Показать регионы

Свято-Троицкий монастырь (Алатырь)

Свято-Троицкий монастырь – действующий мужской православный монастырь в городе Алатырь (XVI век).
Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь основан в XVI веке по повелению царя Иоанна Грозного на средства Государевой казны и Алатырского посада. Точная дата основания монастыря неизвестна, по преданию это 1584 год. Первоначально все сооружения обители были деревянными, а потому не обеспечивали надлежащей защиты от набегов татар, мордвы и других.

В период Смуты, после воцарения на престол Василия Шуйского в 1606 году Троицкий монастырь был разорен. Повстанцами были утоплены в реке два игумена, еще один был сброшен с башни. Во время погрома были уничтожены монастырские жалованные грамоты. Пригородную монастырскую землю присвоили посадские люди, а угодья монастыря – татары и мордва.

В 1615 году Алатырский Троицкий монастырь из-за своего бедственного положения был приписан к Троице-Сергиевой Лавре. Вместо игумена управление обителью было возложено на строителя, назначавшегося из Троицкого монастыря. Известно, что уже в 1624 году во владении монастыря были две мельницы, рыбные ловли на реках Сура и Алатырь, озера, обширные земли.

При Петре I монахи должны были отказаться от личной собственности, при этом они могли приумножать коллективную, в частности земельную. Монастырь быстро богател. В середине XVIII века во владении Свято-Троицкого Алатырского мужского монастыря значилось уже 8 484 десятин пахотной земли, 1 866 десятин сенокоса, обширные территории леса, рыбные ловли на реке Суре и многочисленных озерах. На землях монастыря располагались десять сел и одна деревня (по данным на 1746 год в них проживали 5 058 крестьян мужского пола). Обслуживание монастырского хозяйства было полностью возложено на крестьян. Доходы обители были огромными, в 1764 году они составили 4 333 рубля. Монастырские крестьяне также уплачивали налоги в казну и несли повинности в пользу государства. В обязанности крестьянам вменялось также строительство и ремонт монастырских построек, выращивание солода, изготовление крупы для монахов, поставка столовых припасов: коровьего масла, яиц, свиней, баранов, гусей, малины, ежевики, брусники, орехов, хмеля, грибов и т.п.

После секуляризационной реформы Екатерины II 1764 года монастырские крестьяне были отнесены к разряду экономических. Троицкий монастырь был причислен к 3 классу и состоял под ведомством Нижегородской, а впоследствии Казанской и Симбирской епархий. К обители были приписаны две пустыни: Ключевская и Святаго Духа.

В XIX веке монастырские землевладения неуклонно сокращалось. По данным на 1903 год во владении монастыря находилось 516 десятин земли: под пашней – 48, под лугами – 34, под лесом – 302, под озерами – 131.

В 1753 году вместо деревянной Свято-Троицкой церкви, располагавшейся в центре монастыря, был построен двухэтажный каменный храм, который возводился в течение 5 лет. В начале XIX века церковь была еще раз перестроена. К этому же периоду относится постройка каменной трехъярусной колокольни. В 1820–1830-х годах выстроены каменные настоятельские покои в два этажа, а также монашеские кельи, другие хозяйственные сооружения. После пожара, случившегося в 1775 году, деревянную стену монастыря заменили на каменную.

В 1919 году Свято-Троицкий монастырь был закрыт, в насельники изгнаны. В дальнейшем территория и помещения обители использовались под Дом принудительных работ, впоследствии – под промышленные предприятия Алатыря, в том числе под махорочную и лыжную фабрики. Последний настоятель архимандрит Даниил и братия были расстреляны.

В марте 1995 года Свято-Троицкий монастырь в Алатыре был возвращен Русской православной церкви, в обители начала возрождаться монашеская жизнь.

В состав Свято-Троицкого Алатырского мужского монастыря входят:

  • Собор Пресвятой Троицы
  • Храм Казанской иконы Божией Матери
  • Нижний храм Покрова Пресвятой Богородицы
  • Храм в честь преп. Сергия Радонежского
  • Пещерный храм преп. Серафима Саровского
  • Храм св. апостола Варнавы


Использованы материалы: Б. И. Павлов, В. В. Марунов. История Алатыря (с древнейших времен до 1917 г.). Чебоксары, 2005.