Показать регионы

Собор Вознесения Господня (Муром)

Каменная пятиглавая церковь с приземистой трапезной и шатровой колокольней построена в 1729 г. на месте более древнего деревянного храма того же посвящения. Памятник и сегодня имеет важное композиционное значение в ансамбле Мурома, имеет статус кафедрального собора. 
История храма

Церковь Вознесения Господня впервые упоминается в документах XVI века. В «Сотной выписи на Муромский посад» за 1574 г. наряду с другими городскими храмами упоминается и деревянная Вознесенская церковь. Информация об этом храме содержится также в описи города Мурома 1637 г., составленной Бартеневым: «В Вознесенской улице церковь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа древяна, с приделы Варлаама, Хутынского чудотворца, и Василия Блаженного, Московского чудотворца… другая теплая церковь Вход в Иерусалим древяна, в ней Божия Милосердия образ местной Вход в Иерусалим на золоте, образ Пречистой Богородицы Одигитрии на празелени… На колокольне 2 колокола. Все церковное строение мирских людей…». По данным окладных книг Рязанской епархии за 1676 г., в церкви служил поп Федор, а в приходе состояло 36 посадских дворов и 1 двор стрелецкий.

В 1729 г. «тщанием комиссара Осипа Ивановича Названова, бургомистра Василия Смольянинова и бывшего подьячего Алексея Герасимова» вместо деревянного Вознесенского храма была возведена каменная церковь с тем же посвящением. Храмозданная грамота на ее строительство была выдана в 1728–1729 гг. Рязанским епископом Гавриилом. Через некоторое время вместо деревянной Входоиерусалимской церкви к каменному храму с южной стороны пристроили каменный придел, освященный в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим. Этот придел, вероятно, был холодным, а деревянная теплая церковь обветшала, поэтому в 1771 г. была выстроена другая теплая церковь, тоже деревянная, освященная в честь Владимирской иконы Божией Матери. 

В 1788 г. при составлении генерального плана Мурома церковь Вознесения являлась одним из значимых композиционных узлов, в котором сходились главные улицы города – Московская и Касимовская (ныне Льва Толстого), имевшие ширину 12 сажен (25 метров) в отличие от остальных улиц шириной 10 сажен.

В 1809 г. Входоиерусалимский придел был расширен и с тех пор внешний облик церкви оставался без изменений до 1892 г., когда с северной стороны к этому приделу была сделана пристройка, где был устроен новый престол. Таким образом, в конце XIX века храм имел три престола: Вознесения Господня (главный), в честь преподобного Сергия Радонежского и Входа Господня в Иерусалим (в приделах теплые).

Согласно штату, причт церкви состоял из священника, диакона и псаломщика. Церковных домов для причта не было. В приходе числилось 590 душ мужского пола и 600 женского, все православные жители города.

Во второй половине 1920-х гг. Вознесенская церковь была закрыта. В марте 1929 г. сломаны главы, позднее декоративный аттик, разобрана колокольня, срублены обрамления окон, сами окна растесаны. 7 ноября 1929 г. в здании была открыта школа второй ступени им. 12-й годовщины революции, позднее здесь действовала школа рабочей молодежи.

В 1998 г. церковь возращена Владимирской епархии, с 31 декабря 1999 г. возобновились регулярные богослужения. Проведены ремонтно-реставрационные работы.

Архитектура

Изящный по пропорциям основного объема собор Вознесения Господня во многом имеет сходство с Николо-Набережной церковью.

В обоих храмах углы основного объема декорированы пучками из трех колонок, причем колонны, расположенные на углах, большего диаметра. Над белокаменными резными капителями расположена широкая лента карниза с фризом, составленным из кирпичных зубчиков.

Сомкнутый свод украшен аттиком, на углах оформленным пилястрами, с тремя арками на каждой из сторон. Четырехскатная кровля увенчана пятью луковичными главами на тонких изящных шейках. Круглые барабаны установлены на небольших кокошниках полуциркульной формы. Угловые главки расположены на самых краях крыши, а их рисунок напоминает главы некоторых суздальских храмов.

На главном южном фасаде основного объема расположены четыре окна с резными наличниками, близкими по своему рисунку к наличникам Николо-Набережного храма: опирающиеся на резные консоли трехчетвертные колонки, разорванный фронтон с вогнутыми карнизами криволинейного очертания.

С востока к основному объему примыкает трехчастный алтарь с полукруглыми выступами, с запада – приземистая трапезная, к которой в свою очередь примыкает шатровая колокольня. Ее четверик, разделенный на два яруса карнизом, являющимся продолжением карниза трапезной, выполняет роль притвора при входе в храм с западной стороны. Углы четверика выделены пилястрами, причем пилястры второго яруса заметно уже пилястр первого яруса. Надстроенный над четвериком восьмерик, равный ему по высоте, составлен из восьми пилонов, соединенных полуциркульными арками. Восьмигранный шатер колокольни со слухами в виде ряда окон завершен луковичной главкой. Верхняя площадка ограждена каменной балюстрадой. 

Литература:

  • Беспалов Н. А. Муром. Памятники искусства XVI – начала XIX века. Очерк. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1971. – 128 с.
  • Добронравов В. Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 4. Владимир, Типо-Литография В. А. Паркова, 1897 г.