Показать регионы

Верхний сад (Петергоф)

Верхний сад – один из регулярных парков Петергофа, вместе с Большим дворцом и Нижним парком составляющий старейшую часть бывшей императорской резиденции, в настоящее время – дворцово-паркового ансамбля «Петергоф». Созданный ещё при Петре I Верхний сад в настоящее время входит в перечень объектов культурного наследия ЮНЕСКО.
Из истории

Обустройство загородной резиденции в Петергофе Петром I началось с возведения дворцового комплекса, включившего в себя строительство довольно скромного по тем меркам императорского дворца, изначально называвшегося «Нагорным дворцом» или «Верхними палатами» (в настоящее время – Большой Петергофский дворец) и прилегающих к нему парковых ансамблей – Нижнего парка (со стороны северного фасада) и Верхнего сада (со стороны южного фасада). И если Нижний парк, по замыслу императора, изначально оформлял парадный въезд во дворец со стороны залива, то открытая местность со стороны южного фасада Большого дворца площадью всего 15 гектаров как нельзя лучше подходила планам практичного Петра I для устройства на ней, помимо регулярного парка с широкими аллеями, прудами, скульптурами, грядок с овощами, фруктами и пряными травами.

Точный эскиз Верхнего сада, предусматривавший устройство широкой центральной аллеи и пересекающих её поперечных аллей, образующих четыре прямоугольных, симметрично расположенных партера, по составленным императором наброскам создал голландский садовый мастер Леонард фон Гарнихфельт и в течении десяти лет (1714–1724) его воплощали в жизнь немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн и французский мастер садово-парковой архитектуры Жан-Батист Александр Леблон. Стоит отметить, что Ж.-Б. А. Леблон внёс некоторые изменения в эскиз Л. Гарнихфельта, добавив пруды и фонтаны на территории паркового ансамбля, хотя сами фонтаны появились в Верхнем саду много позже – в 1730-х годах, когда к фонтану «Самсон», украшающему Большой каскад Нижнего парка, начали прокладывать трубопровод. 

Планировка паркового комплекса, изначально неразрывно связанная с архитектурой Большого дворца, осталась такой и в последствии, несмотря на некоторые видоизменения. Как и задумывал Пётр I, ширина Верхнего сада была приведена в соответствие с шириной фасада дворца, а партерная часть парка со скульптурами, мраморными статуями и расположенным по его центру прудом удлинённой формы и квадратными прудами напротив боковых галерей здания – ширине центральной его части. 

Украшением паркового ансамбля стали обсаженные деревьями и кустарниками аллеи и увитые стелющимися растениями трельяжные беседки. Изначально границей зелёных насаждений Верхнего сада была увитая зеленью трельяжная ограда и ров, выполнявший, помимо эстетической (ров не закрывал обзор сада) практическую функцию – по нему из прилегающих болот стекала вода к фонтанам, что позволяло существенно осушить и саму территорию сада. 

Основное назначение Верхнего сада как места для выращивания овощей и фруктов сохранялось как при жизни императора Петра I, так и долгое время после его смерти.

Изменения в оформлении садового ансамбля начались в 1730-х годах, когда была решена проблема подачи воды к фонтанам Нижнего парка. Тогда и в Верхнем саду появились пять фонтанов, устроенных в период с 1734 по 1738 год. Три из них расположились по центральной оси дворца, для первого из которых – «Дубового», в 1734 году был специально вырыт круглый бассейн. Центральный пруд (бассейн), находившийся в саду с первых дней его обустройства, в 1736 году украсили скульптурной группой «Телега Нептунова», в 1799 году заменённой на состоявшую из 27 фигур и декоративных деталей группу «Нептун», сохранившуюся до наших дней. Замкнул комплекс центрально-осевых фонтанов вырытый в 1738 году бассейн, в котором установили фонтан «Межеумный», неоднократно менявший своё скульптурное убранство и поэтому позднее названный «Неопределённым». 

Кроме центральных бассейнов оформили скульптурными композициями и два боковых квадратных пруда, а с южной стороны от бассейна с «Нептуном» устроили небольшой каскад, украсив его бронзовой статуей Аполлона Бельведерского. В центральном партере перед фасадом Большого дворца появились установленные на восьми пьедесталах золочёные свинцовые статуи и солнечные часы, где по периметру квадратной мраморной доски с медным диском в центре были вырезаны римские цифры, украшенные позолотой. 

Из-за постоянной сырости многие деревья и кустарники часто гибли, поэтому площадь Верхнего сада неоднократно поднимали над уровнем здания дворца путём подсыпки грунта, что в итоге привело к повышению уровня сада над полом первого этажа Большого дворца и позволило избавиться от сырости.

К началу 1740-х годов сообщение между Санкт-Петербургом и загородной императорской резиденцией по грунтовой дороге («Петергофской першпективе») улучшилось настолько, что стало основным средством сообщения, поэтому остро встал вопрос о благоустройстве Петергофа и въезда в него со стороны Верхнего сада. В годы царствования императрицы Елизаветы Петровны архитектор Б. Ф. Растрелли не только перестроил Большой Петергофский дворец, обратив его парадную лестницу к Верхнему саду, но и расширил площадь паркового ансамбля в соответствии с увеличенной шириной фасада дворца. Парадный въезд в загородную резиденцию с тех пор находится со стороны Верхнего сада, а его несомненное украшение – оформленные массивными пилонами с прикреплёнными к ним ажурными коваными створками ворота – часть состоящей из 150 каменных, увенчанных алебастровыми вазами, покоящихся на общем фундаменте столбов ограды, с трёх сторон взявшей сад в кольцо при перестройке здания Б. Ф. Растрелли в середине XVIII столетия, причём старую трельяжную ограду убрали, а рвы засыпали. Пролёты между столбами новой ограды мастера заполнили решётками из четырёхгранных деревянных пик, а столбы с внешней стороны – маскаронами (рельефными украшениями в виде масок львов с кольцами в пастях). Кроме парадных ворот въезд на территорию императорской резиденции предваряли ещё трое ворот, украшенных пилонами и деревянными золочёными статуями.

К 1770-м годам овощные грядки, устроенные в партерах при Петре I, убрали, засадив освободившуюся территорию кустарниками и деревьями, причём стоит отметить, что для озеленения сада с тех пор используются только породы деревьев, характерные для данного климата – берёзу, липу, ель, клён, дуб, черёмуху и рябину. У каждого из двух боковых квадратных бассейнов разбили по три искусственных рощи (боскета), обсадив их декоративными кустами и деревьями, а по всей территории сада установили беседки и скульптуры. 

К концу XVIII столетия Верхний сад приобрёл завершённый вид, но уже в XIX веке в результате беспорядочного насаждения его новыми кустарниками (акацией, шиповником, сиренью) вид сада был сильно искажён, а украшающие его центральный партер свинцовые статуи и почти все фонтанные скульптурные группы демонтированы. И только в 1926 году, когда на базе дворцово-паркового ансамбля Петергофа уже был создан музейный комплекс, начались работы по восстановлению сада по чертежам XVIII столетия. Выкорчевали разросшиеся кустарники, возобновили рисунок цветников, восстановили планировку аллей, в одном из боскетов разбили розарий, в другом – воссоздали аптечный огород петровских времён, засадив его лекарственными травами (эхинацеей, зверобоем, мятой, душицей, мелиссой). На месте свинцовых скульптур реставраторы установили мраморные изваяния древнегреческих и римских богов и богинь – Афродиты, Помоны, Минервы, Флоры, Зефира и Вертумна. 

Свой воссозданный облик Верхний сад сохранял до начавшейся в 1941 году войны с фашистской Германией. До оккупации Петергофа музейные работники успели закопать в саду скульптуры, поэтому они сохранились, в отличие от украшавших фонтаны металлических декоративных элементов, которые немцы сорвали и вывезли в Германию. Живописные зелёные насаждения сада погибли при обстрелах, также были уничтожены деревянные решётки ограды и взорван один из пилонов парадных въездных ворот. 

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны реставраторы начали поднимать из руин дворцово-парковый ансамбль «Петергоф». Наряду с восстановлением Большого Петергофского дворца и других парков дворцового комплекса начались и масштабные работы по восстановлению первоначального вида Верхнего сада. В 60-х годах минувшего века работы были завершены – расчищена от завалов и мин его площадь, установлены на свои места скульптурные группы фонтанов и мраморные статуи богов, отремонтирован водопровод и пущены фонтаны, вместо покорёженных взрывами деревьев насажены двадцатилетние липы, обустроены цветники и аллеи. 

В настоящее время, как и три столетия назад, Верхний сад с его яркой зеленью летом, багряным золотом осенью и покрытый инеем зимой является не просто парадным въездом в бывшую императорскую загородную резиденцию, но и одним из самых живописных мест Петергофа. 

Информация для посетителей

Верхний сад, расположенный между Большим Петергофским дворцом и Санкт-Петербургским проспектом, открыт для посетителей ежедневно с 9.00 до 19.00 часов без выходных и праздников и вход в него абсолютно свободный. 

Рядом с садом есть стоянка для автобусов и автомобилей, а также несколько кафе и рынок, на котором можно приобрести сувенирную продукцию.

Добраться до Верхнего сада можно на маршрутных такси или городских автобусах, отходящих от нескольких станций метро Санкт-Петербурга («Автово», «Балтийская», «Проспект ветеранов», «Ленинский проспект»). Стоит отметить, что в маршруте всех автобусов остановка у Верхнего сада обозначена как «Фонтаны», поэтому водители объявляют её именно так. 

Если добираться до Петергофа электричкой, то нужно сесть в пригородный поезд, отправляющийся от Балтийского вокзала Санкт-Петербурга (станция метро «Балтийская») и ехать до железнодорожной станции «Новый Петергоф», после чего воспользоваться городским автобусом или пройтись до Верхнего сада пешком, что займёт в среднем не более 30 минут. 

Важный момент! Если добираться до Петергофа на прогулочном теплоходе «Метеор», который прибывает к причалу Нижнего парка, то нужно учесть, что, во-первых, водный путь открыт для навигации только с мая по сентябрь, а во-вторых, вход в Нижний парк платный, поэтому если его посещение не входит в планы или есть ограничение по времени, то лучше воспользоваться наземными видами транспорта и спокойно прогуляться по аллеям Верхнего сада.