Показать регионы

Соборная площадь Московского кремля

Соборная площадь – исторический и архитектурный центр Московского Кремля. Великолепный архитектурно-градостроительный ансамбль сложился в основном в XV–XVI вв.
Начало формирования архитектурного ансамбля Соборной площади Кремля было положено в начале XIV в. Улучшение экономического положения Московского княжества позволило приступить к возведению величественных церквей и соборов. По указанию великих князей Ивана Калиты и Дмитрия Донского были возведены первые храмы, определившие основу планировочной структуры площади, её пространственную композицию. Все первоначальные постройки не сохранились, но на их месте в годы правления Ивана III началось возведение новых храмов, достойных столицы русского централизованного государства.

С самого начала своего существования площадь стала местом проведения разнообразных торжественных церемоний и шествий. На ней разворачивались многолюдные действа в дни больших церковных праздников и при венчаниях на царствование и коронации императоров. У крыльца Грановитой палаты торжественно встречали иноземных послов. Через площадь шествовали траурные похоронные процессии к месту последнего упокоения митрополитов и патриархов, великих князей и царей.

Главная площадь города в XVIII в. и XIX в. неоднократно мостилась каменными плитами из песчаника. Несколько десятилетий в XX в. площадь была заасфальтирована. Однако уже во время реконструкции 1955 г. на ней было вновь уложено каменное покрытие из плит.

Утраченные объекты

За многовековую историю Соборной площади её облик кардинально изменялся неоднократно. Первоначально по периметру центральной площади Кремля возводились главным образом деревянные соборы, церкви и гражданские здания. Некоторые из них сгинули в огне многочисленных московских пожаров, другие приходили со временем в ветхость, и на их месте возводились новые. Практически все существующие ныне на площади храмы имели более ранних предшественников. До нашего времени не сохранились первоначальные Успенский (1326), Архангельский (1333) и Благовещенский соборы (1397–1416), церковь Ризположения 1451 г., старые Патриаршие палаты, храм Соловецких чудотворцев.

Были и такие, что повреждались и разрушались неприятелем, ворвавшимся в Кремль. Так было во время Великой Смуты 1612 г., так было и во время нашествия Наполеона 1812 г. Во время отступления французской армии из Москвы в 1812 г. была уничтожена оригинальная Филаретова пристройка к колокольне Ивана Великого. Её судьбу разделила и построенная около колокольни Петроком Малым трёхпролетная звонница. Не дошла до наших дней и церковь Иоанна Лествичника. Она была построена по указы Ивана Калиты в 1329 г. Церковь имела восьмигранный объём с арками для колоколов на втором ярусе. Она была разобрана в XV в., чтобы освободить территорию для возведения колокольни «Иван Великий».

По требованию времени в архитектурный облик существующих храмов вносились разнообразные более или менее существенные изменения. Отдельные храмы на площади обретали новые главы, крытые галереи, исчезали и появлялись вновь другие архитектурные элементы.

Архитектурный стиль

Архитектурный облик культовых и гражданских зданий, расположенных на Соборной площади, впитал в себя элементы владимиро-суздальской и псковской школ русской архитектуры. Приглашённые мастера из двух центров русского каменного зодчества использовали при строительстве соборов и церквей как устоявшиеся и проверенные временем технические приёмы, так и разрабатывали новые. При строительстве Ризоположенской церкви псковскими мастерами был впервые использован высокий подклет. Большое влияние псковской школы заметно в декоративном оформлении фасадов храмов: это орнаментальные пояса из киотцев на барабанах куполов, поребрики, бегунцы, трёхлопастное завершение фасадов, шлемовидный купол Ризположенской церкви. Влияние владимиро-суздальской школы особенно ярко проявилось в облике Успенского собора с его арочным поясом на апсидах и очень узкими окнами. В декоре фасадов также преобладают элементы, заимствованные от мастеров владимиро-суздальской школы.

В конце XV в. на основании синтеза достижений двух региональных архитектурных школ зародился  раннемосковский стиль каменного зодчества, ставший впоследствии общероссийским. Для него стали характерными килевидные кокошники на фасаде храмов, повышенные центральные прясла и подпружные арки. Расположение центрального барабана купола всё заметнее смещается в восточную часть объёма здания.

На облик Соборной площади большое влияние оказала архитектура итальянского возрождения. Хотя приглашённые зодчие из Италии в целом и придерживались традиций каменного строительства на Руси, в декоративном оформлении фасадов ряда зданий (Грановитой палаты, Архангельского собора и других) заметны элементы, характерные для флорентийских палаццо: орнаменты, оформление оконных проёмов и тимпанов. Зарубежные мастера привнесли в строительство и новые технологии. Так, Бон Фрязин впервые в России использовал при строительстве колокольни Ивана Великого металлические стяжки. Это предотвратило обрушение колокольни при попытке её взрыва в 1812 г.

Зодчие Соборной площади

В исторических документах XV в. сохранилось очень мало имен зодчих, возводивших храмы и хоромы на Соборной площади. В летописях упоминаются имена Кривцова и Мышкина, руководителей псковских артелей каменщиков, возводивших Ризоположенскую церковь и Благовещенский храм.

Недостаток на Московской Руси собственных квалифицированных зодчих стал основной причиной приглашения для строительства в Москву иноземцев. Одним из первых итальянских зодчих на Руси стал Аристотель Фиораванти, руководивший постройкой Успенского собора. Марко Фрязин и Пьер Антонио Солари возвели знаменитую Грановитую палату. В начале XVI в. Алевиз Новый возглавил строительство Архангельского собора.

Самый загадочный из итальянских мастеров Бон Фрязин, биография которого почти неизвестна. Он руководил работой по постройке первых двух ярусов колокольни Ивана Великого в 1505–1508 гг. Продолжил его дело другой итальянец, Петрок Малый (Пётр Франческо (Францизско) Анибале),  работавший на стройках Кремля 17 лет с 1522 г. О его высоком мастерстве и статусе свидетельствует звание «архитектон». Из итальянских мастеров оно было только у Алевиза Нового и П. А. Солари.

Петрок малый принимал участие в закладке Воскресенской церкви (1532-1552). Существуют противоречивые мнения и о его участии в строительстве трёхпролетной звонницы около колокольни Ивана Великого, уничтоженной французами в 1812 г. Свой вклад в современный облик этой колокольни внёс и русский архитектор XVI в. Семён Конь, пристроивший полноценный третий ярус.

В XVII в. зодчий Б. Огурцов руководил постройкой Филаретовой пристройки к колокольне Ивана Великого. В 1653–1655 гг. он вместе с А. Констаниновым, Д. Охлебининым, Т. Тимофеевым и А. Макеевым был занят на строительстве Патриарших палат и церкви Двенадцати Апостолов.
 
В облик храмов и церквей Соборной площади вносились некоторые изменения и в следующем столетии. Так, в 1737 г. по проекту архитектора И. Ф. Мичурина был изменён купол и окна Ризположенской церкви (восстановлен оригинал в XX веке).

Одно из последних значительных изменений облика Соборной площади произошло после изгнания французов из Москвы. В 1814–1815 гг. по проекту архитекторов И. Еготова и Л. Руска московские каменщики при общем руководстве Д. Жилярди  восстановили взорванную французами звонницу при колокольне «Иван Великий» и примыкавшую к ней Филаретову пристройку.

Современный архитектурный ансамбль

Кропотливая работа историков, реставраторов и других специалистов, продолжавшаяся несколько десятилетий, позволила вернуть или сохранить многим замечательным памятникам истории и культуры на Соборной площади Кремля их первоначальный облик. Сегодня ансамбль русской культовой и гражданской архитектуры XV–XVII вв. на Соборной площади предстаёт перед посетителем Кремля во всём своём великолепии.

На юго-западной стороне Соборной площади псковичами в 1484–1489 гг. воздвигнут Благовещенский собор. Со времён Ивана III и до начала XVII в. это была домовая церковь русских царей. Увенчанный пятью позолоченными куполами храм представляет собой законченную великолепную композицию в стиле раннемосковской архитектурной школы. В интерьерах собора сохранились редкостные образцы религиозной живописи XVI в. В непростой живописной форме под его сводами выражены идеи об исторической миссии Русской православной церкви как наследницы Византии и самобытности России.

Усыпальница многих правителей Руси, Архангельский собор, находится в юго-восточном углу центральной площади Кремля. Западный и северный фасады храма выходят к Соборной площади, южная стена обращена в сторону набережной Москвы–реки. Собор был закончен в 1508 г. артелью зодчих Алевиза Нового (подлинное имя – Алоиз Ламберти да Монтиньяна) во время правления Василия III. Итальянские мастера при возведении собора придерживались традиций русской православной архитектуры, но применяли новые строительные технологии. В декоративном облике храма отразилось влияние архитектурной школы эпохи итальянского Возрождения. Новый собор, возведенный на месте пострадавшего от  бури храма во имя архангела Михаила XIV в., удачно вписался в ансамбль обновленного в XV в. Кремля.

По соседству с Благовещенским собором находится здание Грановитой палаты. Этот памятник гражданской архитектуры был выстроен в 1487–1491 гг. для проведения торжественных церемоний и придворных пиров. Руководили строительством итальянские зодчие М. Руффо и П. А. Солари. Влияние итальянской архитектуры проявилось в устройстве стрельчатых окон и оформлении восточного фасада палаты гранёным рустом, что дало название всему зданию. Столетиями совершенствовался и интерьер Грановитой палаты. В разное время над её убранством работали многие безымянные и широко известные мастера. В XVII в. стены были росписаны С. Ушаковым, а в конце XIX в. её восстановили палехские мастера братья Белоусовы.

На восточной стороне, образуя композиционную ось ансамбля зданий площади, устремляется ввысь столп колокольни Ивана Великого. Происхождение названия колокольни часто связывают с деятельностью великих князей Ивана Калиты, Ивана III и царя Ивана IV. Всем своим обликом она символизирует мощь единого русского государства. Возведенная в начале XVI в. итальянскими зодчими, она долгое время считалась высочайшим зданием Москвы и была главной дозорной башней Кремля. Колокольня послужила образцом для создания подобных столпообразных храмов в различных уголках страны.

На северной стороне Соборной площади находится главный православный храм страны – Успенский собор. Он возведен по образцу Успенского собора в г. Владимире в 1475–1479 гг. и стал самым первым собором обновлённого Кремля. Центральный купол белокаменного, прямоугольного в плане храма, увенчан на высоте 45 м позолоченным крестом. В его стенах проходили церемонии венчания на царствование русских правителей, возводили в сан иерархов православной церкви. Здесь обрели последнее пристанище многие усопшие митрополиты и патриархи страны. Живопись просторного и светлого центрального зала храма, в создании которой участвовало около 100 иконописцев, прославляет христианскую церковь.

Ещё одни замечательный памятник гражданской архитектуры XVII в. расположен рядом с Успенским собором. Новая резиденция патриархов строилась российскими мастерами в течение 1653–1655 гг. Патриаршие палаты по своему интерьеру и декоративному убранству соперничают с царскими дворцами. В этих стенах многократно принимались судьбоносные для страны решения, в том числе, связанные с событиями религиозного раскола XVII в. Здесь, ещё малолетним ребёнком, скрывался во время бунта 1682 г. от разъярённых стрельцов будущий великий реформатор – император Пётр I. Непосредственно к Патриаршим палатам примыкает церковь Двенадцати апостолов. Построенная одновременно с Палатами, она несколько столетий служила домовой церковью российских патриархов.

Одним из самых древних памятников истории и культуры на Соборной площади является церковь Ризоположения. Этот великолепный небольшой храм возведён в 1484–1485 гг. Псковские зодчие, создавшие этот шедевр культовой архитектуры, использовали в своём творчестве богатое наследие псковской и владимиро-суздальской архитектурных школ. Около 200 лет церковь была домовым храмом митрополитов и патриархов Руси. Во время больших религиозных праздников и важных исторических событий через её сени высшие иерархи церкви выходили к собравшемуся на Соборной площади народу.

На восточной границе главной площади московского Кремля находятся два замечательных памятника русского литейного искусства. Первый из них, Царь-пушка, установлен в северной части площади. Орудие с самым крупным в мире калибром 980 мм было отлито выдающимся мастером своего дела А. Чоховым в 1586 г. Предназначавшееся для стрельбы картечью, это орудие отличается уникальным декоративным оформлением.

Южнее, примерно в средней части Соборной площади, у её восточной границы, находится на постаменте, сооруженном по проекту архитектора О. Монферрана, второй уникальный памятник мастерству русских литейщиков. Отец и сын И. и М. Моторины в 1733–1735 гг. вместе со своими многочисленными помощниками смогли создать грандиозный Царь-колокол. Его размеры и декоративное оформление до сих пор потрясают воображение туристов.

Грандиозность и красота Соборной площади производит неизгладимое впечатление. За свою более чем пятивековую историю она неоднократно становилась местом действия важнейших событий в истории России. Великолепные по архитектуре храмы и дворцы сегодня входят в единый музейный комплекс. Внутреннее убранство церквей и соборов, бесценная настенная живопись и иконы, многочисленные произведения декоративно-прикладного искусства ярко и достоверно иллюстрируют светскую и церковную историю страны в XV–XVII вв.