Показать регионы

Китайская деревня

Китайская деревня в Александровском парке города Пушкина – построенная при Екатерине II в Царском Селе деревня в китайском стиле для придворных императрицы, а в дальнейшем для приезжавших к императорскому двору знатных гостей.
Замысел строительства Китайской деревни в Александровском парке Царского Села был не нов, это было следование моде на шинуазри («китайщину»), получившей распространение в XVIII веке в европейском искусстве. К тому времени подобные деревни уже существовали, например, в Дроттнингхольме (Швеция, вблизи Стокгольма). 

В 1770-х гг. Екатерина II поручила архитекторам Антонио Ринальди и Чарлзу Камерону подготовить проект деревни, взяв за основу китайскую гравюру из личной коллекции императрицы. Предполагалось, что деревня будет состоять из 18 домиков в китайском стиле (построены были только десять), над которыми должна возвышаться восьмиугольная куполообразная обсерватория, в итоге не завершенная. Екатерина хотела привлечь к работе китайского архитектора, но эти планы потерпели неудачу. Тогда русскому послу в Лондоне была поставлена задача получить копию пагоды Королевских ботанических садов работы архитектора Уильяма Чеймберса.

Строительство Китайской деревни началось лишь спустя почти 10 лет после начала работы над проектом – в 1782 г. под руководством Ч. Камерона. Местом для постройки стала территория за Крестовым каналом. Центральным зданием деревни предполагалось сделать восьмиугольную обсерваторию, стоящую посреди восьмиугольной площади. Центральная площадь и небольшая улочка, ведущая к обсерватории, должны были быть образованы 18 одноэтажными китайскими домиками с галереями. При въезде на улицу предполагалось поставить ворота, а за границей деревни – восьмиярусную башню-пагоду. Изначально стены домиков облицевали фаянсовой плиткой, но с наступлением первых морозов она потрескалась. Тогда Камерон распорядился сбить плитку и заменить ее штукатуркой, по которой художниками были нанесены восточные орнаменты. Домики в деревне предназначались для придворных Екатерины II.

На реализацию проекта из казны в общей сложности было выделено свыше 420 тысяч рублей. Однако после смерти императрицы в 1796 г. работы в Китайской деревне были приостановлены. Более того, взошедший в том же году на престол император Павел I уже в 1798 г. отдал приказ разобрать уже построенные домики, а материал употребить на строительство Михайловского замка, но это распоряжение, к счастью, не было выполнено.

Строительные работы в Китайской деревне были возобновлены только в 1818 г. – по указанию Александра I архитектор Василий Стасов начал перестройку деревни для предоставления в ней жилья гостям императора. Перед каждым домиком был разбит цветущий садик, внутри находились кровать, комод, стол, самовар, кофейный и чайный приборы. И хотя при перестройке была уничтожена большая часть первоначального оригинального убранства в китайском стиле и утрачен восточный колорит, восстановленная деревня теперь предоставляла апартаменты для именитых гостей. Так, в период 1822–1825 г. в одном из домиков деревни периодически проживал Николай Карамзин, работая над «Историей государства Российского». Бывал здесь и В. А. Жуковский.

К Китайской деревне ведут три моста. Крестовый мост был построен еще в 1779 г. по проекту архитекторов братьев Неёловых, а Большой китайский мост и Драконов мост сооружены в 1785 г. Драконов мост получил свое название от украшающих его 4-х фигур крылатых драконов. Большой китайский мост примечателен благодаря имитации ветвей кораллов и розовым гранитным вазам. В 1860 г. Большой китайский мост был украшен четырьмя статуями китайцев, выполненными скульптором Шварцем.

В 1859–1861 гг. в деревне были проведены реставрационные работы под руководством архитектора Ипполита Монигетти. При Николае II на территорию Китайской деревни перевели придворную аптеку, где постоянно жил аптекарь-немец.

Деревня в советский период

После революции деревня была заброшена. Побывавшая в ней в этот период Анна Ахматова вспоминала, что в комнатах отсутствовала какая-либо мебель, в прогнивших полах зияли дыры.

В годы войны деревня была практически разрушена. Статуи на Большом китайском мосту были уничтожены (ныне восстановлены). 15 сентября 1941 г. был сожжен Китайский театр оперы, построенный вблизи деревни в 1779 г., где для русской императрицы представлялись новые оперы итальянским композитором Джованни Паизиелло. Театр с тех пор более не восстанавливался.

До 1960-х гг. здесь, в немногих уцелевших домиках находились коммунальные квартиры, со временем жильцы разъехались. Внутренние помещения были перестроены и в деревне устроили базу отдыха, предоставлявшую комнатки для туристов. 

Современное положение деревни

В 1990-х гг. Китайская деревня была полностью восстановлена датской компанией «ТК Девелопмент Пушкин» за свой счет, в обмен компании было предоставлено право аренды деревни на 49 лет. В настоящее время здесь расположен гостиничный комплекс с 28 апартаментами, которые может занять любой желающий.