собор в неоготическом стиле с трапезной и колокольный, престолы которого освятили в честь зачатия святой Анны и Рождества Пресвятой Богородицы, а приделы – во имя великомученика Феодора Стратилата и святителя Алексия.

Матушка Доримедонта пеклась не только о благоукрашении обители, главной ее заботой было обеспечение содержания инокинь. Благодаря ее хлопотам у обители появилась рыбная ловля в Звенигородском, мельница в Клинском и вотчинные земли в Бронницком уездах, пожалованные государем Павлом I в конце XVIII столетия.

Тяжелые испытания пришлось пройти насельницам в 1812 году, когда французские завоеватели хозяйничали в Москве. Храмы монастыря были разграблены, многие деревянные постройки сожжены, но даже в таких неимоверных условиях жизнь в обители не прекратилась – инокини не только не покинули родные стены, они с любовью приняли мирян, решивших укрыться за монастырскими стенами, и горячо молились о скорейшем избавлении от интервентов.

После освобождения Москвы от неприятеля Святейшим Синодом была выделена большая сумма денег на восстановление обители, на которые в скором времени отреставрировали главный соборный Рождественский храм, выстроили новые кельи и хозяйственные постройки, отремонтировали монастырскую ограду, открыли приют для детей, а новыми насельницами стали вдовы военных.

С самого начала своего основания в монастыре существовала богадельня для больных и престарелых монахинь, неоднократно перестраиваемая. После трагических событий 1812 года ее корпус отремонтировали, но в 1846 году по благословению святителя Филарета на средства одной из благодетельниц обители – полковничьей вдовы В. М. Головиной было начато строительство нового здания богадельни с небольшой церковью в честь Сошествия Святого Духа, завершившееся в 1850 году. Автором проекта храма в византийском стиле стал известный русский архитектор М. Д. Быковский, а сама устроительница храма, после принятия монашеского чина и многих лет службы в московских женских обителях и ушедшая в преклонном возрасте на покой, доживала дни в богадельне Зачатьевского монастыря, и после смерти была погребена под Святодуховским храмом.

К концу XIX столетия возведенная в 1760-х годах над местом погребения основательниц обители церковь в честь иконы «Неопалимая Купина» изветшала, и при игуменьи Валентине (Борониной) на пожертвования московской купчихи А. А. Смирновой на ее месте был выстроен новый храм, соединенный с Рождественским собором двумя арками и ставший большим приделом собора, освященным в честь иконы Богородицы «Казанская». Матушка Валентина, как и ее далекая предшественница игуменья Доримедонта, приложила много сил для благоустройства монастыря. При ее настоятельстве были украшены храмы обители, выстроены новые трапезный и гостиничный корпуса, расширены сестринские и больничные кельи. Благодаря игуменье Валентине к началу XX столетия в обители насчитывалось одиннадцать каменных строений и восемнадцать деревянный келий. Архитектурный комплекс состоял из Богородице-Рождественского собора с колокольней, церкви Сошествия Святого Духа, нарядного надвратного Спасского храма, каменных корпусов богадельни, трапезной, хозяйственных построек, келий. В главном соборном храме и надвратной Спасской церкви хранились старинные иконы древнего письма, паникадила и подсвечники из серебра.

Монастырь в XX веке

Еще в самом начале прошлого столетия в монастыре велось каменное строительство. В 1909 году при игуменье Марии (Коробке) обитель украсилась новым двухэтажным краснокирпичным трапезным корпусом, в подвальном и полуподвальном этажах которого размещались хлебопекарня, свечная мастерская и квасная, в первом – трапезная, а во втором – сестринские кельи и мастерские (рукодельная и иконописная), где инокини шелком и золотом вышивали ризы и плащаницы, писали иконы.

К 1917 году Зачатьевская обитель пришла в полном расцвете – в ней действовало пять храмов, налаженная монастырская жизнь протекала в трудах и молитвах, в приписных к обители церквях служились божественные литургии, насельниц вместе с причтом храмов насчитывалось более 400 человек.

Расположенный почти в самом центре Москвы монастырь оказался в гуще революционных событий 1917 года. На монастырской колокольне красные расположили огневую точку, а в самой обители ввели «чрезвычайное положение». Но едва закончилась лихорадка первых месяцев борьбы и утвердилась новая рабоче-крестьянская власть, для монастыря настала черная полоса. В 1918 году его национализировали, вывезли все ценности, приписные храмы отдали приходским общинам, многих сестер выселили сразу, а оставшихся – спустя время. Правда, некоторые старинные иконы, среди которых был и чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Милостивая» сестрам удалось перенести из монастыря в храм пророка Илии Обыденного, в котором святыни и хранились в годы советской власти.

Зданиями монастыря представители новой власти распорядились «по-хозяйски», разместив в них трудовые коммуны (ткацкую, швейную), хлебопекарню, колонию для беспризорников и сирот, тюрьму. Но даже в тех условиях монашеская жизнь в Зачатьевской обители еще теплилась, пока в 1927 году монастырь не упразднили.

В 1934 году были взорваны Рождественский собор с придельным храмом «Неопалимая Купина» и колокольней, а на его месте выстроили четырехэтажное здание школы, храмы и многие постройки либо разрушены, либо перестроены для размещения разных организаций.

Среди всех уцелевших монастырских строений только надвратная Спасская церковь не была изуродована, и в 1960-х годах ее поставили на учет как памятник архитектуры и провели внешние реставрационные работы.

Возрождение монашеской жизни в Зачатьевской обители началось в 1991 году, когда по благословению Патриарха Алексия II было создано Сестринство во имя Милостивой иконы Пресвятой Богородицы. Именно ему постепенно передали сохранившиеся постройки обители, и уже в 1993 году в надвратном Спасском храме была совершена первая после долгих лет забвения божественная литургия.

Обитель в наши дни

После того, как в 1995 году за обителью закрепили статус ставропигиального женского монастыря, в ней начались работы по восстановлению архитектурного облика. К ноябрю 2010 года был наново выстроен и освящен главный соборный храм обители с семью престолами, главный из которых – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, приведены в порядок освободившиеся от служб здания обители.

В настоящее время в обители подвизаются 22 насельницы во главе с настоятельницей игуменьей Иулианией (Каледа), которые занимаются рукоделием, несут послушания в просфорной, пекарне, заботятся о престарелых инокинях, проживающих во вновь открытой богадельне, трудятся на подворье в подмосковной Барвихе. Для детей прихожан с 1993 года действует воскресная школа, работает монастырская библиотека и издательство.

В обители кроме чудотворного образа Богоматери «Милостивая» есть и другие почитаемые святыни, помолившись перед которыми и нынешние бездетные пары радуются долгожданным детям. И не прекращается поток паломников, стремящихся помолиться у чудотворных икон в основанном много веков назад Зачатьевском девичьем монастыре.