Показать регионы

Новосибирский театр оперы и балета

Новосибирский театр оперы и балета – символ Новосибирска и одна из главных достопримечательностей города, а также один из самых известных российских театров, со второй половины XX столетия носящий почётное звание государственного академического театра. Его здание – сложнейший архитектурный комплекс и крупнейшее многофункциональное театральное строение в России. 
Главный театр Сибири

С начала 1920-х годов всего за одно десятилетие из небольшого рабочего посёлка Новониколаевска с населением около 20 тысяч человек вырос новый двухсоттысячный город Новосибирск – крупнейший административный центр и столица Западно-Сибирского края. В быстро развивающемся индустриальном городе огромными темпами развивалась и соответствующая инфраструктура – для работников промышленных предприятий строились большие многоквартирные дома, открывались больницы, детские сады, школы, функционировали учреждения культуры. Но, во-первых, существующие в то время дома культуры и кинотеатры удовлетворить культурные и эстетические потребности жителей уже не могли, а во-вторых, в новых реалиях молодого города подчеркнуть его статус культурного центра Сибири должны были несколько разножанровых театров и консерватория, идея строительства которых возникла ещё в 1925 году. 

Первоначально архитекторами Новосибирска было выдвинуто предложение пристроить к зданию (ввиду недостаточности средств для возведения нового) Сибирского государственного театра музыкальной драмы, немногим ранее переоборудованного из Коммерческого клуба, со стороны сада зрительный зал. Но, уступая мнению представителей городской интеллигенции, мечтавших видеть в своём городе не одно, а несколько театральных зданий, руководители города решили всё-таки остановиться на варианте, выдвинутом творческой интеллигенцией, и уже в июле 1928 года при районном исполнительном комитете был создан специальный комитет, основными задачами которого были разработка проектов театральных зданий и составление программ их строительства. 

Стоит отметить, что согласно выдвинутой ещё в 1920 году театральным режиссёром Всеволодом Мейерхольдом программе реформирования театрального дела «Театральный Октябрь», выстроенные ранее здания театров не вписывались в общую концепцию пропаганды идей социализма, являясь устаревшим буржуазным наследием царского режима, где зрительный зал был разделён на отдельные зоны (ложи, партер, галереи, балкон), и поэтому не соответствовали критериям театра, рассчитанного на массовые представления и массового зрителя.

И хотя изначально было запланировано строительство нескольких зданий, в 1929 году появилась новая идея о создании целого культурного комплекса, объединённого общим архитектурным решением. Помимо драматического театра со зрительным залом на 2100 человек, по потребностям трансформировавшимся в конференц-зал для работы краевых комиссий и партийных съездов, в проект будущего комплекса, получившего название Дома науки и культуры, планировалось включить несколько разноплановых учреждений: научно-исследовательский институт с лабораториями, картинную галерею, музей предметов и орудий труда Сибирского края с научными кабинетами. Позднее, уже в процессе разработки проекта в него внесли изменения – добавили крыло для размещения обширной библиотеки с книжным фондом более 400 тысяч томов, отдельный конференц-зал на 400 мест, а также помещения для средств массового вещания – радиоцентра и радиостудии. По предварительным подсчётам под культурный комплекс отводилась площадь в 150 тысяч квадратных метров. 

Строительство и архитектура театра

Краевая газета тех лет уделяла много внимания освещению событий, связанных с составлением проекта будущего театра и сбором средств для его строительства. Для разработки проекта комплекса в Новосибирск был направлен известный московский архитектор Александр Зиновьевич Гринберг, который, в свою очередь, привлёк для работы Траугота Яковлевича Бардта и Михаила Ивановича Курилко. Именно Т. Я. Бардт и М. И. Курилко изобрели и запатентовали новую систему «теомасс» – своеобразный симбиоз искусства и техники – состоявшую из нескольких сложных устройств. Так, под устроенным в виде амфитеатра зрительном зале на 2600 мест предполагалось проложить специальный тоннель, по которому на подвижных фурках (круговых платформах) перемещались бы декорации, а благодаря сконструированному механизму вместо партера на 600 мест, передвигавшегося на сцену, должна была появляться подвижная сцена для спортивных соревнований, цирковых представлений и водных феерий. Саму сцену планировали оборудовать специальными пандусами, по которым на неё могла въехать как тяжёлая техника, так и небольшой танк, а для демонстрации кинофильмов под куполом планировалось укрепить большой проектор. 

Внешнее оформление фасадов было задумано в стиле модерн, где отсутствие декора вполне компенсировалось чёткостью форм, строгостью конструкции и ясностью линий. Главной же частью здания театра должен был стать огромный купол диаметром 60 метров, высотой 35 метров и толщиной всего 8 сантиметров, установленный на круговую рандбалку и поддерживающий сам себя. 

Работы по возведению культурного комплекса начались в мае 1931 года, а уже к концу 1940 года в его помещениях велись работы по монтажу оборудования. В январе 1941 года в большом зале театра оркестром радиокомитета в концертном варианте была исполнена опера П. И. Чайковского «Иоланта». 

К сожалению, официальному открытию Дома науки и культуры, запланированному на август 1941 года, помешала Великая Отечественная война, но даже в условиях военного времени силами работников предприятий и жителей города внутренние работы были завершены. Уже в 1944 году строительная комиссия признала здание годным к проведению в нём культурно-массовых мероприятий, а 12 мая 1945 года состоялось официальное открытие театра, первой постановкой в стенах которого стала опера М. И. Глинки «Иван Сусанин». 

Стоит отметить, что вместительные залы и помещения Новосибирского театра оперы и балета в годы Великой Отечественной войны служили своеобразными хранилищами музейных экспонатов, свезённых в Сибирь из охваченных войной городов Советского Союза. Помимо этого в военные годы в зданиях театрального комплекса функционировали городские учреждения и организации.

Выстроенное с многими трудностями здание театра сразу стало главной достопримечательностью города. Грандиозное строение включило в себя трёхэтажный корпус, первый этаж которого отвели под вестибюль и кассовый зал, а второй и третий этажи – под концертный зал; цилиндрический объём зрительного зала, опоясанный кольцевым фойе; сценический блок с 30-метровой в глубину сценой и без малого 30-метровыми в высоту колосниками; примкнувшие к сцене боковые крылья, в которых разместились административные кабинеты, репетиционные залы, костюмерные цеха и помещения для изготовления декораций. Для хранения декораций к задней стене сцены пристроен полуцилиндрический объём. 

Общая площадь помещений театра составила 40 663 квадратных метра, его объём – 294 340 кубических метров, а Большой зал рассчитан на 1 774 человека. Здание Новосибирского театра оперы и балета в настоящее время является самым большим театральным зданием в России, а под его куполом может запросто поместиться здание московского Большого театра. Стоит отметить, что благодаря большим размерам здания у театра появилось и второе, неофициальное название – «Сибирский колизей», с которым сибиряки полностью согласны. 

Театральная жизнь 

Начатые сразу после войны театральные сезоны благодаря профессиональным режиссёрам, дирижёрам, артистам и музыкантам, а также хорошим техническим возможностям стали насыщенными, яркими, запоминающимися. Репертуар тех лет состоял из классических произведений – опер «Евгений Онегин»  и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Фауст» Шарля Гуно, балета «Корсар» на музыку итальянских и французских композиторов в постановке французских и русских хореографов. Для детей были поставлены балеты «Аленький цветочек» и «Доктор Айболит». 

Блестящую игру артистов по достоинству оценила и московская публика – в 1955 году труппа Новосибирского театра была приглашена в Москву с творческим отчётом, выступив на сцене Государственного академического Большого театра. Спустя два года Новосибирский театр открыл новую страницу в своей истории, отправившись в первые зарубежные гастроли в Китайскую Народную Республику. А в 1963 году театру было присвоено почётное звание «академический», с честью носимое им и в наши дни. 

Гастрольная деятельность театра продолжается и сегодня. Труппа театра активно выступает в разных странах, ставит совместные спектакли с театрами Франции, Германии, Кореи. В репертуаре труппы около 37 балетов (среди самых известных – «Дон Кихот», «Кармен-сюита», «Лебединое озеро», «Половецкие пляски», «Щелкунчик»), 36 опер (среди них – «Аида», «Борис Годунов», «Леди Макбет Мценского уезда», «Моцарт и Сальери», «Пиковая дама», «Риголетто», «Хованщина») и 8 детских спектаклей («Доктор Айболит», «Стойкий оловянный солдатик», «Терем-теремок», «Три поросёнка»).  

Новосибирский театр сегодня

В 1960 году здание театра было взято на государственный учёт как памятник архитектуры, а уже в середине 1980-х годов остро встал вопрос о его капитальном ремонте. Начатые ремонтно-реставрационные работы в полном объёме были завершены только в начале 2000-х годов, а в 2015 году здание реконструировали. Результатом комплексной реставрации и реконструкции стало как обновление фасадов и интерьеров театра, так и полная замена внутренних коммуникаций, систем и оборудования. Так, потолок Большого зала, обтянутый для лучшей акустики прессованным картоном, украшен двухтонной, шестиметровой в диаметре хрустальной люстрой, а в галерее между колоннами на небольших пьедесталах установлены копии скульптур античных героев. 

Для людей с ограниченными возможностями для удобства при посещении театра оборудованы специальные ложи и лифты, а для семейных пар, которым не с кем оставить детей на время вечернего спектакля, предусмотрена игровая комната, в которой под присмотром няни дети замечательно проведут время. 

Как и на заре истории театра, его репертуар состоит из опер, спектаклей и балетов, на которые съезжаются ценители театрального искусства не только из Сибири, но и из других регионов России.