Показать регионы

Церковь Троицы Живоначальной (Бакунино)

Храм Троицы Живоначальной в Троицком-Малом (Бакунино), построенный в первой половине XIX века, является хорошим примером сельской приходской церкви в стиле зрелого классицизма, имеющей развитые архитектурные формы. В настоящее время действует.
История

Троицкая церковь расположена в урочище Бакунино на кладбище, в 1,5 км к юго-западу от нынешней деревни Сельцо. Раньше рядом с этим местом находилось село Троицкое-Малое, которое после революции было переименованное в Бакунино. В самом начале Великой Отечественной войны, в 1941 г., село сгорело и с тех пор так и не возродилось. 

Храм построен на земле, принадлежавшей помещику Н. П. Чагину (в полукилометре от села, где стояла старая церковь), и отведенной по его прошению в 1800 г. под новое кладбище. Строительство началось, предположительно, в 1806 г. и велось на средства помещика штабс-капитана Михаила Алексеевича Унковского, отца известного общественного деятеля и юриста Алексея Михайловича Унковского. Но освящение церкви с Казанским и Никольским приделами состоялось только спустя четверть века – в 1830-е гг. 

В 1906–1908 гг. по проекту губернского архитектора В. И. Назарина и под его наблюдением был расширен южный придел Казанской иконы Божией Матери, хотя проектом было предусмотрено симметричное расширение обоих приделов. 

В советский период храм был закрыт и заброшен. Каменная ограда с двумя воротами, некогда окружавшая кладбище, не сохранилась. Ныне церковь возвращена верующим и приписана к храму Георгия Победоносца в Колталове, постепенно восстанавливается силами прихожан.

Архитектура и живопись

Кирпичное оштукатуренное здание церкви Троицы Живоначальной имеет белокаменные цоколь и детали декора. Основной объем представляет собой двусветный четверик, несущий массивную световую купольную ротонду. К нему с востока примыкает более узкая и низкая полукруглая апсида с прямыми заплечиками, с запада – почти квадратная в плане трапезная с выступающим южным приделом и трехъярусная колокольня, увенчанная шпилем. Южный и северный фасады четверика акцентированы четырехколонными портиками с треугольным фронтоном. Нижние проемы с входом в центральном проеме прямоугольные, оформленные рамочными наличниками с прямыми сандриками. Окна второго света круглые, помещены в неглубокие квадратные ниши. Ротонда в верхней части имеет аттик и прорезана 12 арочными окнами, в аттике по осям проемов сделаны неглубокие круглые ниши. Купол завершен фигурной главкой на узком глухом цилиндрическом барабане с полуколонками. 

Фасады алтарной апсиды имеют двухъярусные членения, аналогичные четверику, но окна второго света здесь заменены круглыми нишами. Прямоугольные нижние оконные проемы, заглубленные в ниши, акцентированы массивными клинчатыми замками. Северный и южный фасады трапезной прорезаны тремя окнами каждый. Декор северного фасада аналогичен апсиде. Южный придел стилизован под классицизм. Его стены в нижней части обработаны ленточным рустом, высокие арочные окна акцентированы клинчатыми замками. Полукруглая апсида придела с прямыми заплечиками частично заслоняет портик. 

Колокольня трехъярусная. Её нижний четверик с массивными рустованными пилонами имеет прямоугольные входы, над которыми на боковых фасадах помещены крупные полукруглые окна. Второй ярус со срезанными и раскрепованными углами прорезан высокими арками звона и завершен наложенными на аттики треугольными фронтонами. Третий ярус-резонатор выполнен в виде ротонды и расчленен арочными проемами (через один ложными), в простенках декорирован пилястрами. Нижний ярус колокольни перекрыт коробовым сводом. В толще юго-восточного пилона находится белокаменная лестница, ведущая на второй ярус.

В интерьере Троицкой церкви углы четверика срезаны и раскрепованы, переход к ротонде реализован с помощью тромпов. Из храма в апсиду ведут три арочных проема, в трапезную – один, более широкий. Апсида перекрыта конхой. На восточной стене трапезной имеются арочные ниши, свидетельствующие о существовавших здесь придельных алтарях. Трапезная и поздний придел соединены высокой аркой, сооруженной на месте первоначальной стены. Эти части здания перекрыты коробовыми сводами с большими распалубками. 

Сохранившиеся фрагменты настенной живописи выполнены с использованием гризайльных мотивов. На стенах четверика между нижними проемами находятся изображения фигур четырёх святых, между окнами первого и второго света – композиции орнаментального характера. Купол расписан кессонами, в его шелыге написана «Новозаветная Троица». В основании свода проходит карниз, декорированный гризайльными модульонами и розетками. В простенках между окнами ротонды – фигуры апостолов.