Показать регионы

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (Сукромны)

Каменный четырехпрестольный храм Тихвинской иконы Божией Матери в селе Сукромны Тверской области является одним из наиболее ценных памятников Бежецкого района, входит в список объектов историко-культурного наследия региона.
История

Церковь расположена на возвышенном месте в центре села, господствуя над окружающей местностью. Строительство, осуществлявшееся на средства прихожан, было начато в 1770-х гг. и было завершено в 1800 г. (по другим данным, строительство продолжалось всего 8 лет). 

В храме было четыре престола. Главный (летний, холодный) освящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Престол в приделе справа от главного алтаря освящен во имя Святителя Николая. Два престола в зимнем (теплом) храме были освящены в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (построен в память о чудесном избавлении от моровой язвы 1833 г.). Колокольня возведена между 1808 и 1815 гг. В 1819 г. деревянную паперть заменили кирпичной.

В церкви хорошо сохранилась живопись. В летнем храме роспись выполнена в 1830—1840 гг. в стиле провинциального барокко, образцом для неё, возможно, стали гравюры Библии Килиана 1758 г. Иконостас изготовлен ярославскими мастерами по образцу иконостаса Зачатьевского собора Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

В 1930-х гг. с колокольни были сняты колокола, а затем разобрали и саму колокольню, материалы от которой использовали для строительства водокачки. В советские годы, несмотря на нападки со стороны власти, церковь не закрывалась и оставалась действующей (за исключением периода с конца 1930-х гг. по 1944 г.), благодаря этому почти полностью сохранилось убранство храма.

В настоящее время церковь действует, в ней регулярно проводятся Богослужения. Здание находится в удовлетворительном состоянии. Восстановительные работы осуществляются при активном участии сельской администрации, которая помогает деньгами и материалами, занимается организацией работ. 

Архитектура и убранство

Тихвинская церковь в Сукромнах – один из наиболее ценных памятников Бежецкого района, сочетающий в себе архаичные тенденции провинциального зодчества, ориентирующиеся на традиции XVIII столетия, и мотивы характерной для своего времени барочной архитектуры. 

Основной объем представляет собой высокий трехсветный четверик, увенчанный пятью главами с центральным световым барабаном. С востока к нему примыкает массивная трехчастная апсида со слабо выраженными полукружиями, с запада – асимметрично расположенная трапезная, полукруглый алтарь которой заслоняет часть фасада четверика, и небольшая паперть с крыльцом.

Фасады четверика делятся тягами на три яруса. Углы закреплены широкими лопатками. Над венчающим карнизом находится лента полуциркульных кокошников. Своеобразный, несколько плоскостной декор фасадов выполнен с использованием разнообразных мотивов. Из элементов убранства выделяются оконные наличники сложного рисунка. В первом ярусе они соответствуют формам XVII в. (килевидные и щипцовые очелья), во втором и третьем ярусах наличники барочные, включающие фигурные фартуки, разорванные фронтоны, капельки в подзорах и трилистники в замках. Паперть с крыльцом на четырех мощных колоннах построена в стиле классицизма. 

Четверик перекрыт системой коробовых сводов, опирающихся на подпружные арки и круглые в плане столбы, несколько смещенные с поперечной оси к западу. Такая двухстолпная система перекрытий в храмах встречается в Тверской области крайне редко. Между столбами находится световой барабан на парусах. Трапезная и северный придел перекрыты лотковыми сводами, алтарная часть – сложной системой сводов с распалубками. 

Большую художественную ценность представляют монументальная живопись и иконостасы.

Роспись четверика и алтаря выполнена в стиле классицизма, это выдающийся по своим художественным достоинствам и сохранности пример храмовой живописи своего времени. На своде центрального купола – композиция «Отечество», выполненная в конце XIX – начале XX вв. по образу росписи центрального купола московского храма Христа Спасителя

В иконостасах отражены три основные стилистические направления XVIII–XIX вв. Главный иконостас выполнен в стиле барокко, иконостас северного придела изготовлен в стиле позднего классицизма и украшен резным растительным декором в традициях барокко. Иконостас южного приделе трапезной выполнен в формах эклектики, в его резном декоре мастера использовали мотив орнамента – плетенки. В главном алтаре церкви Тихвинской иконы Божией Матери престол со всех сторон украшают металлические рельефы (предположительно, середины XIX в.).