Показать регионы

Монрепо

Парк Монрепо – удивительно красивый и необычный усадебно-пейзажный комплекс со скальным парком, появившийся на северной окраине Выборга – острове Твердыш – в середине XVIII столетия и неоднократно перестраивавшийся и украшавшийся. В настоящее время имеет статус Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника и находится под охраной государства.
Об истории появления парка... 

Живописная холмистая местность на берегу бухты Защитная ещё в XVI столетии (во времена господства шведов) являлась частью шведских хозяйственных угодий, приписанных к Выборгскому замку. На богатых травой землях острова, кстати, до середины минувшего века называвшегося поочерёдно Слотсхолменом шведами и Линнансаари финнами (в настоящее время – остров Твердыш), был устроен малый скотный двор (по-шведски – Лилль Ладугорд) и множество колодцев, а рядом располагался карельский хутор, носивший название «Старый Выборг». Жители поселения присматривали за колодцами и обрабатывали не занятые выпасом земли, выделенные им под огороды. 

На рубеже XVII–XVIII столетий островом, по решению шведского правительства, на правах аренды пользовались знатные горожане (бюргеры) и наиболее отличившиеся шведские чиновники. В июне 1710 года, в ходе Северной войны, шведская крепость Выборг была взята русскими войсками и перешла под юрисдикцию Российской империи, а земли Лилль Ладугорда отошли в казну.

Превращение бывших хозяйственных угодий в жилую усадьбу и создание на её территории живописного парка связаны с именем обер-коменданта Выборга, генерал-поручика, представителя древнего дворянского рода Ступишиных Петра Алексеевича, который в 1759 году ходатайствовал о передаче ему острова в наследственную собственность. Прошение было удовлетворено и земли были переданы роду Ступишиных в пожизненное пользование с условием выплаты всех податей, после чего в 1760 году Пётр Алексеевич приступил к обустройству своей летней резиденции. 

Рядом с карельским хутором был возведён из дерева главный усадебный дом с большим залом, одной большой и тремя малыми комнатами, вблизи которого была устроена оранжерея на восемь секций и высажен фруктовый сад. Для любимой супруги Шарлотты (дочери выборгского купца) П. А. Ступишин начал создание живописного сада в регулярном стиле, назвав его, по имени жены, Шарлоттендолом. Главными задачами на первом этапе устройства сада, занимавшего территорию небольшой долины между усадебным домом и въездными воротами, стали внесение верхнего плодородного слоя почвы и мелиорация заболоченных участков, после чего были разбиты дорожки и насажены деревья лиственных пород, а появившаяся тогда же липовая аллея сохранилась до наших дней. 

К сожалению, П. А. Ступишин не успел полностью обустроить парк, скончавшись в 1782 году, а наследникам усадьба оказалась не нужна и была выкуплена в казну. Спустя два года имение было отдано в собственность принцу Фридриху Вильгельму Карлу Вюртембергскому (брату невестки Екатерины II и жены будущего императора Павла I – Великой княгини Марии Фёдоровны), назначенному в 1784 году в Выборг наместником. Многого сделать на посту наместника принц не успел – уже в конце 1786 года, поссорившись с императрицей, он покинул Россию, но память о нём в истории Выборга осталась благодаря участию в судьбе усадьбы Ступишиных. Живописная и уединённая местность Шарлоттендола настолько понравилась наместнику, что он перестроил усадебный дом Ступишина, в результате чего особняк с центральной частью и двумя одноэтажными боковыми крыльями и примкнувшими к ним флигелями стал более пышным, а также расширил в сторону побережья ступишинский регулярный парк, увеличив территорию усадьбы до 16 гектаров.

Переименовав загородное имение в Монрепо (по французски – Mon Repos – место моего отдыха или покоя) и придерживаясь моды того времени, принц Фридрих Вюртембергский занялся переустройством регулярного сада в пейзажный парк – на холмах были построены павильоны, а парковые дорожки были обсажены дубами, липами и берёзами.

Начатые работы с отъездом принца были прекращены и возобновились уже при новом владельце – бароне Андрее Львовиче (Людвиге Хайнрихе) фон Николаи – учителе риторики будущего императора Павла I и, по совместительству, секретаре супруги цесаревича – Великой княгини Марии Фёдоровны, выкупившем из казны имение в 1788 году.

… его расцвете…

Очарование карельского пейзажа с его поросшими соснами скальными холмами, скрытыми в небольших рощах озёрами и болотами, огромными валунами и природными тоннелями из гранита рапакиви не оставило равнодушным барона – сразу после приобретения в собственность Монрепо он принялся за переустройство усадьбы.

В 1798–1804 годах просторный дом принца Вюртембергского, покоящийся на цоколе из гранитных валунов и кирпича и обшитый тёсом, был перестроен в классическом стиле. Центральную часть особняка архитектор-дилетант и близкий друг барона итальянец Жозеф Антаун Мартинелли (до смерти Екатерины II – смотритель картин Эрмитажа), принявший в 1796 году приглашение барона пожить в Монрепо, украсил четырёхколонным портиком и высоким треугольным фронтоном. Фасад центральной части архитектор декорировал пилястрами и фризом, оставив боковые одноэтажные крылья и выступающие вперёд флигели практически без изменений. 

К центральному входу особняка была проложена трёхмаршевая лестница, а в 1804 году напротив главного усадебного дома по проекту Ж. А. Мартинелли было выстроено одноэтажное деревянное здание в классическом стиле – Библиотечный флигель с мезонином, в котором первоначально располагались комнаты для гостей и прислуги, а в мезонине были установлены часы. Много позднее (во второй половине XIX века) флигель превратили в хранилище, где сберегались собрания сочинений по архитектуре, садоводству, живописи (всего более 9 тысяч томов), собиравшиеся бароном Николаи, его сыном Павлом и другом Францом Германом Лафермьером на протяжении многих лет.

Помимо главных строений в усадьбе появились и хозяйственные постройки, а площадь парка, устроенного ещё П. А. Ступишиным и расширенного принцем Вюртембергским, за два первых десятилетия владения семьёй Николаи была увеличена до 180 гектаров, но до наших дней сохранилась в несколько уменьшённом размере. На живописных скальных холмах были выстроены павильоны, храмы, колонны, органично вписавшиеся в окружающий пейзаж, а на открытых осушенных полянах устроены ландшафтные композиции – Долина роз и Липовая корзинка. 

В 1790-х годах ансамбль Монрепо пополнился павильоном Паульштайн (до наших дней не сохранился), названным в честь единственного сына барона Николаи Павла, а в 1804 году в восточной части парка была установлена тосканская мраморная «Колонна двух императоров», посвящённая Павлу I и Александру I

После смерти барона в 1820 году благоустраивать имение продолжил его сын Павел. Именно при нём в 1821 году у входа в усадьбу появились высокие деревянные ворота в готическом стиле; в 1820–1830-х годах были выстроены павильон над источником «Нарцисс» и храм Нептуна (в настоящее время – павильон «Храм»). Тогда же частями ансамбля усадьбы стали: китайский павильон Мариентурм, посвящённый императрице Марии Фёдоровне (супруге Павла I) и не сохранившийся до наших дней, два раскрашенных в яркие цвета китайских мостика (в наши дни выкрашены в белый цвет), Турецкая палатка, оформленная в виде восточного шатра (не сохранилась), а также хижина отшельника (сейчас – уютная берёзовая беседка) и небольшая беседка «Китайский зонтик» (не сохранилась).

В 1831 году в одном из дальних уголков парка – естественной нише с гранитными стенами – было установлено скульптурное изображение героя карело-финского поэтического эпоса «Калевала» Вяйнямейнена. Первоначальная гипсовая скульптура и её второй вариант, выполненный из цинка, не сохранились, а сегодняшнее изваяние, воссозданное по образцу цинковой скульптуры, установлено на первоначальном месте в 2007 году. 

В 1827 году на Левкатийской скале в честь погибших в годы войны с Наполеоном братьев хозяйки усадьбы баронессы Александры фон Николаи (в девичестве – Симплиция де Брольи) – князей Огюста-Сезара и Шарля-Франсуа – был установлен обелиск. 

Самым таинственным и, пожалуй, самым красивым местом парка Монрепо, является Остров Людвигштайн, отделённый водной преградой от основной парковой части. Высокий холм острова в 1822 году украсился белокаменной капеллой Людвигсбург, возведённой в стиле неоготики и посвящённой Андрею (Людвигу) фон Николаи. В первом ярусе капеллы были установлены бюсты Людвига и Иоганны фон Николаи, а на втором ярусе была устроена превосходная смотровая площадка, подняться на которую можно было по имевшей отдельный вход внутренней лестнице.

Рядом с капеллой появился некрополь семьи Николаи, в который в 1822 году перенесли прах Людвига и Иоганны фон Николаи (разрушен во второй половине XX века), грот Медузы, вход в который украшало изображение головы медузы Горгоны, а немного позднее – пристань с коваными чугунными воротами и каменные лестницы. 

Первоначально к острову был перекинут мост, но вскоре его разобрали и единственным доступным средством для посещения Людвигшайна стала паромная переправа, функционировавшая только в дни похорон членов семьи Николаи. Видимо, поэтому у острова появилось и другое, неофициальное название «Остров мёртвых», а его паромная переправа стала ассоциироваться с путём в загробный мир.

Стоить отметить, что сам парк Монрепо, хотя и находился в частном владении, не был закрытой зоной – любой желающий в праздничные дни мог гулять по его аллеям и наслаждаться живописными видами, уютно устроившись в установленных на холмах беседках. 

В 1834 году Сенат, одобрив прошение Павла фон Николаи, утвердил за Монрепо статус непродажного имения, закреплённого за баронским родом Николаи и до 1940 года усадьба являлась собственностью семьи.

… и дальнейшей судьбе

В 1917 году во время революционных событий Выборг и его окрестности перешли под юрисдикцию Финляндии, но семья фон Николаи не покинула Монрепо, оставаясь в усадьбе даже во время финской гражданской войны, а последний мужчина рода – Пауль Георг (Павел Николаевич) фон Николаи – даже спас имение от полного разорения. После его смерти в 1919 году усадьба перешла его сестре – баронессе Софье Николаевне (правнучке основателя родового гнезда Монрепо Андрея (Людвига) фон Николаи, к тому времени являвшейся супругой тайного советника, графа Константина Константиновича Палена. 

Николаи-Палены, видимо, из-за неспокойного времени, решили подарить частную коллекцию книг, собранную двумя поколениями семьи, финляндскому Хельсинскому университету с условием хранения собрания книг в одном месте. В тот период территория парка несколько уменьшилась – Николаи подарили большую часть земель Выборгу для строительства новых посёлков, оставив за собой центральную часть с главным усадебным домом, лесной массив на северном побережье, дачный посёлок в восточной части и парк. 

Начавшаяся поздней осенью 1939 года советско-финская война завершилась спустя четыре месяца. По её результатам Выборг и большая часть финляндской Выборгской губернии вошли в состав молодого советского государства и семейство Николаи-Пален покинули являвшееся более двух столетий родовым гнездом поместье. 

Парком Монрепо всерьёз заинтересовались специалисты. Несмотря на то, что главный усадебный дом и Библиотечный флигель были признаны объектами истории и архитектуры, их интерьеры полностью разграбили, завуалировав это под работу реквизиционных комиссий. К счастью, наиболее ценные полотна кисти русских и зарубежных живописцев были переданы в Государственный Эрмитаж.

Территорию бывшей усадьбы отдали под дом отдыха военных, которые, начав самовольную вырубку деревьев и разрушив большинство павильонов, нанесли вред уникальному природно-ландшафтному комплексу. 

В начале лета 1941 года Монрепо вновь стал финским – Финляндия, как союзник фашистской Германии, в ходе военных действий возвратила себе утраченные территории и в усадьбу вновь въехали Николаи-Пален, жившие в ней до 1944 года, когда Выборг был взят советскими войсками штурмом. 

Вскоре после Великой Отечественной войны здание Библиотечного флигеля было отдано под Дом отдыха военной академии связи имени С. М. Будённого, остальные строения и территория Монрепо были переданы на баланс городского хозяйства, а в 1953 году бывшему имению Николаи был присвоен статус парка культуры и отдыха. В 1966 году парк переименовали в Центральный парк культуры и отдыха имени М. И. Калинина. С тех пор много лет в парке проводились все большие городские культурно-массовые мероприятия. 

На протяжении всей второй половины XX столетия в зданиях бывшего имения размещались детский сад, многоквартирный жилой дом, конторы и организации городских служб, а участок с ягодником и фруктовым садом превратили в опытное поле одной из городских школ. 

В 1960 году Постановлением Кабинета Министров РСФСР парковый комплекс Монрепо был признан памятником культуры и истории республиканского значения, но, несмотря на это, в нём ещё более двадцати лет размещались городские службы. 

За годы варварского использования Монрепо были утрачены въездные ворота, несколько павильонов и беседок, разрушен семейный некрополь Николаи, повреждена уникальная гидросистема парка. Лишь благодаря группе общественных деятелей Выборга, в 1988 году добившихся придания Монрепо статуса музея-заповедника, этот статус за усадьбой был закреплён. 

В настоящее время восстановлены въездные ворота, хижина отшельника, выстроена Чайная беседка и сейчас усадебный ансамбль состоит из Главного усадебного дома, Библиотечного флигеля, капеллы Людвигсбург, обелиска братьям Брольи, «Колонны двух императоров», жилого дома и флигеля, двух погребов (в одном из них работает кафе) и дома управляющего, в котором находится дирекция музея-заповедника, а рядом с ним на полянке установлена гранитная скульптура льва. 

Музей-заповедник «Монрепо» сегодня

В настоящее время общая территория парка и музея составляет более 161 гектара и включает в себя здания усадебного комплекса, лесопарковый массив, скальный пейзажный парк, часть акватории бухты Защитной и несколько прибрежных островов. 

К сожалению, интерьеры зданий усадьбы были утрачены ещё в начале минувшего века, поэтому сейчас в его фондах числится всего 6,5 тысяч предметов – несколько сотен редких книг и фрагменты посуды времён фон Николаи, почтовые карточки с видами парка и усадьбы, копии живописных полотен и произведений графики XVIII–XIX столетий, а также документальные материалы, в которых освещена история Монрепо и музея-заповедника.

В зданиях музея действуют тематические выставки, сотрудниками музея проводятся разноплановые культурные программы: интеллектуальные и интерактивные игры, издаются путеводители и книги о Монрепо, реализуется сувенирная и печатная продукция. 

Информация для посетителей

  • Парк Монрепо расположен на северной окраине Выборга и граничит с Выборгским микрорайоном.
  • Добраться до парка из Санкт-Петербурга можно на личном транспорте по автомагистрали Е-18, М-10 Санкт-Петербург – Хельсинки до Выборга (около 140 километров), на автобусах №№ 850 и 859 от станций метро «Парнас» и «Девяткино» или на электричке с Финляндского вокзала, а также на поезде «Москва – Хельсинки».
  • Музей-заповедник работает ежедневно без перерыва, выходных и праздников. 
  • В летний период (с 1 мая по 31 октября) парк открыт для посещений с 9.00 до 22.00 часов (с 20.00 до 22.00 часов работает только на выход посетителей).
  • В зимний период (с 1 ноября по 30 апреля) в парк можно попасть с 9.00 до 20.00 часов (с 20.00 до 21.00 часа открыт на выход посетителей).
  • Кассы музея работают с 9.00 до 20.00 часов, а администрация музея – с 8.50 до 17.30 часов.
  • Заказать экскурсию или узнать цены на билеты можно по телефону, указанному на официальном сайте музея.
  • Парк можно посещать как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы, причём экскурсионное обслуживание охватывает группы от 1 до 25 человек.
  • При посещении парка допускается любительская видео- и фото съёмка, а для съёмки с использованием дополнительного оборудования необходимо специальное разрешение администрации музейного комплекса.    
  • А вот выгуливать в парке домашних животных, за исключением собак-поводырей, категорически запрещено.