Показать регионы

Церковь Троицы Живоначальной (Наташино)

Храм Живоначальной Троицы в деревне Наташино (Костовский погост, Костовское, Костовка) Максатихинского района Тверской области построен в первой четверти XIX в., действовал до конца 1940-х гг. В настоящее время заброшен, находится в полуразрушенном состоянии.
История храма

Костовской погост располагался вблизи сельца Наташино. В советские годы он слился с сельцом и теперь это деревня Наташино.

Первое письменное упоминание о погосте Коства содержится в Новгородской писцовой книге за 1545 г. дьяка Ивана Вельяминова: «В Костве ж на погосте церковь Михайло Архангел да теплая церковь Благовещенье Пресвятой Богородицы». Т.е. в селе стояли две деревянные церкви. В книгах за 1582–1583 гг. сохранилось более подробное описание храма: «Погост в Костве на речке на Костовке. А на погосте церковь Архангела Михаила, деревянная в верхе, да в приделах Николая Чудотворца, да Александра Чудотворца Свирского, да тёплая церковь Благовещенья Святой Богородицы».

Согласно преданию, первая церковь находилась в другом месте, в 1609 г. она была сожжена поляками. Позднее вернувшиеся местные жители построили новый храм, уже на возвышенности. Благовещенская церковь отстроена заново в 1690 г.

С годами храмы ветшали и уже не вмещали быстро растущее население. И в 1811 г. прихожане во главе с князем Алексеем Ивановичем Путятиным направили прошение архиепископу Тверскому и Кашинскому Мефодию о разрешении строительства на месте обветшавшего деревянного храма Архистратига Михаила каменной церкви во имя Троицы Живоначальной с приделами Благовещения Божией Матери и Архистратига Михаила. В 1813 г. разрешение было получено.

К 1824 г. Троицкая церковь была построена и в мае того же года прихожане направили прошение архиепископу Ионе об освящении новопостроенного храма. С разрешения Владыки в январе 1825 г. настоятель Николо-Теребенской пустыни игумен Серафим сообщил рапортом в Духовную консисторию об освящении церкви. В 1830 г. старый Благовещенский храм разобрали.

Из клировой ведомости, составленной благочинным села Молдино священником Петром Александровым, известно, что первоначально в церкви было два престола: главный в честь Троицы Животворящей и левый придел в честь Архангела Михаила. Правый придел в честь Смоленской иконы Божией Матери был построен в 1883 г. помещиком М. Я. Мамышевым. На момент построения храма его причт состоял из священника Павла Петровича Зверева, дьякона Евфимия Васильевича Стратонитского, дьячка Сергея Харитоновича Любомирова, пономаря Ивана Иосифова. Церковь была полностью укомплектована.

Вокруг храма сформировалось кладбище, которое в 1901 г. обнесли кованой железной оградой на высоком фундаменте из дикого камня. К настоящему времен от ограды сохранились ворота и местами фрагменты фундамента.

Во второй половине XIX в. село Костовское становится центром третьего благочиннического округа Вышневолоцкого уезда Тверской епархии. В 1873 г. рядом с Троицкой церковью построили Костовское двухклассное земское училище, в котором священник храма преподавал Закон Божий.

В 1896 г. были расширены приделы.

По данным на 1901 г. в церкви служили: священник Успенский Сергий Васильевич (35 лет, священником с 1885 г., состоял законоучителем земского училища), диакон Метлин Иоанн Васильевич (24 года, в служении с 1894 г., диаконом с 1899 г.), псаломщик Богоявленский Иван Алексеевич (53 года, псаломщиком с 1866 г.). Прихожан в сельцах Колодине, Любине, Михайловском, Юреневе, деревнях Баляшихе, Бочихе, Глатихе, Глебездове, Глиновке, Горке, Гундорихе, Дерягине, Дору, Каменеце, Колодине, Красухе, Крутце, Макарове, Медведкове, Милехине, Михайловой Ниве, Мущелице, Наташине, Озеряеве, Ондрикове, Парменове, Песочке, Печигах, Подсосынье, Пономареве, Пхове, Сопове, Соснушке, Сутулове, Фатеихе, Фофонове, Чурове, Щербаках, Юреневе – 426 дворов (1 622 мужчины и 1 773 женщины).

В приходе Троицкого храма было шесть деревянных часовен:

  • часовня Рождества Пресвятой Богородицы (в сельце Глебездове)
  • часовня Сошествия Святого Духа (в сельце Пхове, построена в 1845 г.)
  • часовня Святой мученицы Александры (в сельце Блавском)
  • часовня Святого Митрофания Воронежского (в сельце Манине)
  • часовня Святых мучеников Флора и Лавра (в деревне Каменец)
  • часовня Святого Пророка Илии (в деревне Фофонофо)

Старожилы говорят, что существовали еще часовни в деревне Пономарево и на кладбище вблизи храма.

В 1910 г., согласно данным осмотра зданий епархиальным начальством, на Троицком погосте были: каменная Троицкая церковь (оценена вместе с иконостасом и колокольней в 10 000 рублей), деревянный бревенчатый амбар (оценен в 50 рублей), деревянный бревенчатый сарай (оценен в 150 рублей), шесть лавок для торговли под одной крышею (оценены в 50 рублей), деревянная бревенчатая сторожка – два связанных жилых помещения под одной крышей с сенями и двумя русскими печами (построена в 1910 г., оценена в 400 рублей).

По данным на 1915 г. в церкви Троицы Живоначальной служили: священник Успенский Сергий (50 лет, на службе с 1885 г.), диакон-священник Дмитровский Илия (50 лет, на службе с 1885 г., в Троицкой церкви с 1902 г.), псаломщик Завьялов Владимир (30 лет, на службе с 1908 г.). Прихожан в деревнях Архангельское, Баляшиха, Бычиха, Глебездово, Глотиха, Горка, Гундариха, Дерягино, Дор, Каменец, Козлы, Колодино, Красуха, Крутцы, Макарово, Марьино, Медведково, Милехино, Михайлова Нива, Парменово, Печаги, Подсосонье, Пономарево, Пхово, Сапово, Соснушка, Сутулово, Фофаново, Чурово, Щербаки, Юренево – 1 670 мужчин и 1 834 женщины.

Судьба церкви в советское время

В 1932 г., при благочинном Сергие Успенском, Троицкий храм был закрыт, но, в отличие от большинства других храмов, здание сразу не использовалось под колхозный склад или другое хозяйственное помещение. Кованая ограда, окружавшая церковь и кладбище, была снята и перекована в кузницах на бороны. Колокола были сброшены. Самый большой колокол упал на гранитное крыльцо и расколол его.

21 августа 1946 г. Совет по делам Русской Православной Церкви рассматривал прошение прихожан села Костовское (к тому времени оно стало называться Наташино) об открытии храма. 27 августа прошение было удовлетворено, и церковь открыли. Но ненадолго, уже в конце 1940-х гг. храм был снова закрыт.

Летом 1968 г. здание обследовали архитектор ЦНРМ А. А. Галашевич и техник В. И. Якубени, были сделаны фотографии, выполнен обмер плана, который передали в Управление культуры Калининского облисполкома. Троицкая церковь стала памятником архитектуры позднего классицизма. В сентябре 1984 г. составлен паспорт памятника с указанием даты постройки и современного состояния. Составителями отмечен особый редкий ампирный иконостас.

После окончательного закрытия церкви, здание использовалось колхозом под склад зерна и удобрений. Нереставрировавшаяся кровля над трапезной прогнила и обрушилась. Сохранившийся иконостас отправили в храм села Алексейково Лесного района, где он использовался в качестве ограждения клироса, позднее он был сожжен. Упавший с колокольни в 2007 г. во время бури крест сохраняется в часовне деревни Ново-Пхово.

Архитектура и роспись

Храм Троицы Живоначальной в Наташине – характерный для тверской провинции пример сельской церкви. Построен в формах позднего классицизма, предположительно, по образцовому проекту И. Ф. Львова на средства прихожан. Имел три престола (Троицы Живоначальной, Смоленской иконы Божией Матери и Архангела Михаила).

Основной объем каменного храма на гранитном цоколе – прямоугольник, ориентированный с севера на юг. Северный и южный фасады украшены четырехколонными портиками тосканского ордера. С востока к основному объему примыкает полуциркульная апсида, с запада – трапезная, сильно вытянутая с востока на запад, и колокольня.

Невысокий восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный небольшим фонариком, опирается на четыре пилона, между которыми переброшены подпружные арки. Трапезная перекрыта плоским потолком, опирающимся на два квадратных столба. Между столбами и на стены трапезной переброшены арки.

Храм отапливался с помощью печного отопления: на западной стороне в трапезной были сооружены две изразцовые печи, еще одна печь была позднее сооружена в алтаре.

Храмовая живопись сохранилась только в холодном храме, но сравнительно неплохо. Согласно паспорту здания, живопись масляная, выполнена в начала ХХ в. На своде восьмерика написана композиция «Силы небесные», на гранях между окнами – фигуры апостолов. Над южным арочным проемом находилась композиция «Несение креста», над северным – композиция «Снятие с креста», над западным – «Христос на Голгофе». По сторонам боковых дверей – фигуры святых. Расписывали церковь ученики А. Г. Венецианова Никифор Степанович Крылов и Григорий Васильевич Сорока. Отдельные фигуры были прописаны в 1920–1930-х гг.