Показать регионы

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Присеки)

Каменный двухэтажный четырехпрестольный храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Присеки Тверской области построен в конце XVIII века, в советский период был закрыт и ныне не действует.
Из истории

В XVI веке в Присеках существовал Преображенский монастырь, приписанный к Троице-Сергиевской лавре, действовали два приходских храма – Ильинский и Успенский. По данным на 1561 г., в монастыре стояли Троицкая и Сергиевская церкви. В XVIII столетии в селе находились деревянные Троицкая (1736 г. постройки) и Сергиевская церкви. 

Сохранившаяся до наших дней церковь – одно из интереснейших сооружений Бежецкого района, представляющее архаизирующее направление в провинциальной культовой архитектуре рубежа ХVIII–XIX вв. Стройные высокие объемы храма являются важной доминантой окружающего ландшафта. 

Кирпичная Успенская церковь построена в 1793–1796 гг. на средства прихожан и позднее была оштукатурена. Два верхних яруса колокольни возведены в начале XIX в. В верхнем этаже был освящен главный престол Успения Пресвятой Богородицы и Троицкий придел, в нижнем этаже были освящены приделы Илии Пророка и Сергия Радонежского

В советское время церковь была закрыта, в настоящее время не действует, разрушается.

Архитектура

Основные объемы имеют традиционное осевое расположение, при этом церковь отличается сложной и своеобразной многоярусной композицией. К четверику, увенчанному декоративным пятиглавием, с восточной стороны примыкает апсида со скругленными углами, с западной – трапезная и четырехъярусная колокольня. 

Убранство фасадов выполнено с преобладанием мотивов допетровского зодчества. Стены четверика завершены лентой мелких кокошников, отделенных от плоскости стены карнизом с зубчиками. Весь периметр здания опоясывает аналогичный межэтажный карниз. Углы четверика декорированы широкими лопатками с узкими филенками, которые создают иллюзию сдвоенных пилястр. Окна верхнего храма обрамлены наличниками по типу нарышкинского стиля с разорванными фронтонами. В первом этаже наличники более скромные, имеющие эллипсовидное завершение. Два верхних яруса колокольни представляют собой убывающие в объеме четверики, выполненные в формах классицизма.

Пространство верхнего храма перекрывает сомкнутый свод, апсиду – лотковый. Нижний храм перекрыт коробовым сводом и имеет двухчастный алтарь. Трапезные в первом и втором этажах перекрыты полулотковыми сводами. В толще северной стены второго яруса колокольни расположена лестница, ведущая к ярусам звона. В интерьере верхнего храма сохранились фрагменты клеевой живописи, выполненной в академической манере в начале 40-х гг. XIX в. и неоднократно поновлявшейся.