Показать регионы

Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Дубна)

Смоленская церковь, выстроенная в лучших традициях русского деревянного зодчества XVII столетия совсем недавно, в 1997 году, является не только основным композиционным элементом храмового ансамбля, но и действующим православным храмом Дубненско-Талдомского благочиния Московской епархии.
В левобережной части нынешней Дубны, в живописном сосновом бору, чуть в отдалении от шумных улиц находится удивительный, окружённый бревенчатой оградой с башнями, храмовый комплекс со Смоленской церковью, колокольней-крестильней во имя св. блаженной Ксении Петербургской, летней трапезной, живописной резной надвратной башенкой, венчающей въездные Святые ворота и несколькими хозяйственными постройками – настоящий сказочный терем, затерявшийся в лесной глуши.

Во избавление от мора

Свою историю Смоленский храм ведёт с начала минувшего столетия, а предпосылкой для его строительства стала эпидемия холеры, случившаяся в деревне Подберезье Корчевского уезда (сейчас – улица Кирова в Дубне) в 1891 году. От страшного мора гибли люди и домашний скот, поэтому отчаявшиеся селяне прибегли к последней надежде – заступничеству Пресвятой Богородицы, одна из чудотворных икон которой – Смоленская – находилась в церкви Преображения Господня уездного города Корчевы Тверской губернии (ныне город не существует, затопленный при строительстве плотины Иваньковского водохранилища).

Вскоре после крестного хода и отслуженного у Смоленской иконы молебна мор в Подберезье прекратился, что стало, помимо других, ещё одним чудом, исходившим от образа Пресвятой Богородицы.

Оправившись от эпидемии и наладив хозяйство, жители Подберезья в память о чудесном избавлении от мора решили выстроить у себя в селе церковь, посвятив её Смоленской иконе, о чём в 1906 году и подали архиепископу Тверскому Алексию (Опоцкому) прошение.

Кстати, инициатором возведения церкви стал глава местной сапожной артели Ефим Андреевич Зернов (причём, как гласит местная легенда, это случилось после явления ему во сне Божьей Матери) и некий Константин Егорович Куликов, имя которого, как ктитора, упоминается только на начальной стадии строительства нового храма.

Архиепископ Алексий благословил возведение храма, и 4 августа 1907 года во главе с настоятелем Преображенской церкви г. Корчевы священником Иоанном Иоанновичем Лебедевым в Подберезье двинулся крестный ход с чудотворным Смоленским образом Богородицы. Пройдя с молитвами неблизкий путь (около 25 километров), уже на следующий день 5 августа богомольцы и прихожане будущего храма присутствовали при чине основания церкви, отслуженном отцом Иоанном. И хотя деньги для нового храма собирали «всем миром», а глава сапожной артели Е. А. Зернов взял на себя большую часть расходов, строительство затянулось на долгих восемь лет, и лишь в 1915 году храм был освящён. Первым настоятелем Смоленской церкви стал протоиерей Александр Васильевич Чекалов, благодаря записям которого, сохранившимся в муниципальном архиве г. Кимры за 1920 год, известно, что новая однопрестольная каменная церковь с колокольней под железной кровлей была очень красива – её основную главу и четыре маленьких главки по углам украшали кресты, внутри она была оштукатурена и выкрашена в голубой цвет, а на колокольню были подняты шесть колоколов, причём самый большой из колоколов весил чуть более двух тонн, а остальные весили от 32 до 200 килограммов.

Долгие годы забвения

Строительство Смоленского храма стало для жителей Подберезья последним светлым событием в начале XX столетия – спустя два года после его освящения рухнула, казалось, незыблемая империя, на осколках которой зародилось новое рабоче-крестьянское государство.

В первые годы советской власти храм ещё функционировал, но уже в 1929 году его закрыли в первый раз, из-за чего был вынужден покинуть приход настоятель храма – отец Александр, а в здании, ключи от которого отдали тогдашнему председателю колхоза, разместили зерносклад. Прихожане Подберезья неоднократно обращались в местный совет с просьбой открыть церковь, но все их попытки разбивались о глухую стену непонимания и отчуждения.

Лишь в 1930 году после выхода статьи И. В. Сталина «Головокружение от успехов», в которой вождь упрекнул ретивых революционеров в массовом закрытии культовых святынь, некоторые храмы вновь стали открываться. В Смоленской церкви появился новый настоятель – иерей Григорий Сперанский, правда, прослуживший в храме меньше года. С тех пор в течение семи лет сменилось ещё несколько священников, а храм периодически то закрывали, то открывали вновь.

Окончательно закрыли храм в 1937 году, что стало сигналом для воинствующих атеистов-комсомольцев учинить погром в святом месте, в результате которого был полностью разрушен иконостас и престол храма, многие иконы разбиты и выброшены, а с церковной звонницы сброшены колокола. Само здание, постепенно разрушаемое, разобрали до основания в конце 1940-х годов так тщательно, что найти сейчас даже фундамент бывшей сельской святыни невозможно.

Возрождение святыни

Все долгие десятилетия безбожия не оставляли прихожане надежду возродить свой храм, и в 1993 году по предложению внука бывшего старосты разрушенной церкви В. Н. Калякина была создана инициативная группа, обратившаяся к митрополиту Ювеналию (Пояркову) за благословением о строительстве нового храма и просьбой о назначении священника. Благое начинание митрополит одобрил, назначив в декабре того же года в пока ещё несуществующую церковь настоятелем протоиерея Виталия Шумилова.

Пока выбирали место для нового храма, составляли проект и искали подрядчиков, прихожанам для богослужений предоставили здание картонажного цеха при городской психиатрической лечебнице №14.

Первую божественную литургию отслужили в день памяти св. блаженной Ксении Петербургской, что оказалось одновременно мистическим и символическим событием, ведь при жизни святая Ксения помогала строителям возводить храм Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в Петербурге. Поэтому, когда в 2000 году храмовый комплекс украсился приписной колокольней-крестильней, её оборудовали под храм и освятили во имя св. Ксении Петербургской.

4 июня 1995 года с благословения епископа Можайского Григория (Чиркова) был совершён чин основания храма, а уже в 1997 году новый храм был освящён благочинным протоиереем Анатолием Пахмутовым. И хотя изначально церковь задумывалась как каменное строение, из-за недостаточного финансирования её временно решили выстроить из дерева, взяв за образец деревянную Андреевскую церковь Соловецкой Андреевской пустыни. Но по окончанию всех работ удивительный храмовый ансамбль, созданный в лучших традициях русского деревянного зодчества XVII столетия с соблюдением малейших деталей стал гармоничной частью окружающего ландшафта, поэтому потребность в строительстве каменной церкви отпала.

В настоящее время в пятницу, субботу и воскресенье, а также в дни двунадесятых праздников и в дни памяти великих святых в храме совершаются божественные литургии. При церкви действует православная гимназия (11 классов) с иконописной школой имени прп. Алипия Печерского, воскресная школа, есть своя библиотека, в цокольном этаже храма располагается ризница, просфорная, трапезная, склад.

Святыни храма

Как и каждый храм, богата Смоленская церковь святынями, среди которых особо почитаемы иконы с частичками мощей епископа Кавказского и Черноморского, святителя Игнатия (Брянчанинова), иконописца, иеромонаха, преподобного Алипия Печерского, иеромонаха, преподобного Феодора Санаксарского и список с чудотворной Толгской иконы Пресвятой Богородицы, подписанный протоиереем, праведным Иоанном Кронштадтским.