Показать регионы

Ризоположенский монастырь (Суздаль)

Свято-Ризоположенский женский монастырь – самая древняя из сохранившихся православных обителей Суздаля, основанная в начале XIII столетия при княжении Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо. В наши дни является действующим монастырём Владимирской епархии и одной из достопримечательностей города, а Преподобенская колокольня обители – его архитектурная доминанта. 
Об истории обители и не только...

Одной из жемчужин в ожерелье православных обителей, в XIII веке окружавших Суздальский кремль, несомненно, является Ризоположенский женский монастырь, основанный в далёком 1207 году епископом Владимирским, Суздальским и Ростовским Иоанном – духовником семьи князя Всеволода III Юрьевича

Место для девичьей обители епископ Иоанн выбрал на самом высоком городском холме – в северной части Суздаля, за пределами окружавшего город насыпного вала недалеко от реки Каменка, рядом с одной из башен посада. В летописях того периода нет сведений ни о строениях монастыря, ни о численности его насельниц, но об одном можно говорить с уверенностью – все здания обители были деревянными, ведь в домонгольской Руси дерево было единственным материалом для строительства. Также в обители помимо храмов существовали настоятельские и монашеские кельи и хозяйственные помещения. 

Спустя два десятилетия после основания монастыря слава о нём распространилась далеко за пределами города и связано это было с именем преподобной Ефросинии Суздальской – дочери черниговского князя Михаила Всеволодовича. Княжна Феодулия, подвизавшаяся и принявшая постриг с именем Ефросинии в Ризоположенском монастыре после внезапной смерти жениха, много лет была его инокиней, ревностно неся послушания, а в последствии – настоятельницей. К преподобной Ефросинии, у которой открылся дар исцеления больных, вскоре потянулись паломники из отдалённых мест, а её подвижническая жизнь была примером для остальных инокинь и послушниц. Но особо прославился монастырь и его святая в 1238 году, когда, согласно преданиям, во время разорения Суздаля войском хана Батыя, благодаря молитвам преподобной Ефросинии и укрывшихся в монастыре насельниц из других суздальских обителей, Пресвятая Богородица защитила Ризоположенский монастырь, скрыв его от татар в коконе из яркого-белого света. 

По преданию, преподобная Ефросиния завещала основать рядом с Ризоположенским монастырём Троицкую обитель для вдов, что и было исполнено. Вдовий монастырь, примыкавший почти вплотную к Ризоположенской обители, существовал более пяти столетий, пока в 1764 году не был упразднён. Сама же прп. Ефросиния Суздальская после смерти в 1250 году была погребена на территории Ризоположенского монастыря. 

О судьбе девичьей обители в XIV–XV веках сведений в летописях не сохранилось, а первые данные датируются XVI столетием и связаны со строительством в обители каменного Ризоположенского собора (1520–1560 года). 

По преданию, бесстолпный трёхапсидный храм, боковые фасады которого неизвестные зодчие разделили на три части пилястрами и декорировали ложными закомарами, перекрытый крестчатым сводом и увенчанный небольшими шлемовидными главками, выстроил в обители дворянин И. Ю. Шигона-Поджогин – любимец князя Василия III Ивановича, причастный к заточению в монастырь первой жены князя – Соломонии Сабуровой. Величественную строгость храму придали узкие щелевидные окна, а нарядность – изящные шлемовидные главки на высоких узких барабанах, абсолютно нехарактерные для зодчества того периода. Такое архитектурное решение был вынужденной мерой – для не имеющего внутренней опоры крестчатого свода более массивные главы просто не подходили. 

Зная, как подвержено дерево природным воздействиям, можно утверждать, что кельи инокинь и другие монастырские постройки подвергались неоднократным ремонтам и перестройкам, а каменное строительство в монастыре продолжилось только в конце XVII века. 

В 1688 году к Ризоположенскому собору суздальскими мастерами – Иваном Маминым, Андреем Шмаковым и Иваном Грязновым, вероятно, являвшимися монастырскими крепостными людьми, была пристроена и богато украшена декоративными деталями и разноцветными поливными изразцами паперть, а сам собор с западной и южной сторон окружён закрытой галереей. В то же время зодчими были выстроены двухарочные Святые ворота с отделанной мелким рустом меньшей аркой и выполненной в форме полуциркуля большей аркой, украшенные в верхней части пояском из ширинок с изразцами, увенчанные покоящимися на восьмигранных основаниях с небольшими окошками двумя шатрами с ложными слуховыми оконцами и завершённые миниатюрными луковичными главками. Сам монастырь И. Мамин, А. Шмаков и И. Грязнов опоясали с восточной стороны каменными, а с других сторон – деревянными стенами, декоративными каменными башенками с шатровым навершием из поливной зелёной черепицы, с северо-восточной стороны от обители (на территории Троицкого монастыря) возвели поставленный на высокий подклетный этаж и пышно декорированный изразцами и парными полуколонками Троицкий собор, опоясанный с трёх сторон закрытой галереей и увенчанный пятью главами. К юго-западному углу паперти Троицкого собора примыкала шатровая колокольня, декоративное оформление которой перекликалось с оформлением фасадов собора, а её высота уступала высоте самого храма. 

Видимо, в тот же период были перестроены в камне и другие строения монастыря – иноческий корпус, трапезная с храмом Сретения Господня и хозяйственные постройки. 

А в соседнем Троицком монастыре помимо соборного храма были выстроены Святые ворота в стиле барокко и стены с башнями. Стоит отметить, что после упразднения Троицкого вдовьего монастыря в 1764 году его небольшие Святые ворота и угловая башня стали частью ограды Ризоположенской обители. 

Монастырь в XIX–XXI веках

Достоверно неизвестно, когда именно в Ризоположенском монастыре случился большой пожар, но уже тогда ветхая монастырская колокольня была настолько повреждена огнём, что её пришлось разобрать, а в начале XIX столетия на её месте было выстроено новое здание. Интересна причина строительства колокольни и связана она с Отечественной войной 1812 года. Как гласят городские предания, во время войны с Наполеоном жители Суздаля дали обет, по которому в случае победы обязывались выстроить в городе самую высокую колокольню. Уже в 1813 году под руководством местного каменщика Кузьмина начались строительные работы, продолжавшиеся шесть лет. И в 1819 году трёхъярусная, увенчанная высоким шпилем 72-метровая колокольня, выстроенная в традиционном для тех лет классическом стиле, была освящена во имя прп. Ефросинии Суздальской, а на её верхний ярус звона были подняты 12 колоколов. 

В конце XIX века в монастыре проводились ремонтные работы. Так, шлемовидные навершия Ризоположенского собора заменили луковичными главками, выстроили большой келейный корпус, красно-кирпичный трапезный Сретенский храм в псевдорусском стиле (1882 год) на месте церкви XVII века и, видимо, тогда же небольшую нарядную часовню рядом со Святыми воротами монастыря. 

К сожалению, неизвестно, сколько инокинь подвизалось в монастыре к началу XX столетия и сколько у него было земельных угодий (сведений об этом не сохранилось), лишь известно, что в 1923 году он был закрыт, колокола сняты на переплавку, в соборном Ризоположенском храме разместилась электростанция, в трапезной Сретенской церкви – клуб, а позднее – кинотеатр, в помещениях Святых ворот – поочерёдно крольчатник и склад горючего, а остальные здания были отданы под квартиры для охранников политизолятора, находившегося в суздальском Спасо-Евфимиевом мужском монастыре. А вот Троицкий соборный храм, как и почти все постройки бывшего Троицкого монастыря, был уничтожен в 1930-х годах. 

За десятилетия использования монастыря не по назначению архитектурный ансамбль почти не пострадал, за исключением Ризоположенского собора, в первые годы советской власти лишившегося своих глав (восстановлены в первоначальном виде в 1960-х годах в ходе реставрационных работ) и Сретенской церкви, в настоящее время представляющей собой развалины. 

Возродилась женская обитель в 1999 году и с тех пор является действующим монастырём Владимирской епархии (настоятельница – игуменья Екатерина (Иванова), в Ризоположенском соборе совершаются богослужения, на Преподобенской колокольне открыта смотровая площадка, в одном из монастырских корпусов работает гостиница «Ризоположенская», а в селе Погост Быково находится подворье суздальского Свято-Ризоположенского женского монастыря с недействующей Знаменской церковью.