Показать регионы

Успенский собор на Городке

Успенский собор на Городке в Звенигороде – один из немногих полностью сохранившихся памятников истории и культуры, относящихся к периоду становления московского стиля в архитектуре. Храм, построенный на рубеже XIV–XV вв., относится к числу лучших образцов русского зодчества.
История храма

Успенский собор построен на Городке, в древнем центре Звенигорода, некогда укреплённом земляными валами, по повелению младшего сына Дмитрия Донского князя Юрия Звенигородского. Точное время его строительства неизвестно. В различных исторических источниках указывается как 1390 г., так и 1417 г. Это один из четырех сохранившихся без значительных изменений храмов, относящихся к периоду раннего московского зодчества. Строила его, по всей вероятности, та же артель зодчих, что возводила церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле (1393) по повелению княгини Евдокии, матери князя Юрия Звенигородского.

Утрата Звенигородом в XV в. статуса удельной столицы и последующий упадок города неожиданно обернулся благом для его храмов. В отличие от Москвы, где старые соборы полностью разрушались или значительно перестраивались по требованию царей и времени, в маленьком Звенигороде на строительство новых храмов не было средств, а зачастую их не хватало и на ремонт. Эта парадоксальная ситуация помогла сохранить Успенский собор с минимальными изменениями.

Во все времена собор сохранял статус первого уездного храма. Ему принадлежали большие земельные владения, которые он сохранил за собой и после секуляризации земель XVIII в. Многие его настоятели имели чин протоиерея и возглавляли городское благочинение.

Самые значительные изменения в экстерьере храма произошли в XVIII в., когда он обветшал настолько, что дальнейшие богослужения в храме без ремонта здания оказались невозможными. Неотложной замены потребовала кровля храма. В результате ремонта собор утратил свою первоначальную позакомарную кровлю. Пространство между закомарами было заложено кирпичом и сооружена четырехскатная крыша. В это же время была сделана металлическая облицовка главы. В 1746 г. из-за опасности обрушения была разобрана старая шестиугольная деревянная колокольня. Снятые с неё колокола были размещены на хранение в стенах храма.

В 1773 г. в соборе с дозволения Синодальной конторы был освящён придел во имя великомученика Георгия. Он был украшен за счёт пожертвований коллежского асессора А. Т. Юдина, воеводы Звенигородской воеводской канцелярии. В 1830–1837 гг. в соборе были запрещены богослужения по причине крайней ветхости здания. Восстановить храм помогли пожертвования звенигородского купца Рахманова. На эти деньги были заменены дубовые тяги, укреплены арки и растёсаны окна.

Над Успенским собором не раз возникала угроза разрушения. В годы Великой смуты XVII в. храм был разграблен, пострадал он и во время Отечественной войны 1812 г. В середине XIX в. горожане сами хотели снести собор, чтобы построить на его месте церковь во имя князя Александра Невского. Спасло собор от разрушения только вмешательство императора Александра II. В 1880 г. во время сильной бури с храма был сброшен крест, который при падении разбился. Взамен него по старому образцу был изготовлен новый позолоченный крест «с короной».

В XIX в. была построена новая трёхпролётная каменная звонница. Колокола в ней были подвешены на двух ярусах. С основным храмом её соединяет небольшая переходная галерея. Верхний ярус колокольни перекрыт куполообразной кровлей со шпилем. Собор Успения Пресвятой Богородицы был малопосещаемым в холодное время года, постольку не имел отопления. Ещё в 1893 г. Археологическая комиссия запретила его устройство из-за опасения, что это может нанести ущерб старинному зданию и его интерьеру.

После революции в храме продолжались службы до середины 1930-х годов. В последнее предвоенные годы он был закрыт. В 1936 г. городские власти планировали разрушить здание для постройки стадиона. В этот раз храм отстояли широкие круги научной общественности.

После завершения Великой Отечественной войны здание собора было возвращено церкви. С 1946 г. в храме возобновились богослужения. В 1995 г. по указу святейшего патриарха Алексия II Успенский собор получил статус монастырского подворья возрожденного Саввино-Сторожевского монастыря. С 1991 г. при храме действует воскресная школа, которую посещают дети и молодёжь от 3 до 18 лет. В программе школы предусмотрено изучение основ православной культуры, священной истории, церковно-славянского языка, музыки, пения, народных промыслов и игр. Вместе с членами молодёжной группы учащиеся школы совершают паломнические поездки по храмам и монастырям страны.

Архитектурный облик

При возведении Успенского собора на Городке зодчие не только умело следовали Владимиро-Суздальской традиции, но и заложили основы раннемосковского стиля в архитектуре. При строительстве храма они искусно использовали рельеф местности и хитроумные приёмы, благодаря которым он кажется значительно более высоким, чем есть на самом деле. Высота храма не превышает 12,5 м, но особенности «пирамидальной» каменной кладки стен, трёх апсид и светового барабана зрительно увеличивают его высоту. Как показали замеры, основной объём храма и самые крупные архитектурные элементы немного сужаются кверху. То, что собор построен на подклети высотой в 1,5 м, также визуально увеличивает его фактические размеры. Устремленность здания ввысь подчеркивали и высокие крылечки перед каждым входом в собор. Прежде переход от стен к куполу органично оформляли два ряда кокошников.

По своему типу это обычный крестово-купольный четырехстолпный храм, но его пропорции ради увеличения внутреннего пространства немного нарушены. Зодчие увеличили площадь алтарного помещения и размеры апсид собора. Вместе с этим, благодаря сдвинутым к восточной стороне столбам, увеличилось пространство для верующих. Перемещена относительно центра храма и его глава. Это привело к несоответствию внутреннего и внешнего членения здания, заметное только специалистам. Толстые стены храма сложены из тщательно подогнанных друг к другу каменных блоков. Они сложены «бутовым» методом: пространство между внутренней и внешней кладкой стен заполнено осколками камней и известковым раствором, создавшим монолитную массу.

Каждый из трёх фасадов храма разделен традиционными лопатками на три прясла, завершающиеся закомарами. Изящные полуколонки, примыкающие к лопаткам имеют ажурные резные капители в виде снопа. Подобные архитектурные детали также делят плоскости стен храмовых апсид. Их верхняя часть украшена декоративным резным поясом. Такой же декор присутствует и на барабане собора.

Перспективные порталы у каждого входа в храм обрамлены арками на колоннах. Оригинальные узкие вытянутые окна сохранились только в верхней части северного и южного фасадов и в середине главной апсиды. Оконные проёмы по периметру украшали каменная резьба и килевидные кокошники. В декоративном оформлении фасадов здания вместо аркатурно-колончатых горизонтальных поясов, часто использовавшихся владимирскими мастерами, появляются три широкие декоративные резные ленты.

Кровля Успенского собора древними зодчими первоначально была устроена по закомарам и только в XVIII в. у храма появилась четырёхскатная крыша. Коробовый свод храма усложняют четыре угловые закомары с поясом декоративных килевидных кокошников у основания барабана купола.

Настенная роспись

Сразу по завершении строительства внутренние стены собора были расписаны московскими мастерами. Старинная стенопись, сохранившаяся фрагментарно, была раскрыта от поздних наслоений 1918 г. художниками-реставраторами под руководством Н. Д. Протасова. Художественное оформление интерьеров собора большинством современных исследователей приписывается кисти А. Рублёва, Д. Черного и их ученикам.

Фрагменты первоначального живописного декора можно увидеть в алтаре, барабане купола, на столбах-пилонах в восточной части собора, а также его северной стене. Остальная сохранившаяся настенная роспись выполнена значительно позднее, в основном в XIX в. Купольный барабан расписан образами праотцов церкви в два яруса. Чуть ниже находятся поясные изображения библейских пророков. Из живописи этого яруса лучше всего сохранилось изображение пророка Даниила.

В 1969–1972 гг. группой реставраторов род руководством В. В. Филатова в простенках барабана были раскрыты фрагменты фрески «Успение» на северной стене, фресковые композиции на жертвеннике, отражающие историю жизни Иоанна Предтечи.

Меньше всего пострадали от времени и позднейших ремонтов росписи восточных столбов. До начала XX века они были прикрыты высоким иконостасом. После революции он был временно разобран, а затем перемещен на новое место в храме.

На западных плоскостях столбов нанесены три регистра изображений. В верхней части в медальонах написаны поясные образы святых Фрола и Лавра. По мнению искусствоведов, выбор образов этих мучеников для стенописи по замыслу иконописцев должен служить напоминанием о божественной помощи русскому народу. По свидетельству летописей именно в день эти святых князь Дмитрий Донской получил благословление на битву на Куликовом поле от Сергия Радонежского. Под ними изображены голгофские кресты. В нижней части столбов-пилонов изображены сцены библейских преданий. На северном столбе – это дарование преподобному Пахомию монашеского устава, а на южном – беседа св. Варлаама с индийским царевичем Иосафом, его учеником. На свитке, который держит в своей руке Варлаам, начертано: «Поведаю тебе, чадо, о бисере бесценном, которым является Христос...».

Такое внимание к монашескому подвижничеству очень не обычно для городского храма. Использование подобных сюжетов в росписях объясняется взаимоотношениям звенигородского князя Юрия Дмитриевича с его духовным наставником Саввой Сторожевским.

Обе эти сцены фактически являются частью местного чина иконостаса. В них в полной мере проявляются особенности московской школы иконописи XV в. Для образов характерен специфический тип ликов, отображающих состояние сосредоточенности и покоя. Силуэты тел узкие, с маленькими конечностями и головой. Складки неприлегающей плотно к телу одежды наполнены воздухом. Струящиеся изящные линии контуров тел придают им округлую, выточенную рельефность. Спокойные, но выразительные жесты персонажей демонстрируют принятие христианского учения.

В 1848 г. росписи интерьера собора были обновлены по инициативе и на средства купца В. Смолина. Большинство дошедших до настоящего времени фресок имеют ещё более позднее происхождение. Последний раз храм расписывался в 1880-х годах. Ходатайствовали об этом в Археологическом обществе священник Иоанн Рождественский и церковный староста купец Стариченков. Подновление росписи завершилось к 1887 г. и было приурочено к 900-летию крещения Руси.

Древние фрески очень чутко реагируют на жар и копоть церковных свечей и, хотя в действующем храме нет прямого запрета на их использование, зажигать свечи в помещении крайне нежелательно.

Основная масса древних изображений была сбита во время ремонта в XVIII в., так как к этому времени они уже утратили свою былую красочность. В 1986 г. во время археологических раскопок около собора среди строительного мусора было обнаружено большое количество мелких фрагментов сбитых фресок. После завершения работ они были переданы в музей при Саввино-Сторожевском монастыре. В 2001 г. осколки штукатурки с фресками были тщательно изучены искусствоведом О. В. Лелековой. Искусствовед пришла к выводу о необыкновенной одаренности иконописцев, расписавших собор по завершению строительства. Она сравнила стенопись с красочными книжными миниатюрами русских летописей XV в. В 2008–2010 гг. многие фрагменты были успешно сложены в цельные художественные композиции, которые можно увидеть в музее. Общепризнано, что авторами росписей в Успенском соборе были иконописцы из круга близкого к А. Рублёву, но их имена остались неизвестны.

Иконы и иконостас храма

Пятиярусный иконостас, установленный сегодня в Успенском соборе относится к XVII в. Он несколько раз обновлялся в XIX в., но сам по себе не представляет большой художественной ценности. Намного интереснее с искусствоведческой точки зрения были размещённые на нём иконы. В 1998 г. образы были очищены от поздних наслоений и теперь все входящие в храм могут видеть их в почти первозданном состоянии.

В Звенигородском соборе, в прошлом часто называвшемся «домом пречистой», хранится несколько чтимых образов богоматери. Это Казанская икона богоматери XVII в. и её Толгский (XVIII в.) и Киево-Братский (XIX–XX вв.) образы. Последняя икона попала в собор от прихожанки Е. М. Бабакиной вскоре после повторного открытия храма в 1946 г. Она почитается в городе как чудотворная не только из-за многочисленных исцелений, но и как спасительница Звенигорода от захватчиков в годы Великой Отечественной войны. По городской легенде, именно этот образ носили по улицам города в те дни, когда немецкие войска были в окрестностях Звенигорода.

С Успенским собор на Городке связаны знаменитые иконы древнерусского письма, автором которых был Андрей Рублев. Во время реставрационных работ 1918 г., проводимых Комиссией по сохранению и раскрытию древнерусской живописи, в храме были обнаружены три иконы, входившие в деисусный чин иконостаса: Спас Вседержитель, Архангел Михаил и Апостол Павел. Первоначально этот ряд иконостаса состоял из семи или девяти икон, но остальные образы сейчас безвозвратно утрачены. Эти произведения иконописи, безусловно, относятся к шедеврам русской живописи и составляют всемирно известный Звенигородский чин и сейчас находятся в собрании Третьяковской галереи.

Образы были обнаружены случайно в удручающем состоянии в начале XX в. Обстоятельства, при которых эти произведения искусства были найдены, теперь полностью неизвестны, Существует несколько версий их открытия для знатоков и ценителей искусства. По воспоминаниям участника реставрационных работ, известного историка искусств И. Э. Грабаря, одна из них служила ступенькой лестницы, а две других были обнаружены в дровяном сарае, где и были найдены реставратором Г. О. Чириковым. По другой версии две иконы с архангелами принёс в московские реставрационные мастерские священник Успенского собора Д. Крылов.

Ещё одна очень ценная икона этого ряда хранится в соборе. Образ Иоанна Предтечи, как подтверждают результаты исследований доски и фрагментов паволоки, был написан одновременно с иконами Звенигородского чина А. Рублёва. Однако в XVIII в. икона была переписана заново.

Иконы Успенского собора в Звенигороде по единодушному мнению историков живописи из всех подобных произведений по своему стилю наиболее близки к лучшим византийским образцам. В то же время они имеют свои национальные особенности в иконографии. Византийскому наследию можно отнести пластичность и легкость форм, ракурс положения тела. Русский стиль письма проявился в большей эмоциональности образов, выразительности силуэтов и цветовой палитре.

До наших дней в стенах Успенского храма на Городке сохранились не только шедевры стенописи и уникальные иконы, но и другие православные святыни. В двух ковчежцах, расположенных под фресками кисти учеников А. Рублёва, хранится около 150 частиц мощей святых православной церкви. В конце 1980-х гг. в храм архимандритом Евлогием из Свято-Данилова монастыря были переданы частицы мощей святого угодника Саввы Сторожевского.

Успенский собор на Городке, «красавец-богатырь в вышитой холщёвой рубахе и золотом шлеме» – один из самых старых на московской земле. Прошедшие столетия немного исказили его облик, но ясность и простота воплотившихся в нём замыслов древних зодчих, величественная монументальность храма продолжает поражать и радовать наших современников.