Показать регионы

Воскресенский собор (Осташков)

Воскресенский собор (собор Воскресения Христова) – самое древнее каменное сооружение Осташкова. Построен в 1677–1689 гг.
История собора

В конце XVII века на месте ранее существовавших деревянных храмов, уничтоженных пожаром в 1676 г., в Осташкове возводятся каменные церкви. Первым каменным храмом стал пятиглавый Воскресенский собор с колокольней, строительство которого началось в 1677 году и было окончено в 1689 г. Собор являлся одним из самых больших, величественных сооружений на тверских землях того периода. Рядом чуть позднее (в 1685 г.) был заложен каменный Троицкий собор. Строительство почти одновременно двух каменных соборов в таком небольшом городе, каким был Осташков, было событием исключительным.

Вместе с храмом строились приделы – во имя Рождества Предтечи Господня Иоанна (по правую сторону) и во имя Успения Пресвятой Богородицы, преподобного Иосифа Волоцкого (по левую сторону). За Иосифовским приделом располагалась ризница, под Предтеченским приделом – два погреба. В 1750–1758 гг. Воскресенский собор значительно расширили, с юга и с севера устроили просторные приделы. Успенский придел был распространен, выстроен придел Рождества Христова.

Последнюю значительную перестройку собора произвели в 40-х гг. XIX века, в результате храм утратил свои древнерусские архитектурные формы, приобрел новый классический вид. В 1930-х гг. Воскресенский собор был закрыт, настенная роспись заштукатурена и закрашена, в помещениях храма в течение долгого времени размещался склад «Осташковторга».

Архитектура Воскресенского собора

Собор Воскресения Христова представляет собой перекрытый сомкнутым сводом бесстолпный четверик, увенчанный пятью главами. С западной стороны – двухстолпная трапезная, также перекрытая сомкнутым сводом, с восточной – полукруглые алтарные апсиды, с севера и юга – приделы. Колокольня при храме восьмиугольная готической архитектуры, островерхая и без крыши, до самой главы сложенная из кирпича. В каждом из трех ярусов сужающегося верха (шпиля) устроено по восемь окон. Когда в праздники устраивалась иллюминация, эти окна придавали колокольне особенно привлекательный вид. Всего колоколов в звоннице было 19, самые тяжелые весили 200 пудов, затем – 170 пудов и т.д. По свидетельству протоирея Феодора Прусавецкого, из-за размеренного подбора колокола издавали редкий звон.

В течение более чем трех веков своего существования Воскресенский собор неоднократно перестраивался, менялись размеры храма, его внешний вид и интерьеры. Изначально собор имел архитектурные особенности, свойственные «дивному узорочью» XVII века: наборные наличники, сложенные из фигурного кирпича, вход был обрамлен массивными порталами с резными «дыньками», углы четверика были сопровождены витыми полуколоннами, у основания барабанов – ажурные кокошники, а на барабанах – аркатурно-колончатые пояса. Все эти архитектурные детали украшали массивные стены храма, придавали изящество и особую теплоту его облику.

В результате последней перестройки середины XIX столетия, собор во многом лишился первоначальных древнерусских форм, вид его стал более классическим. Плоские стены храма отчетливо расчленены высокими окнами и пилястрами, четверик увенчан со всех сторон классическими треугольными фронтонами, с запада, севера и юга – небольшие колонные портики.

Колокольня Воскресенского собора сохранила до настоящего времени первоначальные древнерусские формы – высокий восьмигранный готический столп имеет широкий ярус звона и увенчан ажурным шатром с небольшим барабаном и главкой. Колокольня имеет простые и лаконичные формы, но украшена выразительным декором: арочками, небольшими полуколоннами, «наборными» наличниками окон. Она «играет» каждой своей гранью.

Роспись храма

В Воскресенском соборе сохранилась монументальная настенная роспись. Живопись, восстановленная в 1960–1980-х гг., представляет уникальную художественную и историческую ценность. Собор с приделами Рождества Христова, Успения Пресвятой Богородицы, Иосифа Волоцкого и Иоанна Предтечи перестраивался неоднократно и украшался все новой настенной росписью, выполненной маслом.

Самая ранняя роспись, датируемая серединой XVIII века, была открыта в начале 1980-х гг., в ходе реставрационных работ. При расчистке свода четверика реставраторы обнаружили монументальные композиции на тему страстей Христовых: «Распятие с предстоящими» (1750–1760-е гг.), «Несение Креста», «Снятие с Креста», «Положение во гроб» (1770–1780-е гг.). Все композиции многофигурные и динамичные, выполненные на высоком профессиональном уровне. Наибольшую ценность представляет композиция «Распятие с предстоящими», т.к. она имеет авторскую надпись художника Еремея Уткина и позволяет составить представление об особенностях художественной школы Осташкова XVIII столетия. Самая древняя часть собора – четверик – выстроен из большемерного кирпича. В отличие от других, роспись «Распятие с предстоящими» нанесена на тонкой известковой обмазке, а не на ровной штукатурке, вследствие чего через живопись хорошо просматривается структура кирпичной кладки. Эта композиция Е. Уткина – первая настенная роспись каменных храмов Осташкова. Роспись указывает на высокое мастерство художника, в ней прослеживается характерный стиль столичной барочной церковной живописи, который мастер освоил в совершенстве. Эта работа позволяет предположить, что заказчики росписи ориентировались на произведения столичных художников.

Большую ценность представляет и настенная живопись Воскресенского собора. Роспись стен четверика и центральных алтарных апсид выполнена в 1770–1780-х гг. Живопись, расположенная в несколько рядов, воспроизводит события из Нового Завета: «Христос и грешница», «Поклонение волхвов» и др. Откосы стен и окон украшены как сюжетами из Евангелия, так и образами Святителей и мучеников: «Мария Египетская», «Святая равноапостольная Фекла» и др. Особое место в тематике росписей занимают образы Святых Русской Православной Церкви – прославленные подвижники православной веры князья Борис и Глеб, князь Александр Невский, митрополит Московский святитель Алексий, убиенный царевич Дмитрий. На стенах также представлены образы князя Михаила Черниговского, Феодора боярина Черниговского, князя Петра Муромского, Кирилла Новоезерского, мученика Иакова Пермского, князя Михаила Тверского, святителя епископа Арсения Тверского. Особое место на западной стене занимает образ святого мученика Евстафия, заказчики росписей явно пожелали увековечить память о легендарном основателе города Осташкова – Евстафие по прозвищу Осташко.

Нижний ряд композиций создан в середине XIX века, когда были переписаны композиции, сохранившиеся с 1770 г. Роспись выполнена, скорее всего, тоже местными мастерами. На северо-западном склоне свода трапезной Воскресенского собора частично сохранилась орнаментальная роспись конца XVIII столетия, которая выполнена в технике гризайль. А в конце XIX века своды трапезной были украшены живописными композициями «Коронование Марии», «Встреча Марии с Елизаветой», «Отечество».

Троицкий и Воскресенский соборы, возведенные для прихожан Патриаршей и Иосифовской слобод – это сегодня единственные сохранившиеся каменные здания города Осташкова конца XVII века.

Литература:

Барсегян Т. В. Земля Истока... Очерки культуры Верхневолжья. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.