Показать регионы

Монплезир (Петергоф)

Монплезир – дворец в Петергофе, расположенный в восточной части Нижнего парка, на берегу Финского залива. Любимое детище Петра I. С французского «mon plaisir» означает «Мое удовольствие». Памятник архитектуры начала XVIII столетия.
Проектировка и строительство дворцового комплекса

С французского «Монплезир» означает «Мое удовольствие». Идея постройки дворца принадлежит лично императору Петру I. До наших дней сохранились собственноручные рисунки царя с общей планировкой дворца и сада перед ним. В 1710 г. на месте, указанном Петром I, началось сооружение искусственного мыса. По контуру планируемого здания была возведена кирпичная стена, которую укрепили валунами и булыжниками, оградив от ударов волн. На огражденном морском дне была выстроена подвальная часть будущего дворца, котлован засыпали бутовым камнем. В итоге фундамент дворца был выведен на уровень сада. 17 мая 1714 г. на готовом фундаменте началась кладка стен мастеровыми людьми, присланными из Москвы, под руководством поручика Никиты Остафьева.

Предположительно автором проекта здания дворца Монплезир является немецкий зодчий Андреас Шлютер, работавший в Петергофе в течение первых лет дворцово-паркового строительства. Это подтверждается письмом царя А. Д. Меньшикову, в котором сообщается, что Петр I перед отъездом за границу передал проект «Монплезира» архитектору Иоганну Браунштейну по причине смерти Андреаса Шлютера.

За более чем два года было возведено и частично отделано четырехугольное в плане здание, названное «Голландским домиком», в котором расположились большой парадный зал, кабинет царя и жилые помещения. В 1717 г. начались работы по внутренней отделке, возведению галерей, планировке сада с южной стороны. Около дворца строятся подсобные здания для прислуги и конвоя, церковь, конюшни, поварни, теплицы, кузница. В комплекс Монплезира также входил Менажерийный пруд, в котором ныне действует фонтан «Солнце».

Внутренние помещения Монплезира, ставшего гордостью царя, отделывались особенно тщательно. Из-за высоких требований, предъявляемых к дворцу, Монплезир был полностью завершен только к лету 1723 г.

Архитектура дворца

Облик Монплезира имел мало сходства с пышными дворцовыми постройками в резиденциях европейских монархов. В его архитектуре видны черты деловитости, практичности, и даже некоторого аскетизма, характерного для строений, увиденных Петром Алексеевичем в буржуазной Голландии. Вероятно, этот домик, по замыслу царя, планировался как своеобразный рабочий кабинет, в котором можно было уединиться от повседневной придворной жизни, для которой были построены парадные Верхние палаты. И потому название «Монплезир» («Мое удовольствие») вполне оправдывает его предназначение.

Одноэтажное здание, сложенное из красного кирпича, вытянулось вдоль берега. Его неоштукатуренные стены на вид несколько суровы и оживлены лишь белыми швами рустованных пилястр. Фасад дворца на стороне моря имеет четкое деление на три части. Основной корпус – средняя часть – выступает в сторону залива. Он покрыт четырехскатной шатровой крышей, увенчанной резной вазой. Весь фасад заполнен большими широкими окнами и дверью, идущими от самой земли, а легкая застекленная дверь только подчеркивает летний характер строения.

К центральной части дворца симметрично примкнули крытые двухскатной крышей сквозные галереи, вдоль которых протянулась низкая деревянная балюстрада. Стены каждой галереи прорезаны семью окнами с декоративными нишами, чередующимися между ними. Боковые галереи завершены люстгаузами – маленькими павильонами с двухъярусной кровлей, завершенной резным световым фонариком, имеющими стройное окно-дверь, подчеркнутую по сторонам декоративными нишами.

Протянувшиеся вдоль крыши всего дворца деревянные карнизы, балюстрада галерей, детали мансардных окон, световые фонарики выкрашены в белый цвет, создавая контраст с красными неоштукатуренными стенами. Терраса перед дворцом имеет ограждение в виде белой массивной балюстрады, повторяющей очертания фасада Монплезира, выходящего к морю, подчеркивая единение сооружения с заливом. В балюстраде устроен выход на море. Терраса перед галереями украшена небольшими цветниками с мраморными статуями Лета и Амфитриты, установленными на пьедесталах.

С террасы и из окон дворца взору открывается панорама моря, вдали видны очертания Петербурга и Кронштадта. Отсюда Петр I наблюдал за маневрами столь дорогого его сердцу флота.

Обращенный к парку южный фасад дворца вытянулся в одну линию, он имеет длину 67 метров. Благодаря семи окнам-дверям, придающим зданию особую прозрачность и легкость, домик выглядит совершенно сквозным. Фасад галерей прорезан шестнадцатью мелко остекленными окнами, спускающимся до земли и завершенными арочными фрамугами. Окна разделяют тонкие рустованные пилястры, поддерживающие карниз. Во всем здании пол имеет один уровень с террасой и садом: окна галерей, доходящие до пола, одновременно служат и дверями.

По прошествии почти 300 лет Монплезир сохранился почти без изменений до наших дней. Так выглядел дворец при Петре I, так он выглядит и сегодня. 

Парадный зал дворца Монплезир

Центральное ядро дворца – Парадный зал, расположенный во всю ширину основного корпуса. Он имеет выходы на террасу у моря и на южную сторону – в сад. По бокам его находятся Лаковый кабинет, Кухня, Буфетная, Секретарская, Морской кабинет, Спальня. За этими комнатами парадная анфилада продолжена галереями. В противовес строгому внешнему виду фасадов дворца внутренняя отделка отличается богатством и роскошью, невиданными для петровского времени.

Пол зала, вымощенный белыми и черными мраморными плитками, напоминает шахматную доску. По предложению Жана-Батиста Леблона стены облицованы панелями из темного дуба. Интерьер оживляют 22 небольшие картины в черных рамах. Неширокая кромка потолка отделяет стены зала от огромного купола, а потолок украшен росписью и лепниной.

Купол, раскинувшийся над центральной частью зала, придает всему помещению большую высоту, великолепие и праздничность. Он украшен плафоном с изображением в центре Аполлона (покровителя искусств) в окружении традиционных героев итальянской комедии XVII века, по углам плафона – аллегории 4-х братьев-ветров: Эвра, Зефира, Борея, Нота. Дополняют живописный плафон, обрамленный изящным лепным декором, корзины с цветочными букетами, рисунки из листьев и завитков. Пышная рама центрального плафона поддерживается с четырех сторон парными алебастровыми фигурами, олицетворяющими времена года.

На четырех скатах свода изображены стихии воды, огня, земли и воздуха, представленные мифическими богами: Аполлоном, Вулканом, Нептуном и Кибелой. Каждый сюжет заключен в многофигурный медальон и обрамлен орнаментом.

Кабинеты

Лаковый кабинет представляет собой небольшую комнату, расположенную со стороны сада. Его стены украшают 94 лаковых панно, расписанных темперой. Здесь яркими красками на черном фоне изображены сцены из китайской жизни, экзотические пейзажи, животные и цветы, фантастические птицы и рыбы, сложные орнаменты. Между панно на рамках находятся 136 резных полочек, поддерживаемых фигурками крылатых сфинксов, мальчиков-музыкантов, ажурными листьями и раковинами. На полочках помещены фарфоровые чашечки с изящной цветной росписью. Убранство комнаты дополняет великолепный плафон, в котором изображены нимфа и бог вина Вакх. Кабинет, получивший название «Лаковая камора» был выполнен в виде большой шкатулки, оформленной по рисункам архитектора Иоганна Браунштейна.

Стены кухни и панели Морского кабинета украшают синие изразцы с изображением кораблей и городов. Изразцы произведены на Стрельнинских кирпичных заводах. Морской кабинет, представляющий собой небольшую комнату с выходящими на залив окнами, декорирован также дубовой обшивкой и украшен картинами. Этот кабинет был особенно дорог Петру I.

Стены прозрачных галерей тоже облицованы дубом. Потолки в галереях и купола люстгаузов декорированы изображениями вакханок, страусов, амуров, гирлянд. Пол повторяет пол Парадного зала, он вымощен черными и белыми мраморными плитами.

В зале, в кабинетах и галереях Монплезира находилась большая коллекция живописи, собранная Петром I. Это были картины фламандских и голландских художников XVII – начала XVIII вв. Монплезир стал первой картинной галереей в России, к концу 1722 г. здесь было вывешено более двухсот живописных полотен.

Из сохранившихся картин, приобретенных Петром I, наибольший интерес в Парадном зале представляют работы голландского живописца Адама Сило: «Корабли на рейде», «Городской рейд», «Суда на пристани». На своих картинах художник столь тщательную прорисовывал детали кораблей, что Петр экзаменовал по ним своих пансионеров, посылаемых за границу для обучения навигации и кораблестроению.

Монплезир после 1917 г.

С середины XVIII столетия дворец Монплезир не использовался в качестве жилья, его бережно сохраняли как династическую реликвию, связанную с памятью первого российского императора. Благодаря этому дворец ни разу не был перестроен, а его внутренняя отделка не подверглась изменениям. Почти без изменений Монплезир просуществовал до 1917 г. По мнению В. Г. Белинского, высказанному в одной из его статей, Монплезир в Петергофе наряду с другими первыми сооружениями Петербурга – домиком на Петербургской стороне и дворцом в Летнем саду – относится к наиболее почитаемым реликвиям российской истории.

В 1941 г. хранившиеся в Морском кабинете и Спальне картины, посуда, мебель и личные вещи императора Петра I были эвакуированы вглубь страны. Во время оккупации Петергофа дворец был варварски изуродован гитлеровцами, превратившими террасу Монплезира в огневую точку. Они сожгли лаковые и дубовые панно – бесценные произведения искусства XVIII в., разбили богатые изразцы и белоснежные камины, украшавшие многие комнаты дворца. Уникальный плафон и великолепная лепнина Парадного зала были изрешечены пулями, фигуры фашисты избрали своими мишенями. При отступлении оккупанты пытались полностью уничтожить Монплезир – в подвале дворца они заложили 5 мин замедленного действия. Но к счастью, мины удалось вовремя обнаружить нашим саперам и извлечь.

После войны в дворце начались восстановительные работы по проекту, разработанному в специальных научно-исследовательских мастерских города Ленинграда под руководством архитектора Александра Эрнестовича Гессена. На кафедре стекла Ленинградского технологического института подготовили образцы стекла по оригинальным рецептам XVIII в., в то время стекло отличалось немного волнистой поверхностью и зеленоватым цветом. Для Монплезира было произведено 5 тысяч кафельных плиток на основе 50 различных рисунков.

В 1958 г. для посетителей открыли Парадный зал, в 1959 г. – Лаковый кабинет. Мастерами Палеха было воссоздано утраченные панно «Лаковой каморы» по случайно уцелевшим трем испорченным живописным филенкам и одному обломку. К 1960 г. реставрация внутренних помещений дворца была полностью завершена, и Монплезир открыли для обозрения.