Показать регионы

Собор Вознесения Господня (Кашин)

Вознесенский собор в Кашине – большой кирпичный православный храм Кашинского благочиния Тверской епархии, построенный в 1799–1870 гг. В настоящее время является кафедральным собором города.
История собора

Расположенный ныне в Кашине на холме величественный пятиглавый собор Вознесения Господня возведен на месте одноименной деревянной церкви, земли под строительство которой были пожертвованы в XVII веке первым царем из династии Романовых – Михаилом Федоровичем. Эта церковь была разрушена в 1709 г.

Строительство нового каменного храма началось спустя 90 лет – в 1799 году. Немногим ранее, в 1796 г., был заложен и каменный Воскресенский собор. Таким образом, расположенный на другом берегу Кашинки Вознесенский собор стал вторым крупномасштабным сооружением в городе, оба храма хорошо видны друг от друга.

В 1849 г. по проекту губернского архитектора Ивана Фёдоровича Львова была возведена в стиле ампир стоящая отдельно колокольня. Но прошло еще много времени, прежде чем храм приобрел нынешний вид.

Переустройство Вознесенской церкви было начато в 1849 г., однако до определения сюда священником Матвея Семёновича Малиновского она находилась в плачевном состоянии. Не было ничего кроме внешней кладки стен, главный храм был не достроен и даже не увенчан крестами. Более того, из-за разногласий между архитектором и строителем храма, потомственным почетным гражданином города Кашина купцом Николаем Васильевичем Терликовым, по поводу якобы низкой прочности стен, храм был запечатан, а производство дальнейших работ запрещено. Трапезная хотя и была закончена, и в ней проводились богослужения, но вмещала она одну бедноту. 

С поступлением на службу молодого священника дело принимает другой оборот: подается прошение о новом осмотре церковного здания и его освидетельствовании, снятии печатей, позволении производства дальнейших работ. Новый архитектор и комиссия произвели осмотр, признав здание совершенно прочным, и дали разрешение на дальнейшие работы. Но в 1865 г. умирает строитель Вознесенского храма Н. В. Терликов, на собственные средства производивший постройку церкви и пожертвовавший на эти цели свыше 100 тысяч рублей ассигнациями. При бедности прихода окончание такого обширного строительства стало невозможным и работы были снова приостановлены. 

Лишь через полтора года, в 1867 г. строительство было возобновлено при участии жертвователей, благодаря энергии священника Матвея Малиновского и при содействии церковного старосты П. А. Дорогутина. В 1870 г. храм был достроен и приобрел настоящий вид, быстро и успешно выполнена внешняя и внутренняя отделка. Собор Вознесения Господня, строительство которого затянулось на десятки лет, в том же году был освящен.

Стены и арки храма были украшены лепниной отличной работы, сооружен иконостас изящной архитектуры, впоследствии вызолоченный. Иконы для иконостаса заботами настоятеля были написаны мастерами известной ярославской мастерской Е. К. Дьяконова. Особенное внимание обращали на себя иконы итальянской живописи – Николая чудотворца и Господа, восседающего на престоле, выполненные художником Орловым. В 1871–1877 гг. в трапезной церкви с пределами в честь Воздвижения Креста Господня и святой мученицы Параскевы Пятницы были произведены работы по устройству иконостаса и его золочению. К 1900 г. была окончательно завершена отделка стен и сводов живописными картинами, храм получил законченный вид и производил сильное впечатление на всякого посетителя своим блеском и обилием света.

В 1929 г. с храма были сняты все кресты, сброшены колокола, уничтожен великолепный иконостас, представляющую хоть какую-то ценность церковную утварь вывезли. Долгое время здание бывшей церкви пустовало. В 1962 г. в нем был устроен мебельный склад Кашинторга, а позднее трапезную переоборудовали под подростково-молодежный клуб. За многие годы, когда помещение храма находилось без отопления, многие его святыни – настенная живопись, элементы иконостаса, иконы – были утеряны.

И только в начале 1990-х гг. собор освободили от занимаемых его организаций и передали прихожанам, в здании были начаты восстановительные работы. В 1993 г. отреставрированный Вознесенский собор получил статус кафедрального собора города Кашина, в нем были возобновлены богослужения. 

К 1998 г. на средства предпринимателя В. В. Гусева собор Вознесения Господня был украшен живописными фресками, выполнены лепные работы. В 2000-х гг. восстановлены резные элементы иконостаса.

Архитектура собора

Массивный куб Вознесенского собора увенчан монументальным световым пятиглавием. В отличие от Воскресенского собора, здесь легкие квадратные в плане угловые завершения противопоставлены мощному среднему барабану, воспроизводящему традиционный восьмерик. Основной объем отличается особой компактностью и центричностью. С одной стороны к нему примыкает полуциркульная апсида, отвечающая строгой геометрии основного объема, с другой – пониженная трапезная, играющая малозаметную роль. Равнозначность всех фасадов кубического массива подчеркнута одинаковыми фронтонами. 

После достройки храма в 1867–1870 гг. на его фасадах появился измельченный декор – килевидные кокошники, выполненные в «русском стиле», аркатурно-колончатые детали, сложные капители пилястр на барабанах, розетки в метопах фриза, пышные рельефы в стиле «второго рококо». Но сквозь элементы эклектики отчетливо просматривается классицистическая основа: спокойная гладь стен, прямоугольные филенки и пилястры дорического ордера. 

Отдельно стоящая колокольня возведена по проекту, выполненному архитектором И. Ф. Львовым и утвержденному в 1849 г. Первоначальный замысел в ходе строительства претерпел значительные изменения. Колокольню укоротили на один ярус, при этом она лишилась ритмического единства и стройной пропорциональности. Лейтмотивом композиции являются прорезанные высокими арочными проемами ступенчато убывающие объемы. Нижний ярус, окруженный портиками тосканского ордера, воспринимается как самостоятельный, а следующее членение кажется слишком грузным. Третий ярус цилиндрической формы, увенчанный шпилем, заменил задуманную Львовым восьмиколонную воздушную ротонду.