Показать регионы

Морской вокзал (Сочи)

Морской вокзал в Сочи – живописный архитектурный комплекс, являющийся частью сочинского Морского порта и визитной карточкой города. Выстроенное в середине XX столетия здание вокзала в наши дни имеет статус памятника архитектуры федерального значения, а привокзальная площадь – излюбленное место отдыха жителей и гостей Сочи. 
Немного истории

В наши дни уже невозможно представить, что ещё чуть более столетия назад в теперешнем городе-курорте Сочи не было Морского вокзала, да и сам город совсем не так давно был одним из обычных провинциальных населённых пунктов Краснодарского края, раскинувшимся на северо-восточном побережье Чёрного моря. 

Водное сообщение между прибрежными городами существовало, но для высадки пассажиров и загрузки-выгрузки товаров судам, курсировавшим по акватории Чёрного моря от Новороссийска до Сухуми и не имевшим возможности причалить к берегу, приходилось становиться на рейде довольно далеко от береговой линии, а пассажиров и грузы доставлять на берег шлюпками. Это доставляло определённые неудобства как хозяевам водных транспортных средств, так и пассажирам, взбиравшимся на борт и спускавшимся с суден по верёвочным лестницам – во время штормов суда у Сочи даже не останавливались и иногда водное путешествие заканчивалось для людей спустя несколько дней, а то и недель. Поэтому каждое прибытие парохода в Сочи воспринималось как неординарное событие – помимо запасов продовольствия и товаров первой необходимости в городе появлялись разные, зачастую нежданные гости, привозившие целый ворох новостей. 

Первая попытка создать в Сочи пассажирские причалы была предпринята в 1872 году. Тогда были выстроены установленные на колёса деревянные причалы, которые во время шторма вытаскивали на берег, что спасало конструкции от разрушения. Но несмотря на все предосторожности, деревянные причалы часто ломались, поэтому со временем возникла необходимость в устройстве более надёжных конструкций, причём толчком к этому послужило развитие сочинской курортной зоны.

С началом массового строительства в Сочи в 1930-х годах санаторно-профилактических и оздоровительных комплексов и присвоения городу статуса всероссийской здравницы, что повлекло за собой увеличение количества отдыхающих, началось также обустройство пассажирского морского порта. В комплекс портовых строений и сооружений в 1935–1038 годах вошли 600-метровой длины волнолом, 200-метровой длины свайный причал, Северный и Южный молы (гидротехнические оградительные сооружения, защищающие акваторию порта от волн), административное здание, склад для грузов и помещение для грузчиков и ремонтных мастерских. Но главное строение порта – Морской вокзал – помешала построить Великая Отечественная война. 

Только в 1955 году здание вокзала, выстроенное по проекту архитекторов К. С. Алабяна и Л. Б. Карлика, украсило собой городскую площадь, став одним из ярких образцов стиля «сталинский ампир», очень популярного в 1930-1950-е годы. В центральной, двухэтажной части здания разместился зал ожидания с удобными диванами и зеркалами, праздничное, торжественное настроение в котором достигается за счёт декоративного оформления интерьеров – покрытого мозаикой пола, украшенных майоликой колонн в вестибюле, обилием лепнины и резных орнаментов на дверных проёмах и карнизах, расписные потолки и изысканные люстры. Верх центральной части венчает трёхъярусная 71-метровая башня с 37,5-метровым шпилем из нержавеющей стали. Углы первого яруса башни украшают женские скульптуры, олицетворяющие времена года (зиму, весну, лето и осень), по углам второго яруса расположены мужские скульптуры, олицетворяющие части света (север, юг, запад, восток), верхнюю часть третьего яруса обозначают фигуры дельфинов, олицетворяющие водную стихию. Навершие шпиля украшено орденом Отечественной войны, заменившим изначально установленную на нём звезду.

К центральной части с двух сторон примкнула Г-образная двухэтажная галерея, оформленная аркадами, а рядом со зданием вокзала расположен фонтан со скульптурной группой – в поддерживаемой фигурами дельфинов 7-метровой чаше установлена женская фигура, одной рукой как-бы останавливающая движение волн и благословляющая моряков и путешественников, а другой рукой держащая кораблик и лоцию. Напротив вокзала разбит сквер, засаженный пальмами, гималайскими кедрами и клумбами-розариями.

Стоит отметить, что в Сочинский морской порт заходят пассажирские корабли под флагами разных стран. У двух пассажирских причалов общей протяжённостью 330 метров могут швартоваться суда, максимальная длина которых может достигать 220 метров, а глубина погружения – до 8,5 метров. 

Морским сообщением Сочинский порт связан с грузинским городом Батуми и турецким городом Трабзоном – в эти портовые города от причалов Морского вокзала курсируют скоростные судна на подводных крыльях, а с Трабзоном налажено также паромное сообщение. Для туристов разработаны маршруты морских прогулок на катамаранах, «кометах» и теплоходах длительностью от 1 до 6 часов. 

Интересно, что главный глубоководный причал Морского вокзала вошёл в историю советского кино – именно на нём была снята сцена прощания Семёна Семёновича Горбункова (одного из главных героев комедии «Бриллиантовая рука») с семьёй перед его отплытием в морской круиз. Стоить отметить, что в 2010 году благодаря жителям Сочи Вячеславу Звонову и Александру Бугаёву вблизи порта были установлены созданные ими бронзовые скульптуры главных героев любимого миллионами зрителей фильма. 

Также интересно, что в архитектурном решении здание Морского вокзала очень схоже со зданием Главного Адмиралтейства в северной столице России

Информация для посетителей

Морской вокзал расположен в самом центре Сочи по адресу: улица Войкова, 1. Расстояние до железнодорожного вокзала – 1 километр, до аэропорта – 35 километров. Добраться до Морского вокзала можно маршрутными такси и рейсовыми автобусами.

В Морском вокзале действует пассажирский терминал, включающий:

  • международный павильон с пропускной способностью 350 человек в час;
  • пограничную службу;
  • таможенную службу;
  • миграционную службу;
  • ресторан и кафе.