Показать регионы

Дмитриевский собор (Владимир)

Белокаменный Дмитриевский собор – уникальный памятник владимиро-суздальской школы зодчества домонгольского периода. Выстроенный великим владимирским князем Всеволодом Большое Гнездо в конце XII столетия как придворный храм, в настоящее время по прямому назначению не используется, а является составной частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника и находится под охраной ЮНЕСКО. 
Детище Всеволода Большое Гнездо

Высокую южную кромку владимирского холма в XII столетии занимал дворцовый ансамбль резиденции князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо – одного из влиятельнейших политических деятелей Древней Руси, сумевшего поднять Владимирское княжество на небывалую по тем временам высоту. 

Восьмилетним ребёнком, будучи изгнанным вместе с матерью (второй супругой князя Юрия Долгорукого, имени которой в истории не сохранилось, но по некоторым данным – византийской принцессой) и братьями из Руси в 1162 году старшим братом – князем Андреем Боголюбским, Всеволод, крещённый Димитрием в честь святого Димитрия Солунского, проживал в Константинополе при дворе византийского императора Мануила I Комнина, где очень трепетно относились к памяти небесного покровителя императорского дома – святого великомученика Димитрия Солунского. 

В то время в городе Фессалоники (в настоящее время греческий город Салоники) уже существовала базилика в честь святого Димитрия, возведённая на месте предполагаемой мученической гибели святого, и рассказы о его трагической судьбе настолько поразили маленького княжича Всеволода, что возвратившись на Русь спустя семь лет, а в 1176 году укрепившись на Владимирском престоле, князь смог осуществить свою детскую мечту – возвести храм в честь тезоименитого святого. Но прежде чем приступить к строительству придворного храма, Всеволод восстановил выстроенный его братом Андреем Боголюбским белокаменный владимирский Успенский собор, сильно пострадавший от пожара в 1185 году. Не имея стремления превзойти по красоте собор Успения Пресвятой Богородицы, Всеволод Большое Гнездо задумывал свой храм как реликварий (хранилище ценных сакральных реликвий) святого Димитрия Солунского, поэтому выросший в стенах его детинца Дмитриевский храм во внешних чертах хоть и походил на Успенский собор, но разительно отличался от него белокаменным скульптурным оформлением фасадов. Более точное сходство храм имеет с Покровской церковью на Нерли, выстроенной по указу князя Андрея Боголюбского в 1165 году, поэтому считается, что при строительстве Дмитриевского собора мастерами был взят за образец именно Покровский храм. 

О точной дате строительства Дмитриевского собора мнения специалистов расходятся. Например, по найденным известным археологом Н. Н. Ворониным летописным данным, Всеволод выстроил придворный храм в 1194–1197 годах, другую же дату – 1191 год  – указывает историк архитектуры Т. П. Тимофеева, изучившая старинные архивы много позднее Н. Воронина. Как бы то ни было, расхождения в датах строительства собора настолько незначительны, что особой роли в судьбе бывшего придворного храма они не играют.

Расцвет могущества Владимиро-Суздальского княжества пришёлся как раз на время управления им князя Всеволода Юрьевича. Его власть над князьями Смоленщины, Поднепровья и Новгорода была абсолютной, а подчеркнуть это главенство должен был придворный Дмитриевский собор, в который после строительства и освящения торжественно перенесли из базилики св. Димитрия в Фессалониках мироточившую икону («доску гробную») с изображённым на ней в полный рост Димитрием Солунским. Второй ценнейшей реликвией нового храма стал серебряный ковчежец с частью одежды святого, пропитанной кровью мученика – «сорочка». Кстати, «доска гробовая» до 1380-х годов находилась в соборе, после чего по велению князя Дмитрия Донского её перенесли в Москву. Согласно сохранившимся сведениям, икону дважды поновляли – в 1517 и 1701 году, и в настоящее время она хранится в Успенском соборе Московского Кремля.
Во владимирских летописях тех лет Дмитриевскому собору уделено очень много внимания – восторженные отзывы современников о внешнем и внутреннем убранстве дают представление не только о красоте собора, но и о его исключительном значении как для самого князя Всеволода, так и для Владимирского княжества в целом. 

Дальнейшая судьба собора

За многовековую историю существования в судьбе собора были как светлые, так и чёрные полосы. Известна забота о Дмитриевском храме князя Дмитрия Донского, вносившего богатые пожертвования на его благоустройство. Не оставляли своим вниманием собор и потомки Дмитрия Донского. Так, в 1515 году по жалованной великим московским князем Василием III Иоанновичем грамоте в соборе служили четыре священника и два диакона, пользовавшиеся особыми привилегиями и подчинявшиеся только московскому князю, а в 1760–1770 годах причт храма состоял из священника, диакона и псаломщика, владевшими без малого 65 гектарами пахотной и более 100 гектарами сенокосной земли.

Во времена правления Иоанна IV Грозного к зданию храма с трёх сторон пристроили помещения. В южном устроили придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, в северном – придел во имя святителя Николая, с западной стороны пристроили большую паперть. В 1807–1808 годах, во время царствования Александра I в храме проводились работы по благоустройству – был сделан новый иконостас, к западной паперти пристроено крыльцо с колоннами, над приделами возведена колокольня. 

В таком виде соборный храм существовал до первой половины XIX столетия, когда по указу императора Николая I, в 1834 году посетившего древний Владимир, собор реконструировали, разрушив колокольню, разобрав лестничные башни и галереи и освободив здание от пристроек. Также пострадало и декоративное оформление фасадов – многие скульптуры были заменены новыми. Это не только до неузнаваемости исказило уникальный памятник, но и чуть не стало причиной его полного разрушения в дальнейшем. Наряду с внешними работами проводилась и реставрация интерьеров храма – уникальная фресковая живопись конца XII столетия была почти полностью сбита и на стенах и сводах появилась новая роспись. После завершения всех работ в августе 1847 года собор был вновь освящён.

Как и множество русских храмов, Дмитриевский собор неоднократно подвергался пожарам, а также разграблению и разрушению – в его стенах в разные годы хозяйничали татары, поляки, литовцы, поэтому драгоценная церковная утварь и иконы до наших дней практически не сохранились, но на внешнем скульптурном оформлении древнего храма перипетии прошлого практически не отразились. 

С самого первого дня существования богослужения в соборе совершались только в тёплое время года, но с появлением парового отопления храм в 1883 году был оборудован трубами и рядом с ним на пожертвования церковного старосты и известного в городе купца Вакха Назаровича Муравкина построено отдельно стоящее здание звонницы с примыкающей к ней сторожкой, в которой устроили духовую печь. Тогда же пол в соборе немного опустили и выложили его разноцветной мраморной мозаикой, а само здание храма обнесли узорчатой кованой чугунной решёткой. 

В 1918 году Дмитриевский собор был передан в ведение Владимирского исторического музея (сейчас – Владимиро-Суздальский музей-заповедник) и в том же году в храме начались исследовательские работы, возглавлял которые известный художник-реставратор и искусствовед Игорь Грабарь. В результате работ под слоем более поздней настенной живописи под хорами были обнаружены фрагменты фресок на тему «Страшного суда», датированные XII столетием. Уже в 1937 году начались ремонтно-реставрационные работы, продолжавшиеся даже в годы Великой Отечественной войны, а с 1955 по 1974 годы в стенах собора функционировала экспозиция Владимирского музея «Архитектура Владимиро-Суздальской Руси». Для сохранения уникального белокаменного оформления фасадов в 1999–2004 годах здание собора покрыли пластической защитной смесью, оборудовали водосточными трубами, заменили на куполе крест, а внутри для сохранения интерьеров создали специальный микроклимат. 

В 1992 году Дмитриевский собор, как уникальнейший памятник архитектуры Древней Руси, был включён в перечень объектов культурного наследия ЮНЕСКО, и в настоящее время он хоть и является православным храмом Владимирской и Суздальской епархии, но по прямому назначению не используется. С 2005 года после многочисленных реставраций в нём располагается выставка, посвящённая уникальному шедевру русского зодчества – реликварию св. Димитрия Солунского. 

Каменная симфония фасадов и торжественное убранство собора

По своей архитектуре Дмитриевский собор представляет собой традиционный православный крестово-купольный одноглавый трёхапсидный четырёхстолпный храм, но от других культовый построек его отличает белокаменная резьба, которой обильно украшены второй и третий ярусы фасадов. 

Всеволод Большое Гнездо задумывал собор не только как доминанту княжеского ансамбля, но и как символ главенства княжеской власти, поэтому от очертаний храма веет мощью и торжественностью. И высокие полуцилиндрические, декорированные аркатурно-колончатым поясом апсиды, и разделяющие фасад на три части пилястры, и такой же аркатурно-колончатый пояс второго яруса фасадов храма с изображениями многих святых, в частности Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, первых русских святых Бориса и Глеба, и узкие окна-амбразуры в обрамлении белокаменных резных фигур и орнамента, и мощный шлемовидный купол, покоящийся на узорчатом, прорезанном узкими окнами барабане – всё это выглядит настолько внушительно, что Дмитриевский собор иначе как архитектурным воплощением апофеоза могущества князя Всеволода назвать нельзя. Кстати, как сам собор, так и его декоративное оформление было выполнено русскими мастерами, правда, в создании художественного изобилия скульптур и барельефов на фасадах здания принимали участие греческие скульпторы, поэтому в декоре явственно просматриваются элементы, характерные для средневековых западных базилик. 

Практически лишённый украшений нижний ярус с трёх сторон изначально был скрыт за высокими галереями, а со стороны главного (западного) фасада к углам галерей примыкали две башни с лестницами, увенчанные золочёными шатровыми навершиями, поэтому всё декоративное оформление сосредоточено на втором и третьем ярусах храма. 

566 резных белокаменных деталей (фигур людей, зверей, птиц, мифических персонажей и животных, причудливых орнаментов) украшают фасады храма, благодаря чему Дмитриевский собор является удивительным памятником русского резного белокаменного зодчества. Наряду с сюжетами из христианской жизни на стенах собора мирно сосуществуют персонажи языческой мифологии – чудища, невиданные растения и птицы. Огромное множество замысловатых узоров и мифических персонажей, украшающих фасады собора, были близки пониманию феодальной знати XII столетия. В сокровищницах отождествлявших себя с львами и орлами, крокодилами или барсами вельмож той эпохи хранились изделия русских и зарубежных мастеров, богато украшенные изображениями таких персонажей, а парадные одежды зачастую украшались звериным орнаментом. Поэтому храм очень напоминает узорчатую мантию, а мощный шлемовидный купол только усиливает образ одетого в богатые одежды вельможи.

Но главной чертой внешнего декора храма является идея главенства и нерушимости княжеской власти, подчёркнутая изображениями библейского царя Давида (средние закомары фасадов), сцена вознесения на небо Александра Македонского (восточная закомара южного фасада), фигура самого устроителя собора – князя Всеволода с младенцем – сыном Дмитрием на руках и в окружении остальных сыновей (восточная закомара северного фасада). 

В отличие от пышного внешнего оформления интерьер храма достаточно прост и лаконичен, но от этого не менее торжественен. Стены украшены рядами тёсаного белого камня, а под хорами сохранились отдельные части фресковой композиции «Страшный суд». По этим отдельным фрагментам, выполненным в нежных пастельных (светло-зелёных, голубых, синевато-стальных) тонах и гармонично сочетающихся с зеленовато-жёлтыми, лиловыми и светло-коричневыми цветами палитры можно представить, какое незабываемое впечатление производил интерьер собора на тех, кто хоть раз увидел его. 

Из ценных реликвий до наших дней сохранились лишь старопечатные книги, жалованные грамоты и часть церковной утвари. Но пожалуй, главной достопримечательностью внутреннего убранства собора является могила графа Р. И. Воронцова (вельможи времён Елизаветы Петровны), погребённого в стенах храма в 1783 году. Его захоронение в XIX столетии потомки графа украсили скульптурным надгробием, сохранившимся до наших дней. 

Дмитриевский собор как часть музея-заповедника

В настояще время собор является частью Владимирского музея-заповедника, поэтому открыт для посетителей: в летний период (с 1 мая по 31 октября) с 11.00 до 17.00 часов (понедельник, четверг), с 11.00 до 18.00 часов (среда, пятница, суббота, воскресенье). В зимний период (с 1 ноября по 31 апреля) с 10.00 до 16.00 часов (понедельник, четверг), с 10.00 до 17.00 часов (среда, пятница, суббота, воскресенье). Выходные дни – каждый вторник и последняя среда месяца.