Показать регионы

Соборный комплекс Михаила Архангела (Бронницы)

Храмовый ансамбль в Бронницах, включающий в себя три здания культового назначения. Время создания: XVIII–XIX вв. В состав входят собор Михаила Архангела, Иерусалимская церковь и колокольня. Почитаемая святыня: список Иерусалимской иконы Божьей Матери.
Бронницы – небольшой городок в Московской области с богатой и древней историей. С его именем связана история многих русских людей, но в первую очередь большое значение это местечко имеет для истории российского войска. Ведь именно здесь был построен уникальный храмовый комплекс Михаила Архангела, являющегося, как известно, покровителем всех военных. Это место было выбрано не случайно – городок находился всего в дне ходьбы от Москвы, многие ратные дружины делали здесь привал. Как и все истинно верующие, они нуждались в общей молитве – именно с этой целью и был построен деревянный храм. Но время шло, церковь постепенно ветшала и не могла уже должным образом удовлетворять молитвенные потребности прихожан. Поэтому было принято решение строить новый, каменный храм, получивший название церковь Михаила Архангела в Бронницах. Впоследствии он стал частью соборного комплекса, сегодня является его старейшим зданием. Полное название – собор Михаила Архангела и всех сил бесплотных.

Помимо Михаилоархангельской церкви в состав храмового ансамбля в Бронницах сегодня входят Иерусалимская церковь и соборная колокольня.

История создания

Дата окончания строительства главного храма соборного ансамбля в Бронницах – церкви Михаила Архангела относится к 1705 г. Храм практически без изменений во внешнем облике дошел до нашего времени. Затем в середине XVII в. в городке появляется еще один каменный храм – церковь Иоанна Милостивого. В дальнейшем церковь была разобрана, а на ее месте возведен новый храм в Бронницах – в честь почитаемой в окрестностях Иерусалимской иконы Богоматери. Тогда же появилась и колокольня.

Начало проектных работ, связанных с возведением новой церкви и колокольни относятся к 1835 г. В первую очередь они были вызваны уже обозначенными проблемами с церковью Иоанна Милостивого – несмотря на все старания жителей города, храм рушился на глазах, внешний его вид и внутреннее убранство были далеки от идеальных. Именно поэтому прихожане несколько раз обращались к Московскому и Коломенскому митрополиту Филарету с прошением разрешить внести изменения в план церковных построек в Бронницах. На суд жителей было вынесено два проекта, но идеально подошел лишь второй – в плане первого новая церковь и колокольня были слишком большими по отношению к бронницкому храму Михаила Архангела. После этого в 1840 г. начинается возведение новой церкви, впоследствии получившей имя Иерусалимской, по чертежам московского архитектора – А. М. Шестакова. Храм строился около шести лет в том числе и на пожертвования местных жителей. В связи с этим нужно упомянуть имя купца А. К. Кононова – именно ему мы обязаны роскошным внутренним оформлением церкви.

В 1849 г. началось возведение колокольни, в основе ее лежал план известного московского архитектора М. В. Бове. К ее нынешнему внешнему облику приложил руку и император Николай I – проект несколько раз изменялся в соответствии с его замечаниями и был подписан царём лишь в 1850 г. Дата завершения строительства колокольни приходится на 1853 г.

В 60-80 гг. XIX в. проходила реставрация Архангельского собора. Основную сумму денег для проведения необходимых работ по обновлению храма пожертвовал И. А. Кононов – сын купца А. К. Кононова. На это же время приходится и перепланировка Иерусалимской церкви – первоначальное пространство храма оказалось слишком тесным для многочисленных прихожан.

Жители Бронниц славились своей благочестивостью и приверженностью монархическим взглядам. Это помешало им принять в ХХ в. изменения в политической обстановке, Февральскую революцию и приход к власти большевиков. Более того, город стал настоящим оплотом оппозиции новой политической силе, немалую роль в этом сыграли и бронницкие священнослужители. Расправа не заставила себя долго ждать. В 1922 г. были конфискованы многие церковные реликвии «в пользу голодающих Поволжья», затем репрессиям подверглись церковные и общественные деятели города. Гонения на верующих Бронниц достигли апогея в период закрытия храмов. В то время уже стало традицией использовать храмовые здания для других нужд. В бывшей колокольне разместились пожарные, собор Михаила Архангела занял районный архив, а в Иерусалимской церкви сначала находилось зернохранилище, в более поздний период здесь обосновалась Всесоюзная книжная палата. К началу войны в Бронницах все храмы уже были закрыты и новые тяготы жители города встретили без Божьего благословения.

После признания права на выражение своих религиозных чувств в начале 90-х гг. XX в., верующие организовали инициативную группу по возвращению соборного комплекса в Бронницах местной церковной общине. Но годы безверия не прошли даром – город стал настоящим полем битвы (в переносном смысле, конечно) между двумя противоборствующими группами: коммунисты в ответ на заявления верующих заявляли о необходимости избавления молодого поколения от влияния религиозной догматики и воспитания его в духе приверженности идеалам коммунизма. Но на стороне верующих был Бог, а на стороне коммунистов – лишь диалектика марксизма. Итог был закономерен – 25 ноября 1990 г. в Бронницком соборе Архангела Михаила произошло первое за многие годы богослужение.

Внешний вид и архитектурные особенности

В композиционном плане Бронницкая Михаилоархангельская Церковь представляет собой типичный посадский храм, достаточно популярный и распространенный среди православных построек XVII в. Высокий трехсветный четверик визуально создает резкий контраст по сравнению с низкими помещениями вытянутой в длину трапезной и трехчастной апсиды. Храм богато декорирован. Основу его внутреннего оформления составляют элементы, характерные для архитектурного стиля московского барокко. Дверные и оконные проемы украшены витиеватыми, похожими не гребешки, наличниками. Внутри храма в глаза бросается довольно яркая роспись стен и потолка, иконы украшены лепниной. В трапезной повсеместно использовались барочные картуши с целью подчеркнуть изящность панно.

Особое внимание привлекает пятиярусный иконостас. Над ним работали лучшие мастера Оружейной палаты, царские иконописцы Тихон Иванович Филатьев и Кирилл Иванович Уланов.

С историей собора Архангела Михаила в Бронницах связана жизнь и смерть многих знаменитых культурных и общественных деятелей России. Здесь похоронен И. И. Пущин, изначально на его надгробии находится традиционная для стиля классицизма статуя бронозвого ангела. Рядом могила еще одного декабриста – М. А. Фонвизина, неподалеку покоится его брат И. А. Фонвизин.


Иерусалимская церковь

Иерусалимская церковь в Бронницах, построенная гораздо позже собора Архангела Михаила, представляет собой типичный пример классицизма, успешно адаптированного в XIX в. православной храмовой архитектурой, хотя некоторые исследователи находят в ее облике черты ампира. Церковь шестистолпная, увенчанная одним куполом.

Основной престол храма посвящен повсеместно почитаемой жителями Иерусалимской иконы Божьей Матери, чудесным образом спасшей людей во время страшной вспышки чумы. Имеются два придела – Никольский и Иоанна Милостивого (в память находившегося на этом месте храма Иоанна Милостивого). В конце XIX в. в храме появилась роспись, принадлежащая руке известного художника Розанова.

Колокольня

Построенная в 60-е гг. XIX в. колокольня соборного комплекса Михаила Архангела относится сейчас к числу памятников федерального значения и является самой высокой в Подмосковье. Внешне напоминает колокольни Новодевичьего и Новопетровского монастырей.

Соборный комплекс Михаила Архангела с достоинством встретил все появившиеся на его жизненном пути препятствия и мужественно выдержал их. На данный момент и храм Михаила Архангела в Бронницах, и Иерусалимская церковь являются действующими, их двери всегда открыты как прихожанам и паломникам, так и простым смертным, желающим поближе познакомиться с историей этого уникального архитектурного ансамбля.