Показать регионы

Церковь Воскресения Словущего (Благодатная)

Каменный храм Воскресения Словущего в деревне Благодатной Калининского района Тверской области стоит на ее северо-западной окраине, на кладбище. Построен в 1835–1844 гг.
История

Строительство церкви было начато в 1835 г. рядом с деревянным храмом того же посвящения, который в 1778 г. был перевезен из села Аннинское на замену предшествующей деревянной Воскресенской церкви (разобран около 1849 г.). 

Новый храм строился на средства помещика штабс-капитана М. А. Унковского предположительно по проекту губернского архитектора И. Ф. Львова. В 1844 г. строительство было в основном завершено и состоялось освящение Покровского придела. В 1845 г. был освящен придел Сергия Радонежского, в 1854 г. – главный престол. 

Стены были оштукатурены и выкрашены в голубой цвет, цоколь окрашен черной краской «под мрамор». В 1862 г. устроена ограда вокруг храма (не сохранилась), заново оштукатурены кирпичные стены с белокаменными цоколем и деталями. 

Архитектура и убранство

Церковь Воскресения Словущего в деревне Благодатной является характерным для Тверского края примером приходской церкви в стиле ампир с цельной объемной композицией и пространственной структурой интерьера.

Композиция сооружения симметрична относительно продольной оси. Над нижним ярусом и трапезной храма, составляющими единый прямоугольный объем, возвышается купольная ротонда, которая завершена белокаменным цилиндрическим барабаном. К основному объему с востока примыкает полуциркульная, равная по ширине ротонде, апсида, с запада – невысокая четырехъярусная колокольня. Три яруса колокольни представляют собой четверики (средний ярус ниже первого и третьего), четвертый (верхний) ярус-резонатор – цилиндрической формы. 

Фасады в средней части прорезаны тремя прямоугольными проемами и выделены четырехколонным портиком в антах. На трехчетвертных колоннах дорического ордера покоится полный антаблемент, над которым возвышается щипцовый фронтон с кронштейнами по бокам. По обе стороны от портика находятся прямоугольные окна (по одному с каждой стороны), увенчанные сандриками-полочками. В ротонде, завершенной профилированным карнизом, имеется 12 прямоугольных окон с полукруглыми нишами над ними. 

Фасады трапезной, прорезанные тремя прямоугольными окнами без декора, имеют единые с основным объемом храма горизонтальные членения: цоколь, полка на уровне подоконников и антаблемент. Ложные окна западного фасада трапезной, как и окна восточного фасада церкви, расписаны под столярное заполнение. 

Проемы первого яруса колокольни заглублены в ниши и фланкированы дорическими колоннами (западный фасад) и пилястрами (юг и север), заглубленными в нишу. Перед арочным западным входом сохранились гранитные ступени открытого крыльца, окна боковых фасадов прямоугольные. Окна второго яруса с лучковой перемычкой вписаны в полуциркульные ниши. Окна яруса звона – высокие арочные с дорическими колоннами по сторонам, окна яруса-резонатора – круглые. Первый ярус завершен полным антаблементом (фриз декорирован триглифами), остальные ярусы – профилированным карнизом.

Центральное пространство внутри храма образовано четырьмя пристенными пилонами, несущими вместе с подпружными арками и парусами перекрытую куполом ротонду. С севера и юга подкупольное пространство открывается в более низкие помещения, перекрытые коробовыми сводами. Апсида, перекрытая конхой, фланкирована почти квадратными жертвенником и дьяконником с коробовыми сводами. Трапезная продольными подпружными арками поделена на три части, перекрытые коробовыми сводами с распалубками. Проемы из трапезной в храм и колокольню украшены дорическими полуколоннами. Центральное круглое пространство нижнего яруса колокольни имеет купольный свод и фланкируется двумя овальными камерами, в северной находилась деревянная лестница на колокольню (не сохранилась).

В интерьере Воскресенской церкви фрагментарно сохранилась клеевая роспись середины XIX века. В куполе храма была написана круговая композиция с ангелами. Подпружные арки и своды боковых помещений храма расписаны растительным гризайльным орнаментом. В конхе апсиды находятся изображения парящих в небе ангелов и херувимов. На стенах трапезной уцелели фрагменты живописи в духе академизма, плохо различимые. На полу храма частично сохранились метлахские плитки. В оконных проемах – кованые решетки строгого рисунка.