Показать регионы

Собор Рождества Христова (Каргополь)

Христорождественский собор в Каргополе – древнейшее каменное здание города. Памятник архитектуры XVI века, объект культурного наследия.
Здание собора имеет огромное градостроительное значение, являясь важнейшим элементом ансамбля Соборной площади.

История собора

Собор Рождества Христова, сооруженный в 1562 г. – наиболее ранняя каменная постройка города Каргополя – стоит на Соборной площади (ранее Советской площади, бывшей Базарной). Собор упоминается, но без описания, в «Переписной книге переписчика и коменданта Степана Иванова Хвостова» за 1730 г.

При пожаре 1731 г. Христорождественский собор не пострадал, но в пожар 1765 г. он обгорел. При этом пожаре, по-видимому, и сгорела вся документация, относящаяся ко времени его постройки в период со второй половины XVI до конца XVIII века.

До пожара 1765 г. собор «стоял 203 года», после пожара «стоял без крыши и глав пять лет», вторично освящен 12 июня 1778 г. Постройка и восстановление собора произведены «тщением прихожан». Архитектурный облик собора отразил характерные черты русского каменного зодчества второй половины XVI века – монументальность, массивность и крайнюю простоту форм.

В настоящее время внешний облик собора значительно отличается от первоначального не только пристройкой после пожара 1765 г. к основному кубу двух приделов и расширением оконных проемов, о чем упоминается в указах Новгородской духовной консистории за 1784 г., но, главным образом, своим завершением, о чем свидетельствуют архивные материалы и архитектурно-конструктивные особенности основного куба – четырехскатная крыша собора заменила собой перекрытия по закомарам.

Восстановление Христорождественского собора, продолжавшееся с 1770 г. по 1778 г., значительно изменило внешний облик сооружения. К собору с северной и южной сторон были пристроены приделы, входы в них были пробиты в стенах собора. Эти пристройки искажают, мельчат первоначальный суровый облик собора.

Приделы по архитектурным формам неоднородны. Северный придел состоит из трех частей различных по высоте, к нему пристроено наружное крыльцо с двумя входами, ведущими на площадку, от которой идет галерея к входу в придел. Первоначально подъемы и галерея были открыты. В «Книге для записи расходов денежных средств по собору» имеется приписка, указывающая, что крыльцо было «приставлено» в 1778 г. Поскольку придел был во имя Алексея и Филиппа, предполагают, что он устроен в память пребывания в соборе мощей митрополита Филиппа, которые в 1652 г. вез патриарх Никон из Соловков в Москву.

Южный придел одночастный, без крыльца, но с потайным входом, устроенным в контрфорсе. Внизу храма выложена ниша, являющаяся склепом знатных людей, в частности, сохранилась каменная надгробная плита, датированная 1770 г. над могилой боярыни Комаровской.

Документы, хранящиеся в Архангельском государственном архиве, свидетельствуют о многократных ремонтах и некоторых переделках, которым подвергался собор в период с 1801 по 1905 гг.

Пожар 1765 г. вызвал появление трещин в стенах собора, который был укреплен постановкой контрфорсов, обезобразивших внешний вид сооружения. Дата устройства их неизвестна, но по книге расхода церковных сумм за 1815 г. видно, что в этом году сделан ремонт «быков», а в 1817 г. «бочки были обшиты тесом и окрашены».

В паперти нижнего храма на южной стене вделана каменная доска с надписью: «Лета 1593 г…». Доска разбита, но часть надписи сохранилась. Вторая доска с надписью вделана в северную стену храма в той же паперти, еще одна доска – на алтарной апсиде. К сожалению, все доски очень повреждены – текст требует тщательного изучения.

Устройство резного пятиярусного иконостаса в верхнем храме относится к концу XVIII века.

В 1913 г., в связи с приездом в Каргополь Григория Распутина, на иконостасе была исправлена позолота.

В советское время собор Рождества Христова был капитально отремонтирован Архангельской научно-реставрационной мастерской. Ныне в нем действует одна из экспозиций Каргопольского музея.

Архитектура собора

Пятиглавый каменный собор на подклете типологически представляет собой характерный пример шестистолпных храмов середины XVI века. Объемно-пространственная композиция отличается живописностью и многосоставностью объемов, что явилось результатом обрастания древнего ядра пристройками XVIII в. Но в общей композиции по-прежнему доминирует трехсветный кубический объем, завершенный четырехскатной кровлей, увенчанный пятью луковичными главами. Ряд индивидуальных особенностей (подклет, килевидная аркатура апсид) позволяет сблизить собор с архитектурными памятниками Новгорода XVI века.

Собор Рождества Христова в Каргополе является одним из основных памятников Русского Севера, его формы долгое время служили образцом для местных мастеров. Большое историко-художественное значение памятника обогащается прекрасной сохранностью декоративного убранства его интерьера, в котором следует особо отметить иконостас второй половины XVIII в., фреску на западной стене XVII в. и резной кронштейн паникадила.

Собор двухэтажный с верхним холодным и нижним теплым храмами. Основной монолитный куб, увенчанный пятиглавием, несколько удлинен с востока на запад, соответственно деление сторон – трех- и четырехчастное. Двухэтажные алтарные апсиды под общей кровлей по высоте составляют менее 3/4 высоты куба.

К северной и южной стенам куба пристроены приделы, к западной – паперть, высота которых достигает уровня окон второго этажа. Вход в верхний храм осуществляется через всходы папертей и северного придела, в нижний храм – с южной и западной сторон. Своды цилиндрические на шести прямоугольных столбах.

Основной строительный материал: стены и своды каменные, стропильная система крыши (куба, приделов, глав и т.п.) – деревянная, покрытие – кровельная сталь.