Показать регионы

Спасо-Преображенская церковь (Большие Вяземы)

Храм Спаса Преображения – действующая православная церковь Одинцовского благочиния Московской епархии, выстроенная по указу и на пожертвования царя Бориса Годунова в конце XVI столетия, в настоящее время является ярким образцом стиля «годуновское зодчество» и украшением поселка городского типа Большие Вязёмы.
Украшение годуновской вотчины

В живописных окрестностях Москвы находится огромное количество исторических мест, судьбы которых так или иначе связаны с правителями государства Российского. Протянуты ниточки автомобильных дорог от первопрестольной к бывшим царским и дворянским вотчинам, таким непохожим друг на друга, но объединенным наличием православных храмов, украшающих старинные поместья.

Одной из жемчужинок среди подмосковных храмов стала церковь Спаса Преображения, выстроенная в 1598 году в подаренном царем Феодором I Иоанновичем своему шурину боярину Борису Годунову селе Никольское-Вязёмы. Подарок был действительно царский – село, располагавшееся всего в четырех десятках километров от Москвы, находилось у Смоленского тракта и было довольно богатым – с большим боярским теремом, многочисленными хозяйственными постройками, торговой площадью, небольшой Никольской церквушкой и даже собственным Иоанно-Богословским монастырем.

Будущий государь развернул в своей новой вотчине большое строительство, а самым грандиозным строением стал нарядный белокаменный пятиглавый двухпридельный храм, покоящийся на высоком подклете, опоясанный с трех сторон открытой галереей с арочными проемами, чин освящения которого, согласно летописям, совершили в 1600 году. Главный престол освятили во имя Живоначальной Троицы, расположенный в подклете нижний храм – во имя Николая Угодника, а два придела, оснащенные отдельными входами с галереями верхнего яруса и являвшиеся, по сути, небольшими церквушками – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (южный) и во имя Архистратига Михаила (северный). Одновременно рядом с храмом выстроили двухъярусную стенообразную звонницу в псковско-новгородском стиле – монументальное строение на высоком подклете без особых изысков в декоративном оформлении, тяжеловесность которого несколько сглажена высокими проемами в виде арок и тремя небольшими деревянными шатровыми навершиями, увенчанными главками с крестами.

Новый храм стал основным композиционным элементом и украшением усадьбы. Неизвестный архитектор сумел воспроизвести в камне мечты владельца усадьбы о величественном, монументальном и одновременно очень нарядном храме, подчеркивающем статус хозяина, в то время практически единолично правившего государством, и соединить в одном строении архитектурные элементы, присущие московской, новгородской, псковской и ростовской школам зодчества, дополнившим и обогатившим друг друга.

Четырехстолпный храм выстроили по канонам древнерусского зодчества с четким соблюдением пропорций, дополнив строгую простоту здания декоративными элементами – арочками и кокошниками. Фасады здания разделили небольшими окнами с широкими арочными нишами и расчленили стены лопатками на три прясла, завершив их в верхней части полукруглыми закомарами. Высокие световые барабаны основного объема храма украсили небольшими арочками, узкими щелевидными окнами и увенчали шлемовидными главами с крестами, причем крест на центральной главе украсили белокаменной короной, а барабаны приделов декорировали тремя рядами кокошников, что придало зданию очень нарядный и торжественный вид.

Со смертью Бориса Годунова в Московском царстве началась великая Смута – трагический период в истории государства, сопровождавшийся не только голодом и неурядицами, но и разорением от налетевших на Русь стервятников – поляков и литовцев, не щадивших православные святыни.

До разорения великолепный храм успела увидеть в 1606 году Марина Мнишек – будущая супруга Лжедмитрия I, проезжавшая по Смоленскому тракту в Москву к самозванцу и оставившая в дневнике запись о красивой церкви.

Следующие посетители – поляки – были по-своему впечатлены внешним видом и убранством храма, полностью его разграбив и «изукрасив» стены всевозможными надписями циничного содержания, частично сохранившимися до наших дней. Эти «послания» до сих пор изучают специалисты, пытаясь воссоздать по ним социальный портрет интервентов.

Храм при князьях Голицыных

С воцарением на российском престоле Романовых усадьба Вязёмы снова стала дворцовым селом, часто посещаемым государями, одаривавшими храм иконами, богослужебными книгами, церковной утварью и вносившими богатые пожертвования. А в начале XVIII столетия Вязёмы вновь были подарены, на этот раз императором Петром I воспитателю и «дядьке», князю Борису Алексеевичу Голицыну. И хотя вельможа мало интересовался новой вотчиной, все же посчитал своим долгом переосвятить усадебный Троицкий храм в Преображенский, но мотивы этого поступка так и остались неизвестными.

С усадебной церковью связаны детские воспоминания А. С. Пушкина, часто гостившего у своей бабушки по материнской линии М. А. Ганнибал в соседнем поместье Захарово и нередко забегавшего в Вязёмы. Преображенская церковь очень нравилась мальчику, он с удовольствием подолгу любовался ее пышным внешним убранством и изысканным интерьером, но осталась она в памяти А. Пушкина не только как торжественно-величественное здание, но и как место последнего упокоения его младшего брата Николеньки, умершего в 1807 году. Каждое воскресенье будущий поэт вместе с бабушкой и сестрой Ольгой приходили в Преображенскую церковь на литургию, после чего навещали могилу Николеньки, расположенную у алтаря. Наряду с народными песнями и простым деревенским бытом, впитанными А. С. Пушкиным с детства, Преображенский храм затронул в душе поэта ту тонкую струну, которая едва уловимо спустя годы зазвучала во всех его произведениях.

Испытанием для Преображенской церкви стала Отечественная война 1812 года – в Вязёмах поочередно непродолжительное время квартировали армии обоих воюющих государств. Например, фельдмаршал русской армии М. И. Кутузов был очень верующим человеком, поэтому можно утверждать, что находясь в Вязёмах, он наверняка посетил Преображенский храм и помолился о благополучном исходе военной кампании, чего нельзя сказать о французах. Разъяренные отсутствием ценностей в храме (большинство из святынь Голицыны успели вывезти в Москву и надежно спрятать), оккупанты надругались над православной церковью, оставив на ее стенах (как и за два столетия до этого поляки) всевозможные надписи, после чего приспособили здание под конюшню.

В середине XIX столетия уникальная церковная звонница из-за большого крена оказалась под угрозой разрушения, поэтому рядом с храмом возвели новую трехъярусную колокольню, соединили оба здания галереей и опоясали церковный комплекс кирпичной оградой, арочные пролеты которой украсили коваными чугунными решетками.

Судьба храма в XX–XXI столетиях

Преображенский храм до самого начала минувшего столетия являлся усадебной церковью князей Голицыных, а ее причт состоял из священника Василия Горбачева, диакона Николая Запольского и церковницы Елизаветы Тимохиной. Но ветер революционных перемен, пронесшийся над империей, смел со своего пути монархию и установил новую власть рабочих и крестьян. В истории церкви начался трагический период – вначале экспроприировали все ценности, затем арестовали и после допросов расстреляли священнослужителей и церковницу храма, а в конце 1930-х годов церковь и вовсе закрыли.

В советский период храм использовали как столовую, лабораторию, склад, но прихожане упраздненной церкви не могли без боли смотреть, как постепенно разрушается их святыня. Поэтому в середине 50-х годов минувшего столетия они написали коллективное письмо в Совет Министров СССР с просьбой открыть приход, но власти вместо этого, создавая видимость серьезной реставрации, соорудили в помещении строительные леса и распорядились разобрать выстроенную в 1860-х годах колокольню с галереей, демонтировать белокаменную корону под крестом центральной главы и остекление галереи храма. На этом «реставрационные работы» закончились, и в храме начали хозяйничать местные ребятишки и «любители» древнерусской живописи. Мальчишки оставляли на стенах свои автографы и фразы различного содержания, что по сравнению с ущербом, нанесенным старшим поколением, выглядело невинной детской шалостью. Благодаря свободному доступу в храм взрослые «исследователи» откалывали от стен целые фрагменты фресковой живописи, нанося интерьеру храма серьезные повреждения.

В стране Советов к религии относились настороженно, но даже несмотря на то, что большинство православных храмов были упразднены еще на заре советской власти, в 1970-х годах в Преображенской церкви начались масштабные ремонтно-реставрационные работы. Первым делом специалисты под руководством инженера-реставратора И. Г. Стрельбицкого спасли от разрушения накренившуюся под большим углом звонницу и обновили общий внешний вид храма, придав ему черты годуновского стиля.

В 1992 году после многочисленных обращений жителей нижний Никольский придел храма возвратили верующим и в нем возобновились богослужения, а уже в 1999 году церковь полностью отдали прихожанам. В 2000 году рядом с Преображенским храмом выстроили здание Центра духовного развития молодежи, в 2007 году наново остеклили галерею. Вместо утерянных икон современные изографы создали образы Спасителя, Царственных Страстотерпцев, Новомучеников Вяземских, цикл икон Пресвятой Богородицы, образы Иоанна Предтечи, прп. Марии Египетской, святителя Спиридона Тримифунтского. Престол нижнего Никольского храма украсили мозаикой, расположив на горнем месте мозаичную икону Господа Иисуса Христа.

В настоящее время проводятся работы по восстановлению фресковой живописи. При церкви действует воскресная школа для взрослых и детей, занятия в которой проводят студенты Московской православной духовной академии. Силами настоятеля храма протоиерея Павла Карташева, священника Анатолия Савченкова и прихожан осуществляется благотворительная и просветительская деятельность. К храму приписана Александро-Невская церковь, расположенная в бывшем имении Ганнибалов – деревне Захарово.