Показать регионы

Чесменская церковь (Санкт-Петербург)

Чесменская церковь (церковь Рождества Иоанна Предтечи) – действующий православный храм Московского благочиния Санкт-Петербургской епархии, возведённый по указу Екатерины II в честь морской победы российского флота над турками в Чесменской бухте Эгейского моря в конце XVIII столетия и сегодня являющийся памятником архитектуры федерального значения. 
Немного истории

Исторический район на юге Санкт-Петербурга – Среднюю Рогатку – украшает необычный для культовых построек северной столицы живописный храм Рождества Иоанна Предтечи, выстроенный в конце XVIII столетия у бывшего Царскосельского тракта в красочном псевдоготическом стиле. Его появление связано с одной из ключевых побед русского флота над флотилиями Османской империи в ходе русско-турецкой войны (1768–1774 года), вошедшей в историю как Чесменское сражение. 

Тогда, 25–26 июня 1770 года (6–7 июля по новому стилю), линейные корабли, фрегаты и вспомогательные суда объединённой русской эскадры под командованием талантливых адмиралов Григория Андреевича Спиридова и Самуила Карловича Грейга, накануне загнавшие корабли Оттоманской Порты в небольшую Чесменскую бухту, начали сражение с кораблями противника, одержав в результате головокружительную победу. Разгромленные турки, численность сожженного флота которых вдвое превосходила количество русских кораблей, потеряли в бою 73 судна разных модификаций и более 10 тысяч человек убитыми, а зарево пожара всю ночь полыхало над Чесменской бухтой. 

Стоит отметить, что победа русской эскадры в Эгейском море под общим командованием графа Алексея Орлова, получившего после этого приставку к фамилии «Чесменский», стала значимым событием в истории Российской империи, первой со времён Петра Великого морской победой такого масштаба. А с 2012 года указом Президента Российской Федерации Владимира Путина день 7 июля включён в список Дней воинской славы России как День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском морском сражении. 

Весть об оглушительном триумфе русского флота над турками только в сентябре 1770 года долетела до Санкт-Петербурга и императрица Екатерина II повелела устроить по такому поводу грандиознейшие мероприятия. Наряду с праздничными богослужениями в соборных храмах столицы, балами и зваными обедами по указу Екатерины II были отлиты и вручены всем участникам судьбоносного для империи события памятные золотые и серебряные медали с правом ношения их в петлице на голубой ленте. Ежегодно по указу Святейшего Синода во всех православных храмах адмиралтейского ведомства стали служить благодарственные молебны.

Храм в ознаменование Чесменской победы

Накануне празднования седьмой годовщины Чесменского сражения Екатерина II повелела выстроить рядом со своим Путевым дворцом, расположенным по тогдашнему Царскосельскому тракту, церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи, в день празднования которого и произошла морская баталия. Создать проект храма и возглавить работы по его возведению императрица поручила главному архитектору Канцелярии от строений Юрию Матвеевичу Фельтену, который блестяще справился с заданием. Эскиз будущей церкви Екатерине Великой понравился, и в июне 1777 года состоялась торжественная закладка храма, при которой присутствовали сама государыня со свитой и двором, а также король Швеции Густав III (в назидание и напоминание шведам о военной мощи Российской империи). 

Спустя три года, к юбилейным торжествам по случаю 10 годовщины Чесменской морской баталии, храм был выстроен и 24 июня (5 июля) 1780 года торжественно освящён митрополитом Гавриилом (Петровым) в присутствии Екатерины II и путешествующего по Европе под именем графа Фалькенштейна Иосифа II (императора Священной Римской империи). В память о морской победе императрица повелела называть Путевой дворец и новую церковь, которые очень любила, Чесменскими, часто останавливалась в нём по пути из Санкт-Петербурга в Царское Село и минимум дважды в год (на храмовый праздник и на Масленицу) посещала Рождественскую Иоанно-Предтеченскую церковь. Для Екатерины II справа от входа в храм было устроено укрытое балдахином и оббитое малиновым бархатом царское место, увенчанное двуглавым орлом. Восседая на царском месте, императрица слушала божественные литургии. 

На живописном здании храма, выстроенном в необычном для северной столицы псевдоклассическом стиле, невольно задерживался взгляд каждого, кому случалось бывать в пригородной Чесме и тогда, и в наши дни. К возведённому в форме равноконечного греческого креста строению с четырёх сторон примкнули высокие полукруглые апсиды, увенчанные башенками с миниатюрными шпилями и закрепленными на них крестами, над которыми довлеет центральная башня с таким же крестом на яблочке. Первоначально в башенке над главным порталом храма располагались часы, а в двух боковых – колокольни, сейчас колокольня находится в передней башне. 

Во внешнем декоре Ю. М. Фельтен использовал элементы готической архитектуры Средневековья – окрашенное в красный цвет здание храма оттенили белоснежные детали – узкие вертикальные тяги, ажурный лепной орнамент пилонов главного портала, зубчатый парапет, стрельчатые окна и арочки. В оформлении интерьеров храма архитектор также использовал белокаменные детали – внутреннее пространство стен он украсил растительными орнаментами, филёнками, поясками. 

Изначально Чесменская церковь была приписана к дворцовому ведомству, но спустя два года после её освящения Екатерина II не только пожаловала храм кавалерам ордена Святого Георгия Победоносца, но и разрешила им учредить Думу или Капитул Ордена с правом иметь печать, архив и собственную казну, в результате чего Чесменский храм некоторое время имел и второе название – Георгиевский. 

Селение, расположенное рядом с храмом, стали именовать Чесмой, а в самом храме с тех пор удостаивались чести быть награждёнными орденом Святого Георгия Победоносца (высшей воинской наградой империи) те, кто особыми воинскими отличиями приумножил славу русского оружия.

Дальнейшая судьба храма

Здания Чесменского дворца и Рождественской церкви, выстроенные в красочном псевдоготическом стиле и ставшие своеобразным живописным архитектурным ансамблем, при жизни их устроительницы – императрицы Екатерины II – поддерживались в порядке, но после её смерти в 1796 году путевой Чесменский дворец был заброшен – взошедший на престол Павел I резко негативно относился ко всему, что делала и где любила бывать его самодержавная родительница. 

Но, несмотря на нелюбовь Павла I к Чесме, сам храм оставался действующим, и в 1802 году, уже при следующем императоре Александре I, из дворцового ведомства Рождественскую церковь передали в ведение Гоф-интендантской конторы, а поскольку она была холодной (летней), в декабре 1811 года в нижнем этаже Чесменского дворца устроили и освятили в честь Рождества Христова тёплый (зимний) храм. 

В 1830 году в бывшем путевом Чесменском дворце открыли богадельню для престарелых ветеранов разных войн, а в следующем, 1831 году, дворец вместе с Рождественской Иоанно-Предтеченской церковью, для которой собственноручно вышила образ Успения Пресвятой Богородицы вдовствующая императрица Мария Фёдоровна (супруга Павла I), передали в военное ведомство. Над богадельней ветеранов-воинов попечительствовали Великие князья, а курировал её Александровский комитет о раненых, учреждённый Александром I ещё в 1814 году. С тех пор ежегодно в годовщину основания богадельни в Чесменском храме совершалось торжественное богослужение, для ветеранов и приглашённых устраивался большой праздничный обед и массовое гуляние. 

Территорию вокруг Чесменского ансамбля застроили – к зданию дворца пристроили три просторных двухэтажных флигеля, разбили парк, возвели три небольших часовни, а рядом с церковью в 1836 году устроили кладбище для погребения ветеранов. За более чем столетнюю историю существования Чесменского некрополя он стал местом последнего упокоения ветеранов Отечественной войны 1812 года, участников военных походов А. В. Суворова, офицеров и солдат русско-турецкой, русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной войн. В первые годы послевоенного лихолетья Чесменский некрополь был восстановлен, а в 2003 году, накануне празднования очередной годовщины Великой Победы у входа на кладбище в честь всех захороненных на территории некрополя воинов был установлен памятный гранитный крест. 

До того, как города и селения империи соединили ниточки железнодорожных путей, в Чесменском храме для траурных панихид останавливались кортежи с гробами скончавшихся вне столицы особ императорской крови. 

Традиция торжественных богослужений, больших обедов и гуляний сохранялась в Чесме до 1919 года, когда новая большевистская власть решила ликвидировать богадельню, переселив её жителей в другие подобные заведения Санкт-Петербурга. Здание бывшего дворца было спешно переоборудовано в первый в советской России концентрационный лагерь, официально называвшийся Первым лагерем принудительных работ, а в народе получивший негласное название «Чесменка». Храм Рождества Иоанна Предтечи был закрыт, иконы и церковная утварь – экспроприированы, а в 1924 году с храмовой колокольни были сняты и отправлены на переплавку колокола, с купола – крест, вместо которого верх здания храма увенчали скульптурные символы новой власти – изображения наковальни, молота и клещей. Избежавший экспроприации храмовый иконостас, выполненный по чертежам Ю. М. Фельтена, погиб в огне случившегося зимой 1930 года пожара (воссоздан в 1996 году по старинным описаниям и чудом уцелевшим в военно-историческом архиве Москвы чертежам). 

С 1925 года здание Чесменской церкви использовалось для разных нужд. В нём в разное время размещались архив Главнауки, столярные мастерские Автодорожного института, а перед самой Великой Отечественной войной – склад Ленинградского института авиационного приборостроения. 

Сильно пострадавшее во время войны здание храма уже в 1947 году законсервировали для проведения в нём, как в памятнике архитектуры, ремонтно-реставрационных работ. После комплексной реставрации в декабре 1977 года в здании храма открылся филиал Центрального военно-морского музея, посвящённый Чесменскому сражению. 

С началом возрождения духовности в России в начале 1990-х годов стали повсеместно образовываться и регистрироваться православные общины и возвращаться верующим храмы. Община Чесменского храма была образована в январе 1991 года, а уже в ноябре того же года возобновились богослужения. Сам храм передали в бессрочное пользование Санкт-Петербургской епархии в июле 1994 года, в 1996 году были проведены ремонтные работы и в ноябре 1998 года тогдашним митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) был освящён воссозданный иконостас. 

В настоящее время храм является действующим, в нём совершаются богослужения и отправляются церковные требы, действует воскресная школа для детей. 

Созданный на основе приходского центра Центр духовной культуры и образования Московского благочиния проводит большую социальную, образовательную и миссионерскую деятельность, тесно сотрудничает с общеобразовательными учреждениями, расположенными в Московском районе Санкт-Петербурга. На базе Центра для детей созданы кукольный театр, хор, группа православных скаутов «Витязи», детский клуб «Школа капитанов», Молодёжный клуб, ансамбль, проект для поддержки подростков с особенностями развития «Пространство радости» и экологический проект, хор и курсы катехизации для взрослых, «Клуб чесменских бабушек», семейный клуб. При храме работает кризисный центр, специалисты которого занимаются с детьми-аутистами и детьми, страдающими синдромом Дауна. 
К Чесменской церкви приписаны храм святителя Николая Чудотворца (при Рефрижераторном депо Октябрьской магистрали) и храм Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (при городском детском доме №31).