Показать регионы

Воскресенский монастырь (Углич)

Воскресенский мужской монастырь – одна из самых древних православных обителей Углича, основанная на берегу Волги, предположительно, в XIII столетии и в середине XVII века украсившаяся каменными строениями. Прошедший долгий путь от расцвета и упразднения до возрождения монастырь, в настоящее время является действующей обителью Рыбинской епархии и объектом культурного наследия РФ. 
Об истории монастыря...

Устремляются ввысь купола храмов и звонниц, сверкают на солнце их кресты, льётся над окрестностями мелодичный перезвон колоколов, возносятся к Богу слова молитвы и благодарности – так выглядит старинный город Углич сейчас, таким он был и в далёкие времена своей истории, когда в начале XIII века стал центром удельного Углицкого княжества. Именно к тому периоду относится появление в центре удела храмов и монастырей, одним из которых и стала Воскресенская обитель. Согласно преданиям, основал монастырь в честь Воскресения Христова князь Роман Владимирович, правивший княжеством во второй половине XIII века, но ни об ансамбле обители, ни о её насельниках тех времён сведений не сохранилось.

Первые летописные упоминания о монастыре датируются 1482 годом в контексте с освящением Покровского собора в одноимённой обители – настоятель Воскресенского монастыря архимандрит Нафанаил принимал участие в освящении соборного храма. 

До начала XVII века больше никаких данных о монастыре в рукописях не встречается, а точное его описание было сделано в летописном своде «Угличский Летописец» после польско-литовского разорения 1609 года. Тогда, как пишет неизвестный автор, взявшие с боем укреплённый стенами монастырь поляки зверски убили настоятеля, более 50 иноков и без малого 500 угличан, оборонявшихся наравне с насельниками, а деревянные строения – соборный Воскресенский храм, церкви Смоленской и Печерской икон Божьей Матери, Архангела Гавриила и Марии Египетской, иноческие кельи и хозяйственные постройки – разграбили и предали огню. 

С тех пор сведения о Воскресенском монастыре стали более подробно документироваться, поэтому известно, что после освобождения города от поляков первоначально расположенную у устья Троицкого ручья обитель достаточно быстро восстановили, в 1649 году одной из статей её дохода стало содержание перевоза через Волгу, а в 1654 году к ней приписали располагавшийся в пригороде Углича Архангельский монастырь. К 1670-м годам ансамбль Воскресенской обители состоял из одноимённого собора, Смоленского храма с трапезной, шатровой колокольни, иноческих келий и хозяйственных помещений, был огорожен деревянными стенами, а над воротами возвышалась церковь Марии Египетской. 

Восстановленный после польского разорения монастырь не смог устоять против сил природы. Низина, на которой находились его строения, во время весенних паводков полностью заливалась водой, принося вред деревянным постройкам, а начавшееся обрушение берега Троицкого ручья рисовало мрачную картину обвала строений и верной смерти насельников. 

По указу митрополита Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевича, в бытность свою принявшего постриг в Воскресенской обители, в 1674 году она была перенесена на новое место и к 1677 году украсилась опоясанным стенами каменным ансамблем, в который вошли Воскресенский собор, трёхпролётная звонница, трапезная с церковью Одигитрии, келейные корпуса и хозяйственные строения.

Пик расцвета наделённого вотчинами Воскресенского монастыря пришёлся на вторую половину XVII – начало XVIII столетия. О его благоустроенности и богатстве говорит тот факт, что на вотчинных землях, согласно сохранившимся данным, жили без малого тысяча прихожан мужского пола, а в 1736 году к обители приписали Успенско-Богородицкую Ламскую мужскую пустынь. 

Местность, на которую перенесли монастырь, также оказалась не слишком защищённой от природных воздействий и также затапливалась весенними водами, поэтому со временем каменные постройки начали разрушаться. В 1764 году, дабы избежать трагедии, монастырь упразднили, иноков расселили по другим обителям, а монастырские храмы преобразовали в приходские. 

Издавна при монастыре существовало кладбище, где находили упокоение знатные горожане, а самыми известными захоронениями были могилы предков матери царя Михаила Фёдоровича Романова – Ксении Ивановны Шестовой. По прошествии некоторого времени кладбище было закрыто. 

В 1776 году в келейных корпусах и в подклетном этаже трапезной бывшего Воскресенского монастыря разместилось духовное училище Угличского уезда, функционировавшее до начала минувшего века. В 1777–1778 годах направленной в Углич выездной комиссией от духовной консистории были обследованы кирпичные и деревянные здания обители и принято решение о их капитальном ремонте, но сами работы начались в первые годы XIX века. К 1811 году были укреплены стены и своды Воскресенского собора, произведён ремонт его крыши, восстановлены ограда и кирпичные ворота, а начиная с 1814 года начались поэтапные работы по реставрации живописи интерьеров храмов, завершившиеся в 1865 году.

К сожалению, ремонтные работы лишь на время приостановили разрушение зданий – слабый грунт не выдержал веса зданий и они снова оказались в аварийном состоянии.

После революции 1917 года Воскресенский храм одним из первых в городе был закрыт и монастырский ансамбль передали в ведение тогдашнего Угличского музея древностей (сейчас – Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей), который разместил в зданиях экспозиции, посвящённые древнерусскому зодчеству, а подклетные этажи с 1920-х годов использовал как склады. 

В 1935 году началось строительство Угличской ГЭС и здания Воскресенского монастыря на время были переданы в пользование НКВД (строительство объекта велось, в основном, силами заключённых исправительно-трудовых учреждений ГУЛага). После запуска ГЭС здания бывшей обители вернули музею и в 1950–1970-х годах в них были проведены комплексные работы, включившие в себя, помимо ремонта строений, химическое укрепление грунта, что способствовало сохранению монастырского ансамбля.

В 1999 году, на пике возрождения православных святынь, Воскресенский монастырь был передан в ведение РПЦ и в нём возобновилась монашеская жизнь. В июне 2000 года в обители было совершено первое после многолетнего перерыва богослужение, а в сентябре того же года торжественно освящена церковь Смоленской иконы Божьей Матери. 

Сейчас монастырь является действующим, в его храмах совершаются богослужения и параллельно ведутся ремонтно-реставрационные работы зданий и строений. Уже восстановлена кирпичная ограда и ворота, отреставрированы фасады и покрыты позолотой луковичные главы Воскресенского собора. 

… и его архитектурном ансамбле

Главными сооружениями архитектурного ансамбля Воскресенской обители являются три, поставленные на высокие подклеты в одну линию и соединённые галереей здания – собор Воскресения Господня, трёхпролётная звонница и трапезная с храмом Смоленской иконы Божьей Матери (Одигитрии), являющиеся ярким образцом ростовской школы зодчества второй половины XVII столетия. Спаянные воедино, разнообъёмные и разновысотные строения, украшенные поливными зелёными изразцами, имеют свою композиционную деталь, которая не противоречит соседним, а дополняет их. 

Архитектурной доминантой ансамбля является двухъярусный Воскресенский собор с южным и северным приделами, соединёнными небольшой галереей, огибающей строение с запада, где устроено крыльцо и лестница, ведущая в храм и на галерею. Собор довольно разнообразно украшен снаружи – подклет здания прорезан арками, порталы декорированы кирпичом разной формы, аркада галереи – изразцами, стены выше галереи опоясаны декоративным фризом. Венчают храм пять луковичных глав на высоких тонких глухих барабанах, причём центральная глава намного больше боковых. 

До закрытия храма в нём хранились святыни обители: храмовая икона «Воскресение со страстями» I трети XVII века, серебряный с позолотой крест, звездица и потир 1678 года, Евангелие 1644 года. 

Следующее строение ансамбля – трёхпролётная звонница, продолжившая композиционную линию комплекса. В её нижней части раньше были устроены проездные ворота, средняя часть служит проходной галереей и в наши дни, а в верхнем ярусе располагалась церковь Марии Египетской (упразднена в 1764 году) и аркада для колоколов. Венчает строение небольшая изящная луковичная главка на высоком тонком барабане. 

Ещё одним элементом комплекса является трапезная палата с венчающей её башней, где раньше находились часы, а завершает ансамбль церковь Смоленской иконы Божьей Матери, примкнувшая к трапезной. Внешний декор трапезной и Смоленского храма более скромный по сравнению с убранством собора, оттеняя его своей простотой и лаконичностью.

Дополняют монастырский ансамбль келейный корпус и хозяйственные постройки, а белоснежные стены и Святые ворота, появившиеся уже в наши дни, придают нарядности древней угличской святыне.