Показать регионы

Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Алабузино)

Храм Смоленской иконы Божией Матери в селе Алабузино Тверской области построен в начале XIX века, замечательный памятник классицизма. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии.
Из истории

Строительство Смоленской церкви в Алабузине началось в 1808 г. по проекту архитектора А. А. Трофимова и было в основном завершено в 1816 г. В 1821 г. храм оштукатурили. Церковь получила тесовые кровли и была увенчана трехглавием. В нижнем этаже были освящены приделы Пророка Илии и Казанской иконы Божией Матери.

В советское время храм был закрыт и разорен, сломаны завершения. До настоящего времени в интерьере частично сохранилась настенная живопись, выполненная в 1840-х гг. 

Архитектура

Двухэтажная кирпичная церковь Смоленской иконы Божией Матери в селе Алабузино имеет необычную композиционно-пространственную структуру и является одним из замечательных культовых памятников классицизма. Храм с апсидой, трапезная и притвор составляют единый прямоугольный в плане объем. 

Храмовая часть акцентирована четырехколонным ионическим портиком с треугольными фронтонами и завершена приземистым восьмериком с трехчастными полуциркульными окнами. В портиках во втором этаже устроены балконы. Боковые части здания (апсида и трапезная с притвором) выделены ризалитами, обработанными ленточным рустом. Над ними расположены декоративные главы в виде глухих цилиндрических барабанов на квадратных постаментах. Западный и восточный фасады украшают четырехпилястровые ионические портики с треугольными фронтонами. Окна портиков декорированы строгими рамочными наличниками, по бокам оформлены веерным рустом или сандриками, над окнами второго света помещены изящные раковины. Декоративное убранство дополнено накладными досками и полуциркульными нишами.

Храмовая часть в нижней церкви перекрыта крестовым сводом, алтарная часть и трапезная – однолотковыми сводами, северное помещение притвора – коробовым сводом. В южной части притвора находится широкая деревянная лестница, ведущая на второй этаж. Восьмерик верхнего храма, опирающийся на подпружные арки, перекрыт сомкнутым сводом. Переход от четверика к восьмерику выполнен посредством конических тромпов. 

Клеевая живопись в верхнем храме, выполненная в академической манере, относится к 40-х гг. XIX века. Широко использованы орнаменты и живописные карнизы, написанные в технике гризайль.