Показать регионы

Церковь Входа Господня в Иерусалим (Торжок)

Православный храм Тверской области, являющийся частью архитектурного комплекса Спасо-Преображенского собора города Торжок. Расположен на правобережье реки Тверцы на территории бывшего Детинца. Памятник русского зодчества I половины XIX столетия, в настоящее время, к сожалению, не действующий.
Из истории храма

Красивая, увенчанная маленькой луковичной главой трехпридельная церковь Входа Господня в Иерусалим появилась в Торжке в середине XIX столетия, но ее история корнями уходит глубоко в далекий XIV век. Тогда, согласно летописным данным, вблизи существующей ныне церкви располагались несколько православных храмов, доминантой которых был древний каменный собор Преображения Господня, выстроенный на богатые пожертвования новгородских и новоторжских купцов. В писцовых книгах за 1625 год упоминается Входоиерусалимский храм, являвшийся приделом тогдашнего Свято-Преображенского собора. Деревянные церкви (святых Жен-Мироносиц, святителей Афанасия и Кирилла, Николая Чудотворца), окружавшие главный городской соборный храм и приписанные к нему, к XIX столетию были разобраны и вместо них в 1841–1842 годах на пожертвования купцов братьев Уваровых (Якова, Михаила и Степана) зодчим Тверской губернии Иваном Федоровичем Львовым в стиле позднего классицизма был возведен новый каменный храм, освященный архиепископом Тверским Григорием (Постниковым).

Главный престол храма архиепископ Тверской, будущий митрополит Петербуржский Григорий, освятил в честь Входа Господня в Иерусалим, правый придел – во имя великомученика Никиты Готского и иконы Богородицы «Неопалимая Купина», левый – во имя святителей Митрофана Воронежского и Николая Чудотворца. Входоиерусалимская церковь с каменной двухъярусной колокольней задумывалась как теплый храм при холодном Свято-Преображенском соборе, поэтому для ее обогрева была установлена калориферная система отопления, изобретенная отставным генерал-майором Николаем Алексеевичем Амосовым и вошедшая в историю как «амосовские печи». Кроме этого храм, также на пожертвования Уваровых, украсился резным иконостасом с иконами в драгоценных окладах, фресковой живописью, богатой церковной утварью, богослужебными книгами и облачениями священников. В 1851 году, предварительно оштукатурив своды и стены, оновили фрески храма, использовав технику «альфреско» для более яркого восприятия стенной живописи.

К 1901 году причт церкви состоял из протоиерея, священника, диакона и псаломщика, а приход – из 49 дворов, в которых насчитывалось 159 человек мужского пола и 174 женского пола, соответственно в 1914 году мужского пола – 176, женского пола – 182.

В притворе-трапезе Входоиерусалимского храма сберегались списки с икон старинного письма, перенесенные из разобранной Никольской церкви – Знамения Пресвятой Богородицы (Новгородской), образы Иоанна Богослова и благоверной княгини Иулиании Новоторжской, преподобных Аркадия и Ефрема, Новоторжских чудотворцев, и образ Богородицы «Всех Скорбящих Радость», в которую были вложены частички мощей некоторых святых. Верхний ряд иконостаса украшали иконы двунадесятых праздников.

Каждодневные и воскресные богослужения продолжались во Входоиерусалимской церкви вплоть до первых десятилетий прошлого столетия, но скорбные для Русской Православной Церкви события начала XX века коснулись и ее. В 1930 году ценности изъяли, храм закрыли, и до настоящего времени он не действует.

Архитектура храма

Массивность основного четверика Входоиерусалимского храма подчеркивает высокая световая ротонда, изящность которой придают килевидные проемы окон, отделенные друг от друга белокаменными полуколоннами, и сферический двойной купол с декоративной луковичной главкой, увенчанной шпилем. Вместе с главным фасадом храма, декорированным сдвоенными колоннами с портиками и большими прямоугольными окнами, а также украшенными пилястрами и треугольными щипцами остальными фасадами, церковь Входа Господня в Иерусалим является ярким примером архитектурного стиля ампир, очень популярного в зодчестве в середине XIX столетия.

В этом же стиле позднего классицизма выстроен и Спасо-Преображенский собор, с которым удивительно гармонично сочетается и частью архитектурного ансамбля которого является живописный Входоиерусалимский храм.