Показать регионы

Спасо-Прилуцкий монастырь

Контактная информация

+7 (8172) 54-92-75
+7 (8172) 54-92-24
Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь – один из старейших монастырских ансамблей на севере России. Памятник архитектуры XVI–XVIII веков. Основан православным монахом, последователем Сергия Радонежского Преподобным Димитрием Прилуцким в 1371 году в пяти километрах к северо-востоку от Вологды.
История создания монастыря

Россия всегда была сильна православием, величием и святостью подвижников христианства, которые на протяжении многих веков были оплотом духовности государства, основывая монастыри, строя церкви и соборы.

История христианства хранит имена церковных деятелей, основавших православные храмы в разное время и в разных уголках России. Один из таких подвижников – Димитрий Прилуцкий, основавший Спасо-Прилуцкий мужской монастырь на левом берегу реки Вологды (ранее монастырь находился в селе Прилуки Вологодской области, сейчас – в черте города Вологда).

Жизнь Преподобного Димитрия, как и многих других православных святых, была наполнена верой во Всевышнего, желанием служить ему и быть полезным людям. Родился Димитрий Прилуцкий в начале XIV века в семье купца Покропаева в Переславле-Залесском. Сын состоятельных и набожных родителей, Димитрий с самого детства был научен грамоте, поэтому часто читал священные книги, мечтал посвятить себя монашескому служению. В юношеском возрасте Димитрий отказался от родительского наследства и постригся в монахи в Свято-Успенском Горицком монастыре. С тех пор, вручив свою жизнь Всевышнему, он много лет нес крест подвижничества и смиренно служил монашеской братии, выполняя все заповеди Христа. Спустя годы благочестивого монаха рукоположили в сан священника. В скором времени Димитрий Прилуцкий, пожелавший уединенно проводить время в молитвах, покинул монастырь и выбрал тихое место на заболоченном берегу Плещеева озера. В 1348 году он построил там церковь Святителя Николая и основал Никольский монастырь, став его первым игуменом.

Слава о добродетельном и христолюбивом игумене дошла до Преподобного Сергия Радонежского и благоверного князя Дмитрия Донского, сын которого стал впоследствии крестником Димитрия Прилуцкого. С Сергием Радонежским Преподобный Димитрий впервые встретился в 1354 году в Переславле, куда тот пришел для встречи с епископом  Афанасием. Их долгие богословские беседы незаметно переросли в теплую дружбу. Под влиянием встреч с преподобным Сергием Димитрий решил удалиться из основанного им монастыря в пустынное место, чтобы проводить время в усердной молитве и постах. Вместе со своим последователем Пахомием он отправился в северные земли.

У слияния рек Высокой и Лежи, возле селения Авнега, что недалеко от Вологды, они поставили Воскресенскую церковь и стали жить, проводя время в молитве и заботах о хлебе насущном. Местные жители не очень приветливо отнеслись к новым соседям, опасаясь, что к Димитрию, слава о котором распространилась по русским землям, потянутся жители окрестных деревень и села окажутся под его владением. Преподобному Димитрию и его ученику Пахомию пришлось покинуть обитель и отправиться дальше. В нескольких километрах от Вологды, в излучине реки монахи увидели чудесное поле с колосившейся на нем рожью. Именно это место указал Господь странникам для основания православного храма. Вологодские крестьяне – Илия Раков и Исидор Выпряг, владеющие полем, с радостью отдали землю с уже созревшим урожаем Преподобному Димитрию для обустройства монастыря. Благословив место будущей обители, Преподобный Дмитрий и Пахомий поставили там деревянный крест, соорудили скромное жилище, выкопали колодец и начали строительство первого деревянного храма.

Местные жители с радостью помогали в постройке. Князь Дмитрий Донской, понимая значение основания православной обители на северных русских рубежах, жертвовал на строительство деньги и помогал всем необходимым. В конце лета была возведена первая деревянная церковь, освященная в честь православного праздника Всемилостивого Спаса, Пресвятой Божьей Матери на Происхождение (изнесение) древ Креста Господня, отмечаемого 1 (14 августа) и называемого в народе Медовым Спасом. Недалеко от храма для монахов были построены деревянные кельи. Вскоре в обитель стали приходить желающие иночествовать под духовным руководством Преподобного Димитрия. Многие монахи из ранее основанного им Никольского монастыря также пожелали быть рядом со своим игуменом. Монастырь получил название Спасо-Прилуцкого по первому построенному храму Всемилостивейшего Спаса и по месту в излучине реки, на которой он был основан.

Обитель постепенно разрасталась. Преподобный Димитрий первым в северных русских монастырях ввел, по примеру духовного наставника и друга Сергия Радонежского общежитский Устав, предписывающий монахам сообща совершать молитвы, вместе трапезничать, трудиться на благо монастыря, а также слушаться настоятеля и не иметь никакой собственности. При игуменстве Преподобного Димитрия монастырь имел статус лавры. Иноки проживали в кельях, пищу принимали в общей палате для трапез, сами выращивали зерно на небольшом поле и пекли хлеб в собственной хлебопекарне, в библиотеке переписывали и хранили рукописи Жития Святых.

Монастырь в XV – XIX веках

После многих лет игуменства, благочестивый и христолюбивый Преподобный Димитрий 11/24 февраля 1392 года тихо скончался в монастыре и был погребен братией у правого клироса южной стены Спасского храма. После кончины Преподобного Димитрия возле места его погребения стали происходить чудеса. Например, в 1409 году, когда город был охвачен эпидемией «корчеты» (люди корчились в мучительных судорогах и умирали), возле гроба Димитрия многие исцелились. С того времени над местом погребения Димитрия Прилуцкого возвели гробницу и стали почитать его, как святого. Он много раз приходил на помощь людям и считается небесным покровителем Вологды.

Монастырь при поддержке русских князей, а позднее государей разрастался и процветал. Расположенный в важном военно-стратегическом месте – на пути из Вологды в северные земли – Пермь, Белозерск, Великий Устюг и пересечении торговых путей Москвы и Новгорода, непримиримых соперников в борьбе за северные земли, он получал богатые дары – земли, церковную утварь, денежные пожертвования. Ему благоволили и покровительствовали Василий II Темный, его младший  сын Андрей Меньшой, Иван III,  Василий III, Иван IV Грозный.

В конце XV века в обители были пожизненно заключены двое наследников князя Угличского Андрея Горяя – Дмитрий и Иван. Их дядя Иван III в 1493 году заточил туда племянников, избавившись таким образом от претендентов на Великокняжеский престол.

В 1503 году Иван III, собравшись походом на Казань, взял из монастыря икону Димитрия Прилуцкого работы преподобного Дионисия Глушицкого. Великий князь после похода возвратил святую реликвию в монастырь, украсив ее оклад золотом и серебром.

Чудотворная икона помогла и другой великокняжеской чете. В 1528 году Василий III (сын Ивана III)  и его жена Елена Глинская, совершая паломничество по русским монастырям, в Спасо-Прилуцкой обители молились о наследнике. Святой услышал их молитвы и вскоре у них родился сын, будущий царь Иоанн Васильевич Грозный.

В 1552 году священную реликвию – Киликийский крест, принесенный и установленный на месте будущего монастыря Преподобным Димитрием в конце XIV века, перед Казанским походом носил в Москву для моления игумен Спасо-Прилуцкого монастыря Арсений.

Долгие годы в монастыре сохранялся обычай после 11 (24 февраля) – дня памяти Преподобного Димитрия Прилуцкого – подносить московскому государю освященную на праздничном молебне воду и просфору. До 1645 года игумены посещали для этого Москву и, как представители одного из основных монастырей государства, принимали участие в соборах, на которых избирались российские государи. В 1598 году игумен Гурий был одним из первосвященников, избравших царем Бориса Годунова, а в 1613 году другой игумен – Кирилл поставил свою подпись под грамотой об избрании первого царя из рода Романовых – Михаила Федоровича.

В годы правления Ивана IV монастырь стал самым большим и богатым центром духовной культуры севера России. Начали возводить монастырские строения из камня. Первым возвели Спасский собор и колокольню (1537–1542). Для того чтобы строительство шло быстрее, царь Иван Грозный в 1541 году повелел на пять лет снять все пошлины с монастырских вотчин и деревень. В 1545 году самодержец первый раз посетил монастырь и новый собор.

На рубеже XVI – XVII веков монастырь украсился и другими строениями из камня – церковью Введения в храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой, надвратной церковью Вознесения Господня над Святыми воротами в северной части стены монастырской ограды, первоначально освященной во имя святого великомученика Феодора Стратилата (1590 год). В середине XVII века на месте старой деревянной возвели каменную колокольню, рядом с которой находится невысокая церковь святого Алексия.

Интенсивное строительство каменных монастырских зданий и построек для хозяйственных нужд продолжалось до середины XVIII века. В XVIII веке на месте обветшавших монашеских келий был выстроен большой корпус настоятельских и иноческих келий, нижний этаж которых занимали погреба с сушилами и монастырские кладовые. В 1721 году при больнице, примыкающей к двухэтажному корпусу келий, построили церковь Трех Святых, в 1781 году храм был переосвящен во имя Всех Святых. В 1830 году вологодский помещик Владимир Волоцкой возвел над могилами погребенных в монастыре родственников небольшую каменную церковь-мавзолей во имя великомученицы Екатерины и святителя равноапостольного князя Владимира. Рядом с ней находится могила известного поэта пушкинской поры Константина Батюшкова, умершего в  Вологде в 1855 году. Немного в стороне от Екатерининской церкви расположен старейший памятник деревянного зодчества севера Руси – шатровая Успенская церковь, перенесенная на территорию обители из Александро-Куштского монастыря.

Смутные времена не обошли стороной Спасо-Прилуцкую обитель. Польские, литовские, казацкие отряды с 1612 года по 1619 год грабили монастырь, убивали иноков, жгли архивы. 59 послушников и монахов заживо сгорели в монастырской трапезной в 1619 году, 32 инока были замучены и убиты. Общее количество пострадавших превысило 200 человек. Ежегодно 18/31 декабря в монастыре совершается заупокойная служба по невинно убиенным.

Для обеспечения безопасности обители от частых набегов и разорения в середине XVII века вокруг обители было начато строительство каменной ограды с башнями и воротами. В 1644 году царь Михаил Романов выдал монастырю грамоту на безоброчную выделку кирпича. Строительство каменного укрепления велось более 10 лет. В 1656 году массивная кирпичная стена с 4 круглыми большими башнями по углам и 5 четырехугольными башнями меньшего размера была достроена, и монастырь превратился в неприступную крепость.

Благодаря богатым пожертвованиям государей к началу XVIII века Спасо-Прилуцкий монастырь был одним из самых крупных землевладельцев Руси с вотчинами в окрестностях Кадникова, Грязовца, Радонежа, а также имел подворья в Вологде, Холмогорах и Москве. Всего во владении обители находилось около десятка крупных сел с церквями и без малого сотня мелких деревень с почти тремя тысячами душ крестьян. Кроме вотчин монастырь с XVI века держал солеварни в Архангельской губернии (у реки Уне), Сольвычегодске и Тотьме. Ежегодно в них вываривалось около 225 тысяч килограммов соли (14 тыс. пудов). Две водяные мельницы обеспечивали монастырь и вотчины хлебом. А рыболовный промысел на озере Оназимском и реке Лосте – рыбой.

Осенью 1811 года в Спасском соборе случился большой пожар, повредивший все внутреннее убранство и некоторые его главы. Причиной пожара стала самая обычная свеча.

Во время войны с французами в 1812 году, когда наполеоновская армия уже была близко от Москвы, монастырь на время стал хранилищем христианских святынь и драгоценностей, вывезенных из ризницы московского Патриарха, Николо-Угрешского, Чудова, Знаменского, Новоспасского, Новодевичьего, Покровского, Вознесенского монастырей, Троице-Сергиевой лавры и еще нескольких московских монастырей и соборов. До освобождения столицы драгоценная утварь и чудотворные иконы сберегались в поврежденном пожаром Спасском соборе. Восстановление внутреннего убранства и соборных глав длилось четыре года – с 1813 по 1817 год. Для оштукатуривания внутренних стен был приглашен мастер из Ярославля Иван Баранов, а для постройки новой главы с крестами и шпиля колокольни – крестьянин из Вологды Михаил Горин.

Со времен первого игумена Преподобного Димитрия монахи Спасо-Прилуцкой обители занимались благотворительностью – содержали больницу, помогали беднякам, в сложный период Смуты для ополчения князя Пожарского отправили полностью снаряженный отряд воинов. Традиции благотворительности сохранились и к началу XX века. В обители находился приют для детей-сирот, школа, гостиничный двор для паломников, столярные мастерские.

Спасо-Прилуцкий монастырь в советское время

Удаленность монастыря от Петербурга, где в 1917 году произошла революция, на год отсрочила разграбление святыни. В 1918 году туда с обыском и описью монастырского имущества пришли красноармейцы, занявшие часть зданий. Настоятель монастыря архимандрит Нифонт с несколькими иноками пытался спасти хотя бы часть ценных святых икон и богослужебных книг, организовав при монастыре церковную общину из мирян.

С 1919 года по 1923 год из храмов монастыря в помощь голодающим Поволжья реквизировалась церковная утварь и иконы в дорогих серебряных и золотых окладах. Все конфискованное передавалось Госфонду. О богатстве убранства храмов обители можно судить по тому, что только за один день было вывезено больше 32 кг серебра (2 пуда). До 1924 года богослужения еще проводились, но после решения уездного исполкома о закрытии монастыря и выселении монахов и послушников, церковная жизнь прекратилась. Многие местные жители встали на защиту обители, но протестующих арестовали и заключили в тюрьму. Храмы и колокольни новая власть опечатала, церковное имущество было передано частично в музей города Вологды и частично – разным организациям. В 20-х годах прошлого века во Введенской церкви размещался кинотеатр с буфетом, в 30-х годах в жилых и хозяйственных помещениях находилась тюрьма для репрессированных, ожидающих пересылки в северные лагеря Гулага, в 50-х – 70-х – военные склады, дом инвалидов. В 1979 году в монастыре располагался филиал Вологодского краеведческого музея.

Возрождение обители

Жизнь в обители возродилась лишь в 1991 году, когда вновь открылся епархиальный мужской монастырь. А в 1992 году, в год 600-летия преставления Преподобного Димитрия Прилуцкого, монастырь вернули в лоно Русской Православной Церкви. Совершаются ежедневные богослужения, реставрируются монастырские строения, восстанавливаются иконостасы, на колокольни водружаются колокола. Открыта воскресная школа, действует отделение Вологодского православного духовного училища, готовящего будущих духовных пастырей. Каждый год в обители устраиваются Димитриевские образовательные чтения, для участия в которых собираются работники просвещения и духовенство Вологодской епархии.

Святыни монастыря

В подклети Спасского собора с 1642 года находятся главные монастырские святыни – мощи Преподобного Димитрия и Игнатия Прилуцких (под именем Игнатия Прилуцкого к лику святых причислен сын углицкого князя Андрея княжич Иван, бывший в пожизненном заточении в монастыре). По обеим сторонам от гробницы Преподобного Димитрия находятся две почитаемые иконы, одна из которых – список чудотворного образа Преподобного Димитрия с житием, его посох и часть вериг. Вторая – икона Пресвятой Божьей Матери «Страстная», написанная изографами Кутлумушского Афонского монастыря в память об утерянной келейной иконе Преподобного Димитрия. Возле гробницы Игнатия Прилуцкого хранятся вериги, которые, по преданию, он носил при жизни, а также рака с частицами Ризы Господней, частичками мощей святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, преподобного Иоанна Дамаскина и Сорока Мучеников Севастийских. Особо почитается написанная на Святой Афонской горе и привезенная в монастырь в 1910 году икона Богородицы «Скоропослушница». В Вологодском музее хранится местно почитаемая икона Божьей Матери «Казанская» и Киликийский крест, принесенный в XIV веке Преподобным Димитрием и установленный на месте, где впоследствии был возведен Спасо-Прилуцкий монастырь.

Спасо-Прилуцкая обитель, как и шесть веков назад является одним из оплотов православия, духовности, веры и мудрости севера России.