Показать регионы

Нижний парк Петергофа

Нижний парк, созданный в 1714–1723 гг. – это уникальный парковый ансамбль с замечательными архитектурными сооружениями, скульптурами и фонтанами, который принес городу мировую славу. Впечатления от посещения Петергофа главным образом ассоциируются именно с Нижним парком.
Планировка парка

Парк раскинулся на прибрежной полосе шириной 500 м вдоль Финского залива, с запада на восток парк простирается на 2,5 км, а его площадь составляет 112,5 гектара. Архитекторы: Иоганн Фридрих Браунштейн, Жан-Батист Леблон, Николо Микетти, Бартоломео Франческо Растрелли, Андрей Никифорович Воронихин, Андрей Иванович Штакеншнейдер. Садовые мастера: Леонард Гарнихфельт, Антон Борисов, Бернгард Фок, Т. Тимофеев и др.

По указанию Петра I, задумавшего Нижний парк и гордившегося, что он будет приморским, был вырыт канал, ведущий от залива к дворцу, а склон украшен каскадами. Такое решение придало парадному въезду в резиденцию царя особенно пышную торжественность и подчеркнуло тесную связь сада и моря, связанных в единое целое. Многочисленные фонтаны, дополняющие общую концепцию, символизировали господство России над морем. 

Фонтаны, наполнявшие все парковые аллеи шумом клокочущей воды, словно вторили шуму бьющих о берег волн. Русский художник и историк искусства Александр Бенуа писал: «Петергоф как бы родился из пены морской, как бы вызван к жизни велением могучего морского царя. Петергоф – резиденция царя морей. Фонтаны в Петергофе не придаток, а главное. Они являются символическим выражением водного царства, тучей брызг того моря, которое плещется у берегов Петергофа».

В Нижнем парке, создававшемся по образцу регулярных парков, сохранились все особенности его французских оригиналов. И хотя многие декоративные элементы к сегодняшнему времени исчезли, временем не уничтожена дивная архитектурная гармония сада, созданного Леблоном, талантливым учеником создателя версальских садов Андре Ленотра. Парк состоит из трех связанных между собой частей: центральной (Парадной), западной (Марлинской) и восточной (Монплезирской).

Архитектурно-планировочный центр Нижнего парка – Большой дворец. Его центральная ось, соответствующая прямой линии канала, делит парк на две фактически равные части: западную и восточную. Планировка парка определяется двумя системами аллей, веером расходящихся от дворца Марли и Большого дворца. Схема планировки продумана до мелочей – ни одно парковое украшение, ни один декоративный элемент не спрятан от взглядов посетителей. В конце каждой аллеи находится либо дворец, либо фонтан. Характерной чертой регулярного парка является симметричное расположение основных сооружений. Склоны возвышенности украшают каскады: в центральной части – «Большой каскад» (у подножия дворца), в восточной части – «Шахматная гора», в западной части – «Золотая гора». Перед каждым каскадом находятся парные фонтаны: «Римские», «Менажерные», «Чаши». Всего на территории Нижнего парка расположено четыре каскада и только один из них находится в партере – «Львиный» каскад, ставший самым поздним по времени создания, но именно этот каскад является завершающим элементом воплощения идеи Петра I, заложенной царем в композиции Нижнего парка: свой каскад соответствует каждому дворцу или павильону.

Кроме центрального ансамбля, представленного Большим дворцом с Большим каскадом и Морским каналом, в Нижнем парке расположены и другие архитектурно-парковые ансамбли со своими дворцом, садом и фонтаном: «Монплезир», «Марли», «Большая оранжерея». На территории парка было вырыто несколько прудов, устроенных не только из эстетических соображений, но и с целью осушения местности, кроме того, в них разводили рыбу. Наличие нескольких законченных архитектурно-парковых ансамблей и прудов не нарушало общей художественной целостности, напротив, гармонично вплеталось в единую концепцию планировки Нижнего парка.

Из истории Нижнего парка

XVIII–XIX века

Закладку Нижнего парка начали в 1714 г., особенно интенсивно работы шли первые 10 лет. В парковый пейзаж был удачно включен существовавший на этом участке лес, в отдельных местах были оставлены небольшие рощи. Однако основой зеленого массива стали обширные посадки разнообразных пород деревьев. Имевшегося в Стрельне питомника не хватало для обеспечения строителей парка саженцами, поэтому посадочный материал доставляли не только из разных мест Российского государства, но и из-за границы. Так, 40 тысяч ильмов (вязов) и кленов были привезены из Московской губернии, 6 тысяч буков доставили из Ростова, розовые кусты и барбарис – из Ревеля и Данцига, яблони – из Пруссии. Петр требовал, чтобы кедры прислали из Сибири, в письме русскому резиденту в Реште (Иран) царь просил доставить в Петербург по экземпляру всех деревьев, произраставших на южном побережье Каспийского моря. Много липовых деревьев было привезено из владений новгородских монастырей, липы было велено бесплатно выкапывать и доставлять на баржах в Петергоф.

Большая садовая команда, насчитывавшая иногда до 200 человек, не только осуществляла посадки, но и оформляла зеленые залы и крытые аллеи, занималась украшением садовых беседок, содержала теплицы и оранжереи, где в зимний период укрывались от холода высаженные в кадках теплолюбивые растения.

Особенно трудоемким был процесс фигурной стрижки деревьев, что являлось обязательным условием регулярного парка. Знаменитый садовых дел мастер из Голландии Леонард фон Гарнихфельт с его помощниками, садовниками из подмосковных дворцовых сел Измайловского и Коломенского, проделали гигантскую работу – впервые декоративно оформили зеленый массив Нижнего парка, т. е. фигурно подстригли деревья и кустарники.

Много времени у мастеров-садовников ушло на разбивку многочисленных партерных цветников, сложным узором украшавших площадки вокруг фонтанов, тянувшихся вдоль канала, причудливыми коврами расстилавшихся перед дворцом «Монплезир» и другими дворцами. В создании многих цветников использовались сыпучие материалы, главным образом песок, на который наносился слой разноцветных стекол, мраморная крошка. Цветным кирпичом мостили аллеи между цветниками. 

Содержание зеленого массива Нижнего парка требовало значительных средств и труда. Для этих целей к Петергофу был приписан ряд близлежащих деревень, крестьяне которых ежегодно сажали деревья и кустарники, рыли и чистили пруды, подсыпали аллеи и выполняли прочие садовые работы.

В начале XVIII столетия, когда деревья были еще невысокими, от Большого дворца можно было рассмотреть не только весь Нижний парк, широкий обзор открывался и на залив, Петербург и Кронштадт. С 1769 г., при Екатерине II, подстрижка деревьев была прекращена, просветы аллей заметно сузились, многие цветники оказались затемненными. Теперь залив просматривался только через канал от Большого дворца. С тех пор оформление парка стали упрощать. Так парк лишился многочисленных трельяжных решеток и садовых беседок, он стал пейзажным, при этом сохранилась первоначальная регулярная планировка и фонтаны.

Для Нижнего парка XIX века характерно его стихийное развитие, в основном за счет бессистемных подсадок и самопосева. Уход за парком сводился главным образом к поддержанию опрятности и чистоты аллей. На окраинах появились густые куртины, извилистые аллеи и другие элементы, свойственные пейзажному парку.

XX–XXI века

В годы Советской власти были предприняты меры по реставрации планировки, фонтанов и архитектурных сооружений. Во время этих работ были удалены ели, разросшиеся вдоль Морского канала и скрывавшие Аллею фонтанов, убраны кустарники сирени перед Воронихинскими колоннадами и Большим каскадом, расчищены дороги.

Во время Великой Отечественной войны Нижнему парку были нанесены тяжелые повреждения немецко-фашистскими захватчиками. Из 30 тысяч вековых деревьев гитлеровцы уничтожили более 10 тысяч. В восточной части Марлинской аллеи на протяжении километра сделали завал из вырубленных лип. Парк был изрыт траншеями и ходами сообщения, опутан колючей проволокой, густо заминирован. Немецкие оккупанты опасались высадки десанта со стороны Кронштадта, поэтому на прибрежной полосе ими была сооружена непрерывная цепь огневых точек.

За годы, прошедшие после войны, в Нижнем парке проведены масштабные реставрационные работы. Здесь восстановлены 3 дворца-музея, 3 каскада и 140 фонтанов. Каждой весной осуществляется пополнение парка зелеными насаждениями. Полностью воссозданы цветники у Большого дворца, Монплезира, каскада «Шахматная гора». Для устройства цветников используются песок, мраморная крошка, битое стекло.

Нижний парк насчитывает свыше 28 тысяч деревьев, возраст большинства из которых превышает 80–120 лет. В парке высажены 34 вида древесных пород, среди которых дуб, липа, клен, ясень, ель, туя, береза, черная ольха, отдельные экземпляры пихт, лиственниц и каштанов.