Показать регионы

Успенский собор (Владимир)

Успенский собор – один из самых древних храмов северо-восточной Руси, в далёком прошлом являвшийся главным собором Владимиро-Суздальского княжества. В настоящее время – действующий кафедральный храм Владимирской и Суздальской епархии и уникальнейший памятник белокаменного зодчества Древней Руси. Как одно из немногих сохранившихся до наших дней монументальных культовых строений, собор находится под охраной государства и включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.
Первый Успенский храм

Согласно Ипатьевской летописи, в 990 году великий князь киевский Владимир Святославич или Владимир Креститель (в русском былинном эпосе известен также как Владимир Красное Солнышко), крестивший Русь в православную веру, основал над Клязьмой город, нарекши его своим именем и поставив на самой высокой кромке холма деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы – первый православный собор в истории древнего города. 

Спустя более столетия (в 1108 году) правнук Владимира Красное Солнышко киевский князь Владимир Всеволодович Мономах выстроил на берегу Клязьмы новую крепость, внутри которой всё также возвышался над окрестностями первый деревянный Успенский собор. Правда, судьба его, как и судьба всех деревянных построек тех лет, была недолгой – около 1155 года (согласно летописным данным) он полностью сгорел и возводить его заново пришлось уже внуку Владимира Мономаха владимирскому князю Андрею Боголюбскому

Собор Андрея Боголюбского

В 1157 году князь Андрей Юрьевич Боголюбский сделал город Владимир новой столицей тогдашнего Ростово-Суздальского княжества, получившего новое название – Владимиро-Суздальское, и стал всячески его обустраивать и украшать. 

В 1158 году началось возведение новых мощных земляных стен вокруг княжеско-боярской части города (Детинца). В апреле того же года на месте прежнего сгоревшего Успенского храма был заложен новый белокаменный Успенский собор, со строительством которого связана красивая легенда, подробно описанная русским историком Н. И. Костомаровым

Легенда гласит, что в Вышгородском женском монастыре находилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы, писанная ещё евангелистом Лукой, которую Андрей Боголюбский, мечтавший подарить суздальской земле святыню, тайно вывез из обители и оставил во Владимире (как и велела князю во сне Божья Матерь). Вот для хранения этого святого образа и предназначался величественный храм, а сам образ с тех пор получил название Владимирской иконы Божьей Матери и стал одной из наиболее почитаемых на Руси святынь. 

Возведение храма было завершено в 1160 году, а уже к началу осени 1161 года собор был благоукрашен – его пять глав (именно такое количество глав указано древними летописцами в Ипатьевской летописи) покрыли листами золочёной меди (отчего он получил название Златоверхого), стены расписали фресками, в иконостас поместили иконы в драгоценных окладах, причём чудотворная Владимирская икона Пресвятой Богородицы в окладе из золота, серебра и драгоценных камней заняла самое почётное место, украсили 4 золотыми и 20 серебряными паникадилами, ризницу наполнили серебряной церковной посудой, утварью и богослужебными книгами. Полы храма были выложены разноцветной майоликой, порталы, как и главы собора, окованы листами золочёной меди – всё это великолепие владимирские летописцы сравнивали с украшением храма царя Соломона. Стоит отметить, что здание было выстроено русскими зодчими из белого камня, добываемого на территории Волжской Булгарии, а в оформлении интерьеров храма участвовали иконописцы, золотильщики и ювелиры из Киева, Галича, Греции, а также иноземные мастера, присланные императором Священной Римской империи Фридрихом I Барбароссой, с которым Андрей Боголюбский поддерживал дружеские отношения. 

Выросший на высоком холме храм стал центром архитектурного ансамбля города на Клязьме. Его шестистолпное трёхапсидное 32,3-метровое здание, покоящееся на невысоком фундаменте из булыжников и мелкого бутового камня, было выстроено очень изящным – декорированные пилястрами коринфского ордера и разделённые на два яруса тонким аркатурным фризом с лентой поребрика фасады, три небольших притвора с западной, северной и южной сторон, большая, покоящаяся на высоком световом барабане шлемовидная глава и четыре небольших угловых главки – храм выглядел величественно и празднично. К западному углу северной стены собора примыкала лестничная башня, через которую можно было попасть на хоры. Центральные закомары были украшены рельефными композициями на темы библейских и евангельских сюжетов, а простенки между пилястрами – белокаменным декором зооантропоморфного типа. Архитектура и белокаменный декор Успенского собора дали толчок развитию на Руси этого вида украшения православных храмов, позднее прочно вошедшему в русское зодчество и определившему его развитие на много веков вперёд. 

Андрей Боголюбский задумывал новый храм не только как главный (кафедральный) собор Владимиро-Суздальского княжества, но и как независимый от Киева центр новой митрополии северо-восточной Руси, её духовную твердыню. Таким образом с постройкой Успенского собора Владимир стал мощным соперником Киева не только в политическом, но и в духовном плане, а его новый белокаменный соборный храм, превосходящий по высоте собор Святой Софии в Киеве – средоточием церковной жизни возвышающегося постепенно Владимиро-Суздальского княжества. И хотя в то время амбициозным планам князя Андрея Боголюбского об учреждении Владимирской митрополии не суждено было сбыться, начало возвышению Владимира как столицы северо-восточной Руси было положено.

С самого первого дня строительства Успенского собора при нём началось написание летописного свода, известного как Владимирское летописание, а после завершения всех работ Андрей Боголюбский сделал новый храм «десятинным», пожаловав ему десятую часть княжеских доходов, земли и сёла. С тех пор в главном соборном храме благословляли идущих ни битву воинов, венчали на царство великих Владимирских, а позднее и Московских князей (вплоть до Иоанна III Васильевича), молились простые горожане и странствующие по святым местам паломники. 

Успенский собор ещё при жизни Андрея Боголюбского стал великокняжеским некрополем – в 1171 году в нём был погребён один из сыновей князя – Глеб, а в 1174 году у алтаря храма упокоился и устроитель собора – князь Андрей Юрьевич Боголюбский. За многовековую историю собора его некрополь включил в себя 40 захоронений и ныне является самой древней усыпальницей владимирских князей, членов их семейств и лиц высшего духовенства. 

Перестройка собора Всеволодом Большое Гнездо

Вскоре после строительства собора на него одно за другим обрушились несчастья. После смерти Андрея Боголюбского его братья Михаил и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо начали борьбу за Владимирский стол с племянниками Ярополком и Мстиславом Ростиславичами. После смерти князя Михаила (Михалко) Юрьевича в 1176 году Успенский собор был варварски разграблен боярами Ростиславичей, но утвердившийся в том же году на владимирском престоле князь Всеволод Большое Гнездо вскоре обустроил главный храм города, вернув практически все похищенные иконы, включая Владимирскую, и всю драгоценную утварь. 

Не прошло и десяти лет, как во время произошедшего в апреле 1185 года большого пожара Успенский собор сильно пострадал от огня – все деревянные конструкции и внутреннее убранство были уничтожены, а белокаменные стены настолько обгорели, что строителям, по указу Всеволода Большое Гнездо вскоре после пожара взявшимся за ремонт здания, пришлось возвести вокруг него новые высокие галереи, отчего храм Андрея Боголюбского оказался как-бы внутри нового строения. И без того вместительный собор, в котором могли одновременно находиться до двух тысяч человек, стал вдвое больше – в стенах первоначального здания появились большие и малые арочные проёмы, связавшие его с новыми галереями, значительно увеличилась алтарная часть, над углами здания выросли четыре новые главы, расположенные несколько ниже относительно центральной, отчего здание приобрело вид устремлённости вверх, в галереях устроили ниши (аркосолии) для княжеских гробниц, а убранство ничуть не уступало первоначальному. 

Фасады новых галерей по архитектурным особенностям идентичны фасадам первого храма – они так же декорированы пилястрами и завершены закомарами, аркатурно-колончатым поясом разделены на два яруса украшенные рельефными композициями прясла.

Отремонтированный собор был торжественно освящён епископом Ростовским Лукой в августе 1189 года. 

Судьба собора в XIII-XX столетиях

В 1214 году была создана Владимирская епархия, кафедральным храмом которой стал владимирский Успенский собор, а чуть позднее сложился и храмовый ансамбль – вокруг собора выросли епископские хоромы и другие постройки. 

Страшным бедствием оказалось для Успенского собора нашествие Батыя – 7 февраля 1238 года в город ворвались ордынцы и подожгли храм. Укрывшиеся в нём люди – княжеское семейство, епископ Владимирский Митрофан и множество горожан – приняли мученическую смерть от огня и мечей татаро-монгол. Интерьеры снова были повреждены, а иконы и церковная утварь разграблены, но чудесным образом оказалась нетронутой огнём чудотворная Владимирская икона Божьей Матери. Собор был вскоре восстановлен и с середины XIII столетия его стены были немыми свидетелями судьбоносных для Руси событий – торжественных возведений на Владимирский и Московский великокняжеские престолы (так, в 1252 году венчался на Владимирском престоле князь Александр Невский) и благословений идущих на бой ратный русичей (в 1380 году после молебна в соборе уходили на Куликово поле для сражения с ордынцами Мамая дружины Дмитрия Донского). 

В 1280 году храм был вновь отремонтирован, а на рубеже XIII–XIV столетий к юго-западному крылу Всеволодовых галерей был пристроен кирпичный придел во имя Пантелеймона Целителя (не сохранился) и сделана новая кровля. 

Главенствующее значение Успенского собора для православной Руси было подтверждено в 1299 году, когда из Киева во Владимир митрополитом Киевским Максимом была перенесена митрополичья кафедра, и сохранялось оно до переноса следующим митрополитом – святителем Петром кафедры в Москву в 1325 году. До 1328 года Владимир сохранял статус стольного города, но даже после того, как главным городом Руси стала Москва, ещё целое столетие (до 1428 года) в Успенском соборе Владимира венчались на царство великие московские и владимирские князья. Но всё же постепенно главный собор Руси потерял своё исключительное значение, да и Владимирская епархия была преобразована в Суздальскую в 1330 году. 

А уже в 1395 году собор лишился главной своей святыни – чудотворной Владимирской иконы Божьей Матери, повелением московского князя Василия I Дмитриевича перенесённой в Москву, когда новая столица Руси оказалась под угрозой разорения войском Тамерлана. Во Владимир святыня больше не возвратилась, но по велению князя Василия I в 1408 году для украшения Успенского собора росписями и иконами во Владимир прибыли талантливые изографы – Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, создавшие уникальные живописные панно и восстановившие старинные фрески XII столетия. Андреем Рублёвым для пышного трёхъярусного иконостаса было написано около 20 икон, а в западной части храма до наших дней сохранились отдельные фрагменты большой композиции «Страшный суд» и несколько фрагментов фресок в алтарной части. 

Светлые периоды в истории Успенского собора перемежались с тёмными полосами. Такой чёрной полосой в судьбе собора стал 1411 год – город и его главный храм были разграблены посланными во Владимир нижегородским князем Даниилом Борисовичем отрядами боярина Семёна Карамышева и его союзника татарского царевича Талыча. Успенский собор вновь был разграблен, но большую часть церковных сокровищ успел спрятать ключарь собора – священник Патрикий, принявший мученическую смерть после отказа указать татарам место укрытия реликвий. Разгневанные татары подпалили храм, отчего в огне погибли все его колокола. Но, как и прежде, уже спустя некоторое время собор был восстановлен и в нём вновь зазвучали молитвы.

С 1428 года возведение на великокняжеский престол стало совершаться в Москве, а после того, как в 1479 году был освящён выстроенный по образцу владимирского Успенского собора одноимённый храм в Москве (архитектор Аристотель Фиораванти), значение собора как главного кафедрального храма Руси было утрачено на долгие столетия. И хотя в нём так же совершались богослужения и отправлялись церковные требы, средств для содержания причта и благоукрашения собора становилось всё меньше и меньше, и к началу XVIII столетия некогда пышный соборный храм пришёл в полное запустение. 

Лишь благодаря тому, что в 1702 году Русской Православной Церковью были канонизированы в лике преподобных князь Андрей Боголюбский и его сын Глеб, чьи мощи покоились у алтаря Успенского собора, из царской казны были выделены средства на его ремонт и благоукрашение. Масштабные работы, проводившиеся в 1708 году,  включили в себя устройство окон в алтарной части собора, растёсывание существующих, пристройка к зданию угловых контрфорсов и замена шлемовидных глав на луковичные, а на личные средства стольника Петра I и дворянина Григория Андреевича Племянникова был возобновлён иконостас.

Уже спустя несколько лет стало понятно, что сделанный ранее ремонт только ослабил конструкцию здания, поэтому в 1725 году начались работы по его капитальному ремонту, закончившиеся лишь в 1734 году. Среди прочих укрепительных работ вместо ремонта древнего покрытия, восстановить которое не оказалось возможным, кровлю храма сделали железной четырёхскатной. Обновлённому храму в 1744 году, в связи с выделением из состава Московской епархии отдельной Владимирской и Яропольской, императрицей Елизаветой Петровной вновь был пожалован статус кафедрального собора.

А уже при следующей императрице Екатерине II, в 1767 году посетившей древний Владимир, на капитальный ремонт обветшавшего к тому времени храма, крыша которого прохудилась и водой были сильно размыты древние фрески и испорчена церковная утварь, а рублёвский иконостас пришёл в большую ветхость, из казны было выделено 14 тысяч рублей. 

В ходе ремонтно-восстановительных работ была наново покрыта новым железом, выкрашена в зелёный цвет и оснащена новыми водосточными трубами кровля храма, в тон крыше окрашены главы собора и кровля папертей, забелены известью рублёвские фрески, в окна вставлены новые кованые решётки, демонтирован старый и установлен новый трёхъярусный вызолоченный и раскрашенный  в стиле «барокко» иконостас с двумя приделами и балдахинами над святыми мощами Андрея Боголюбского, его сына Глеба и над сенью престола. В следующем, 1768 году к собору были пристроены и освящены приделы – во имя благоверного князя Андрея Боголюбского (северный) и святого Глеба Владимирского (южный). После завершения всех работ в конце мая 1774 года Успенский собор был торжественно освящён епископом Владимирским и Муромским Иеронимом (Фармаковским). Рядом с собором в 1776 году выстроили каменную часовню. 

Благоукрашение храма продолжилось в XIX столетии. Так, в 1810 году рядом с собором выстроили четырёхъярусную колокольню, увенчанную высоким золочёным шпилем, а в 1862 году здание собора и колокольни связал между собой придел, освященный во имя Георгия Победоносца. В том же году в первом ярусе колокольни устроили придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех, а спустя несколько лет вокруг собора была сооружена ограда с железными решётками, к которой примкнуло здание странноприимного дома, сторожка и крестильня.

Многочисленные пожары, разграбления и последующие восстановления храма, история которого к концу XIX столетия насчитывала более семи веков, сильно изменили его, поэтому в 1886–1891 годах было проведено полное обследование и реставрация фасадов и интерьеров. Фасады облицевали новым камнем, вернули кровле позакомарное покрытие и шлемовидные главы, убрали контрфорсы, восстановили в первоначальном виде растёсанные окна, обновили росписи, причём были частично открыты фрески Андрея Рублёва, и в сентябре 1891 года чин торжественного освящения обновлённого соборного храма совершил архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност (Лебедев).

Крах Российской империи с приходом к власти партии большевиков в 1917 году пагубно на судьбе древнего здания не отразился. Наоборот – уже в 1918 году во Владимир для изучения и сохранения уникального архитектурного памятника Древней Руси была направлена научная экспедиция, составившая отчёт о неудовлетворительном состоянии фресковой живописи. Богослужения в храме продолжались до 1927 года, после чего его закрыли, вскоре организовав в его стенах церковный отдел городского исторического музея.

В 1931 году храмовый ансамбль лишился своих металлических частей – решётки окон и ограды, колоколов, чугунных плит, изъятых как лом, в 1936 году здание колокольни было приспособлено под парашютную вышку, а в 1938 году в стенах собора открылась антирелигиозная выставка, действовавшая до 1944 года, когда по просьбе верующих собор был передан Владимирской и Суздальской епархии. В апреле того же года состоялось торжественное освящение храма священником Сергием (позднее – архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим (Фестинатов). Собор вновь обрёл статус кафедрального храма епархии и с тех пор в нём регулярно совершаются богослужения.

На протяжении минувшего столетия было проведено несколько масштабных реставрационных работ по сохранению фасадов и уникальных интерьеров храма – отремонтированы стены, окна, покрыта медными листами кровля, позолочены главы и резной иконостас, поновлены фрески и иконы. 

Успенский собор в наши дни

В настоящее время храм находится в совместном ведении Владимирской и Суздальской епархии и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, являясь уникальным памятником архитектуры Древней Руси и объектом культурного наследия не только федерального значения, но и объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Помимо совершающихся богослужений двери собора, как экспозиции уникальных фресок Андрея Рублёва, открыты для посетителей каждый день кроме понедельника с 13.00 до 16.45 часов.