Показать регионы

Родина-мать (Волгоград)

Колоссальная скульптура «Родина-мать зовёт!» – современный символ Волгограда. Сооружение памятника героям Великой отечественной войны было осуществлено в 1959–1967 гг. по проекту творческой группы скульптора Е. В. Вучетича и архитектора Я. Б. Белопольского.
Конкурс и проектирование скульптуры

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны предложение увековечить подвиг защитников Сталинграда грандиозным памятником привело к решению о проведении всесоюзного конкурса. В течение 10 лет, с 1948 по 1958 гг. было рассмотрено множество проектов, но победителем конкурса стала творческая находка скульптора Е. В. Вучетича.

В ходе дальнейшей работы над проектом автор решительно пересмотрел основную концепцию памятника. В первоначальном варианте предполагалось возведение композиции  из двух фигур. Одной из них должно было стать символическое изображение Родины-матери со знаменем победы в одной руке и снопом колосьев в другой. Перед ней предполагалась установить скульптуру воина, опустившегося перед Родиной на колено и целующего колосья. Но в дальнейшем при детальном обсуждении проекта было высказано пожелание изменить концепцию проекта, поскольку победа в Сталинграде ещё не означала окончательной победы во всей войне.

В результате напряжённого творческого поиска Е. В. Вучетич предложил совершенно другое решение основной скульптуры нового мемориала, которое и было принято как окончательный вариант.

Художественное воплощение идеи

Цетром всей композиции мемориала на Мамаевом кургане стал обобщённый образ Родины. Гигантская статуя женщины господствует над всем городом, она видна из многих удалённых районов Волгограда.

Чрезвычайно динамичная и неукротимая в своём порыве Родина-мать обращается к своим детям с призывом дать достойный отпор немецко-фашистским захватчикам. Выразительные жесты и выражение лица скульптуры не оставляет никаких сомнений в её благородных намерениях. Она – символ очищающей бури, сметающей с лица земли всемирное зло, воплотившееся в орды немецких оккупантов.

Статуя замечательно смотрится на своём естественном постаменте-холме в любую погоду. Особо неповторимое впечатление она производит в ночное время, подсвеченная лучами прожекторов. Невзирая на свой колоссальный вес, она воспринимается как парящая богиня грядущей победы.

Скульптура «Родина-мать зовёт!» – невероятно сложное инженерно-техническое сооружение, потребовавшее для своего воплощения привлечения многочисленных специалистов в самых разных технических областях.

Строительство главного монумента мемориала

Полномасштабные строительные работы развернулись на Мамаевом кургане в 1959 г. Наиболее сложным, хотя и самым интересными были работы по возведению основной скульптуры ансамбля. Геологическое исследование грунта показало, что нижние слои кургана сложены из плотных водостойких глин, которые при значительном увлажнении способны вспучиваться и смещаться. Такие свойства грунта потребовали внести значительные изменения в конструкцию фундаментов массивных сооружений мемориального комплекса. Проектный институт принял решение использовать при возведении зданий и монументов так называемые «плавающие» фундаменты. Для монумента «Родина-мать зовёт!» была спроектирована прямоугольная железобетонная плита со сторонами по 24 м и толщиной 2 м. Для стабилизации режима влажности грунта проектировщики по периметру плиты вдоль всего комплекса с двух сторон разработали проект кольцевого дренажа.

Уже после  завершения строительства фундамента было принято решение о замене первоначального проекта монумента на новый вариант. Это отразилось в изменении композиционного решения и увеличении нагрузки на основу более чем в два раза. Для обеспечения надёжной устойчивости монумента и предупреждения сдвига глинистых пластов строителями была выполнена пригрузка холма грунтом общим весом в 150 тыс. т. Проведённые земляные работы потребовали внести коррективы и в планировку других частей комплекса, в частности, площади Скорби. На этом участке будущего мемориала были дополнительно сооружены подпорные стенки вдоль первого и второго серпантинов основного монумента.

Только в 1964 г. на грандиозной стройке был установлен башенный кран и дополнительный подъёмник для монтажа элементов конструкции гигантской статуи. На леса для возведения фигуры «Родина-мать зовёт!» было затрачено 1 тыс. тонн металла.

При изготовлении центральной скульптуры мемориала предварительно была создана гипсовая модель высотой 5,2 м (1/10 натуральной величины), а затем разделена на части в 5 см. Следующим шагом было десятикратное увеличение срезанных слоёв методом полярных координат, изготовление фанерных лекал соответствующей конфигурации. На их основе изготовлялась наружная гипсовая опалубка, формирующая формы «тела» статуи. Для придания прочности скульптуре между внутренней и внешней опалубками устанавливались арматурные конструкции. Работа по формированию тела скульптуры продолжалась 3, 5 месяца в теплое время года.

Бетон для «тела» фигуры изготавливался на основе серебряковского цемента на железобетонном заводе в городе Волжском. Технические условия производимых работ требовали бесперебойного снабжения стройки бетоном, поэтому для обеспечения непрерывности процесса были приняты экстраординарные меры. Весь автотранспорт, подвозивший бетон, был снабжен специальными опознавательными знаками. Автомобили имели право проезжать перекрёстки на красный сигнал светофора, их не могла останавливать автодорожная инспекция.

Для основного монумента комплекса расчёт устойчивости был проведён инженерной группой Н. В. Никитина. Колоссальная фигура Родины-матери установлена на постамент без жёсткой связи с фундаментом. Нижняя часть скульптуры выполнена в виде железобетонного решетчатого ящика с толщиной стенок в 50 см. Для коррекции положения фигуры в случае непредвиденного наклона, предусмотрено по четыре ниши на каждой стороне стилобата, в которых могут быть установлены гидравлические домкраты для исправления крена массивной скульптуры.

Конструктивные особенности скульптуры

В конструктивном отношении главная скульптура мемориала на Мамаевом кургане состоит из внешней бетонной оболочки толщиной от 25 до 60 см и внутренних вертикальных и горизонтальных диафрагм. Пересекающиеся под углом в 90 диафрагмы образуют пустые колодцы с сечением 3х3 м и монолитно крепятся между собой и к внешней оболочке. Сложная форма скульптуры с обилием криволинейных поверхностей потребовала использования дополнительной открытой арматуры, предотвращающей растягивание конструкции. В этом качестве в торсе фигуры, в её руках установлена специальная система из стальных тросов диаметром 38 мм., обеспечивающая необходимую степень сжатия конструкции.

Руки, голова и развевающийся по ветру шарф скульптуры изготавливались отдельно на стройплощадке и в законченном виде устанавливались на соответствующее место с помощью башенного крана. В правой руке предварительно было надёжно укреплено устройство для монтажа металлического меча.

Меч для монумента «Родина-мать зовёт!» был спроектирован С. Я. Липкиным и Н. Л. Булкиным. Первоначальный вариант был выполнен из титанового листа на заводе «Красный Октябрь». Однако уже через два года после монтажа потребовалась замена меча. Титановая облицовка не выдержала испытания на прочность. Ветровая нагрузка на меч была аналогична той, что испытывает крыло самолёта в полёте. В 1972 г. при первом ремонте прежний меч был заменён новым, с покрытием из нержавеющей стали СТ-3. В это же время на нём были установлены два виброгасителя и устройство мембранных отверстий. Длина меча составляет 33 м, а его вес около 14 т.

Об исключительности монумента также убедительно говорят всего несколько цифр. Общая высота памятника (с мечом) составляет 86 м., самой скульптуры 52 м. При его сооружении было затрачено 2400 т. различных металлических конструкций и 5500 т. высококачественного бетона.

Скульптура «Родина-мать зовёт!» в 2008 г. была названа одним из семи чудес современной России. Этот монумент стал достойным памятником для всех 34 505 советских воинов, погибших на склонах Мамаева кургана.