Показать регионы

Памятник Минину и Пожарскому

Один из наиболее известных памятников России, посвященный героям народного ополчения 1612 года – новгородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Объект культурного наследия, расположенный рядом с собором Василия Блаженного на Красной площади.
Первым монументом, положившим начало украшению Москвы памятниками не государю, а великим людям, своими делами или подвигами прославившими Россию, стал в начале XIX столетия величественный монумент героям второго народного ополчения – новгородскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, освободившим Москву от польских, литовских и шведских захватчиков в 1612 году.

Описание монумента

На высоком гранитном постаменте расположены фигуры героев-освободителей России – новгородца Кузьмы Минина, стоящего в полный рост с поднятой вверх правой рукой и призывающего князя Дмитрия Пожарского освободить Родину от захватчиков, и самого князя, сидящего перед ним на ложе, раненого, в одной руке держащего щит с изображением Спаса, а другой рукой опирающегося на меч, протянутый ему К. Мининым, и полного решимости возглавить народное ополчение. Обе фигуры известный русский скульптор начала XIX столетия Иван Петрович Мартос облачил в античные одеяния с элементами русского костюма и едва уловимыми нюансами в некоторых деталях внешности героев. Так, римская тога Кузьмы Минина гармонирует с его прической «в скобку», характерной для русского крестьянина, а обшитый узором хитон напоминает рубаху землепашца.

Основание памятника с обеих сторон украшают барельефы. На лицевой стороне изображена сцена сбора средств для ополчения, состоящая из двух групп людей. Правая группа изображает приносящих пожертвования мужчин, а левая – коленопреклоненных женщин в античных одеждах, но русских кокошниках, возлагающих на алтарь победы свои драгоценности. На заднем плане видны фигуры мужчин – отца и его сыновей, которых он благословляет на ратный подвиг. Портретное сходство отца с самим скульптором И. Мартосом неслучайно – его сын в 1812 году сражался с французами в армии М. И. Кутузова. В самом центре барельефа скульптор изобразил принесенные людьми и сложенные на земле пожертвования. Сверху композиции выгравированы слова благодарности потомков освободителям Отечества.

Обратную сторону барельефа занимает сюжет изгнания интервентов, также состоящий из двух композиционных частей. В одной части изображены мужественные русичи во главе с князем Д. Пожарским, конь которого попирает копытом побежденного неприятеля, в другой – в ужасе убегающие враги.

Предыстория создания монумента

Спустя два века после трагического периода в истории средневековой России – Смуты, окончившейся изгнанием иностранных захватчиков из Москвы и победой над Польшей в 1612 году, недавние выпускники гимназии при Санкт-Петербургской Академии Наук, создавшие литературно-общественную организацию – Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, в 1803 году вынесли предложение о увековечивании в бронзе памяти народных героев – К. Минина и Д. Пожарского. Монумент предлагалось установить в Новгороде – центре народного ополчения.

Скульптору Ивану Мартосу понравилась эта идея, и в 1804 году он приступил к работе над проектом. Первую гравюру будущего памятника выдающийся монументалист представил общественности в 1807 году. А уже в 1808 году жители Нижнего Новгорода подали прошение императору Александру I об объявлении конкурса на лучший проект памятника. Участие в конкурсе проектов кроме Ивана Мартоса приняли известные в начале XIX столетия скульпторы и архитекторы – Иван Прокофьев, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, Андрей Михайлов и француз Жан Тома де Томон. В ноябре 1808 года победителем конкурса проектов стал скульптор И. Мартос. Императором Александром I был издан указ о начале сбора пожертвований для возведения величественного монумента. В первых числах января 1809 года началась всенародная подписка, и по всем большим губернским городам и небольшим селениям России были разосланы гравюры, на которых был изображен будущий монумент. Сам Александр I был заинтересован в возвеличивании народных героев, принесших свободу и независимость Российской империи от поляков, поэтому первым внес двадцать тысяч рублей для сооружения исторического монумента.

Средства собирали, что называется, «всем миром». В подписке участвовали, кроме представителей дворянских сословий, купцы, мещане и ремесленники. К 1811 году сумма, необходимая для начала работ, была собрана, а имена всех подписчиков напечатаны и преданы гласности. К этому же времени окончательным местом установки монумента, как важного памятника героического прошлого России, была определена Москва, а Нижний Новгород решено было украсить мраморным обелиском в честь героев-ополченцев – К. Минина и Д. Пожарского.

История создания памятника

Над малой и большой моделями памятника скульптор трудился весь 1812 год, лишь ненадолго прервав работу из-за начавшейся Отечественной войны. Победа над французами стала еще одним знаковым событием, на фоне которого создание монумента Минину и Пожарскому приобрело более глубокий, сакральный смысл, а именно – олицетворение победы России над врагами. В печати освещался не только ход работ над созданием монумента и технологии, которыми пользовались мастера при изготовлении деталей памятника, но этой теме также был посвящен цикл статей, в обсуждении которых принимали активное участие все желающие. В феврале 1813 года большая модель монумента была представлена императорской семье и общественности. Матери Александра I, вдовствующей императрице Марии Федоровне модель понравилась, равно высоко ее оценили члены Императорской Академии Художеств.

Для отливки столь значительного памятника был выбран лучший в то время литейных дел мастер – заведующий Литейным домом Академии Художеств Василий Екимов, и заготовлено свыше тысячи пудов меди. Подготовительные работы продолжались почти до конца лета 1816 года, и вот 5 августа отливка, продолжавшаяся десять часов, была произведена. Таких грандиозных работ в Европе тех лет еще не было. За что В. Екимов получил орден Анны II степени и премию в двадцать тысяч рублей, а сам скульптор И. Мартос – пенсию в четыре тысячи рублей в год пожизненно.

Постамент изначально планировалось делать из сибирского мрамора, но, учтя немалые размеры монумента, мрамор заменили гранитом. Несколько огромных кусков этого камня были доставлены из Финляндии, в то время бывшей провинцией Российской империи, и известный петербургский камнетес Самсон Суханов из трех гранитных глыб изготовил постамент.

Для доставки памятника из Петербурга в Москву, учитывая его вес и размеры (высота постамента 4 метра, высота двадцатитонных медных скульптур 4,9 метров), был выбран водный путь – по Мариинскому каналу до Рыбинска, затем по Волге со специальным заходом в Нижний Новгород – родину героя Кузьмы Минина, как дань уважения нижегородцам за проявленный ими в Смутное время героизм и благодарность за участие в подписке на возведение монумента. После этого памятник везли по Оке до Коломны, и оттуда – в Москву. Перевозка монумента началась 21 мая 1817 года, а уже 2 сентября памятник был благополучно доставлен к месту назначения. Без малого полгода после доставки монумента проводились масштабные работы по его установке. Местом для расположения памятника стал самый центр Красной площади – возле входа в Верхние торговые ряды (нынешнее здание ГУМа), хотя первоначально монумент предполагалось установить на площади у Тверских ворот. Окончательный вариант местоположения памятника определил сам скульптор – И. П. Мартос.

На церемонии торжественного открытия монумента, которая состоялась 20 февраля (4 марта) 1818 года присутствовали: император Александр I с вдовствующей императрицей Марией Федоровной и семейством, представители разных слоев населения. При огромном стечении людей, многие из которых для лучшего обозрения облепили кремлевские башни и все деревья в округе, под барабанную дробь по Красной площади торжественным маршем прошли отборные полки Императорской лейб-гвардии, над площадью разливались звуки оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы», написанной в 1811 году российским композитором Степаном Дегтяревым. Апогеем этого неординарного события стал праздничный салют в честь народных героев – нижегородца К. Минина и князя Д. Пожарского.

Красная площадь несколько раз видоизменялась. После появления на ней Мавзолея, перед которым стройными колоннами проходили участники военных парадов, демонстрации рабочих, а также проезжала военная техника, в 1931 году монумент переместили к собору Василия Блаженного, где он находится до сих пор.

Подвигу жить в веках

Начало XVII столетия в истории Российского государства отмечено как трагический период Смуты, в течение которого к прервавшейся на детях Иоанна Грозного династии Рюриковичей и последовавшему за этим восшествию на престол не для всех угодного Бориса Годунова, добавились экономические проблемы, вызванные неурожаем и голодом, а также притязания боярской верхушки на главенствующую роль в управлении державой. Апогеем кризиса стал захват власти самозванцами Лжедмитрием I, а спустя некоторое время Лжедмитрием II, отдавших на разорение и уничтожение Польше, Литве и Швеции российские города.

В Нижнем Новгороде, свободолюбивом, гордом и независимом, осенью 1611 года уважаемый человек, купец, обладатель большого по тем временам капитала, земской староста К. Минин призвал нижегородцев создать второе народное ополчение для борьбы с интервентами, и первый отдал третью часть своего имущества и денег для его организации. Примеру К. Минина последовали мелкопоместные дворяне, торговцы и простой люд. Собранных денег хватило для полного обеспечения народной армии, в которую вошли представители всех сословий. Дело оставалось за малым – найти достойного полководца, понимающего толк в искусстве войны.

В то время недалеко от Нижнего Новгорода в своем поместье Юрино оправлялся от ран князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Ранен он был 19 мая 1611 года в Москве, пытаясь выгнать оттуда поляков. Вот к нему то и отправилась делегация нижегородцев во главе с Кузьмой Мининым. Возглавив народную армию 28 ноября 1611 года, князь Д. Пожарский повел войско ополченцев на Москву, обходя занятые большими отрядами неприятеля населенные пункты. Под знамена народного ополчения, девизом которого стали слова: «Вставай, иди, борись и побеждай» вначале небольшой армии, насчитывающей чуть больше тысячи человек, по пути примкнули новые ратники из Коломны, Вязьмы, Ярославля и других городов. Выиграв несколько битв на подступах к Москве, 22 октября 1612 года народная армия вошла в город, очистив его от иностранных интервентов. После освобождения Москвы руководители ополчения – князь Дмитрий Михайлович Пожарский, староста Кузьма Минин и казачий атаман, князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой занялись восстановлением единой государственной власти, для чего во все русские города разослали грамоты о созыве Земского собора для избрания нового государя всея Руси.

В мае 1613 года на царство был избран Михаил Федорович, молодой представитель одного из самых древних боярских семей Московии – Романовых, который после коронации пожаловал К. Минину чин думного боярина и вотчину в Нижегородском уезде – село Богородское, а князю Д. Пожарскому – воеводство в Новгороде.

Копия монумента в Нижнем Новгороде и другие интересные факты, связанные с легендарным событием

Копию московского монумента, всего на пять сантиметров ниже оригинала, создал российский скульптор Зураб Церетели, воспроизведя даже надпись на постаменте, только без указания года. Установлен монумент на территории нижегородского Кремля возле церкви Рождества Иоанна Крестителя. Как определили историки, именно с паперти этой церкви осенью 1611 года призывал Кузьма Минин собирать народное ополчение. Торжественное открытие памятника произошло 4 ноября 2005 года – в День народного единства, который незадолго до этого, в декабре 2004 года был внесен в список государственных праздников поправкой к федеральному закону «О днях воинской славы».

В художественном музее Таганрога хранится малая модель памятника, сделанная И. Мартосом в 1812 году.

Гордостью экспозиции художественного музея Нижнего Новгорода является картина К. Маковского «Воззвание Минина к народу», пожалованная городу последним российским императором Николаем II.

Одной из версий причины переноса монумента в 1931 году считается событие, произошедшее после смерти вождя революции В. Ленина, когда его соратники начали жестокую борьбу за власть. Тогда, по преданию, на постаменте памятника появилась надпись: «Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась». Надпись сразу стерли, но памятник перенесли.

Подвиг русских людей – К. Минина и Д. Пожарского на веки-веков вписан в скрижали истории государства Российского, а монумент, созданный в честь народных героев, служит молодому поколению примером самоотверженности, героизма, мужества и готовности отдать свою жизнь за Отечество.