Показать регионы

Оренбургская детская железная дорога

Действующая «малая» (узкоколейная) железная дорога в городе Оренбурге протяженностью около 5,8 км. Оренбургская детская железная дорога (ДЖД) открыта в 1953 году. Движение поездов осуществляется в летний период – с июня по август.
История железной дороги

Первыми на территории СССР детскими железными дорогами стали дороги в Москве (1932 г.) и Тифлисе (1935 г.), они же стали первыми в мире. До начала Великой Отечественной войны всего было построено около 20 таких дорог. К 1990 году количество «малых» железных дорог на территории бывшего Советского Союза достигало 52.

Инициаторами строительства детской железной дороги в городе Чкалове (ныне Оренбург) выступили комсомольцы города. Инициатива была поддержана руководством Оренбургской железной дороги. Решение о строительстве было принято в 1953 году. 19 мая того же года были начаты работы по укладке железной дороги. В субботниках, сопровождавших строительство, приняли участие свыше 8 тысяч энтузиастов из числа молодежи. Энтузиазм, с которым велись работы, позволил завершить строительство дороги уже через 68 дней – рекордные сроки для подобных объектов. 26 июля 1953 года состоялось торжественное открытие железной дороги в Оренбурге. Первый поезд состоял из паровоза Кв4-017 и 5 четырехосных пассажирских вагонов, произведенных до революции, из которых было 2 мягких и 3 жестких.

Первоначальная протяженность дороги составляла 5 км. На линии располагались 3 станции и 2 платформы. Все остановочные пункты были оборудованы деревянными станционными постройками. Позднее длина железной дороги была увеличена до 5 км 800 м. В 1957 году закрыли платформу «Пляж».

Практика эксплуатации показала, что маршрут, по которому была проложена ДЖД, был выбран неудачно. Дорога оказалась в зоне ежегодного затопления. Уровень воды во время паводков достигал 1 метра, а в районе станции «Комсомольской» – 2-3 метров. По этой причине вся история дороги связана с поиском мер и мероприятиями против наводнений. Например, на станции «Комсомольской» построили тупик на возвышенности для отстоя локомотивов в зимний период. В настоящее время подвижной состав отстаивается у блокпоста Дубки, являющегося наиболее высокой точки на всем пути. Тепловозы на зимнее время поднимают на шпальную решётку, высота которой составляет около 1,5 м.

В 1958 году старый подвижной состав детской железной дороги был снят с эксплуатации, а взамен дорога получила 2 тепловоза ТУ2-008 и ТУ2-083, а также 8 вагонов фирмы Pafawag. Начиная с 1972 года на Оренбургской дороге курсировали два поезда.

В 1986 году подвижной состав железной дороги пополнился тепловозом ТУ2-086. На рубеже 1980–1990-х гг. был списан тепловоз ТУ2-083, а вагоны Pafawag, пришедшие в негодность, заменили 5-ю вагонами ПВ51. В настоящее время по Оренбургской ДЖД курсирует один состав.

Детская железная дорога в Оренбурге проходит вдоль берега реки Урал до пригородной зоны отдыха, где в советское время располагалось более 30 пионерских лагерей, что обеспечивало постоянный пассажиропоток. После развала Советского Союза пионерских лагерей не стало, они были закрыты, это привело к снижению количества пассажиров. Дорога стала приходить в упадок, для нее настали тяжелые времена. В 1993 году пожар уничтожил станционные строения на станции «Комсомольской», в 1997 г. – на станции «Дубки». К концу 1990-х гг. обрушились обветшавшие строения на других станциях. Но дорога и сегодня продолжает функционировать.

Современное состояние

В мае 1999 года года мэром города Оренбурга Геннадием Донковцевым было подписано распоряжение о проектирования 4-х вокзалов, а также вагонного депо. В 2009 году была проведена реконструкция всех вокзалов, а также верхнего строения пути, капитально отремонтирован учебный корпус.

На Оренбургской детской железной дороге все почти по-настоящему: железнодорожные пути, перрон, светофоры. Только здесь набираются опыта ученики школы юных железнодорожников, имеющие возможность обучаться железнодорожным специальностям уже с 5-го класса. Утро для юных железнодорожников начинается на станции «Комсомольской», где они распределяют обязанности, кто сегодня будет проводником вагона, кто – стрелочником, кто – диктором, кто – дежурным по станции. Дети под наблюдением наставников обслуживают Оренбургскую ДЖД 4 дня в неделю.

Станции Оренбургской ДЖД:

  • Комсомольская
  • Дубки
  • Кировская
  • Пионерская

Использованы материалы сайта «Детские железные дороги»