Показать регионы

Церковь Казанской иконы Божией Матери (Заречье)

Храм Казанской иконы Божией Матери в деревне Заречье Торжокского района Тверской области построен на рубеже XVIII–XIX вв. Авторство проекта не установлено. Завершение основного объема (барабан и венчающая его «беседка») приписывается Н. А. Львову. 
История, приход и причт

Строительство каменной церкви в селе Заречье началось в 1791 г. и было завершено в 1804 г. (по данным Епархиального статистического сборника за 1901 г., церковь построена 1798 г.). Храм строился на средства помещиков С. А. и А. Ф. Огаревых. Имел три престола. Главный престол освящен во имя Казанской иконы Божией Матери, приделы – в честь Святителя Николая и Преподобного Нила Столобенского.

В 1828 г. служили: священник Матвеев Василий (24 года, в священника произведен в 1826 г.), дьячок Тимофеев Матвей (51 год, произведен в дьячка в 1802 г.), пономарь Стефанов Никифор (62 года, посвящен в пономаря в 1801 г.). Прихожан в селе Заречье и деревнях Безсменина, Лапатина, Негошково, Раменье – 91 двор (369 мужчин и 436 женщин).

В 1901 г. служили: священник Резваков Петр Никитич (63 года, в служении с 1861 г., в священника произведен в 1863 г., состоял духовником и членом благочиннического совета), псаломщик Франтов Александр Михайлович (36 лет, псаломщиком с 1887 г.). Прихожан в селе Заречье и деревнях Беземенине, Лопатине, Негошкове – 169 дворов (560 мужчин и 688 женщин).

В 1914 г. служили: священник Резвяков Петр (79 лет, священником с 1863 г.), псаломщик Постников Николай (36 лет, на службе с 1901 г., в Казанской церкви с 1904 г.). Прихожан в деревнях Безсменино, Лопатино, Негошково – 567 мужчин и 684 женщины.

В 1930-х гг. Казанская церковь в Заречье была закрыта. В конце 1990-х гг. начатые реставрационные работы, но они были остановлены. 

Архитектура

Храм Казанской иконы Божией Матери на окраине села Заречье привлекает внимание необычной для сельских мест столичностью и противоречивостью своей архитектуры. Для этого практически неизвестного памятника характерны черты как раннего, так и зрелого классицизма XVIII века: нижние части основного объема, трапезной и колокольни выполнены в стиле раннего французского классицизма, а венчающий ротонду барабан с полуциркульными окнами можно отнести к зрелому классицизму палладианского направления.

Было бы заманчиво приписать барабан и венчающую его «беседку» работе архитектора Н. А. Львова, проживавшего в соседнем Новоторжском уезде и построившего для соседей много усадебных домов и церквей. Термальные окна характерны для Львова, а «беседку»-барабанчик можно было увидеть в спроектированных им храмах в Горницах и Мурине, хотя и в более крупных масштабах. Предположение об авторстве Н. А. Львова для венчающей храм ротонды в Заречье не так уж фантастично, однако документально не подтверждено. Существует тенденция приписывать этому архитектору все значительные постройки в районе Торжка, выполненные в стиле классицизма.

Основные части храма выполнены в «стиле Людовика XVI», вопрос об их авторстве и происхождении значительно сложнее. Основой композиции является двусветная ротонда с круглыми окнами второго света, к ней с востока примыкает пониженная алтарная часть со скруглением, с запада – трапезная со скругленными углами. Эта сложная композиция совершенно нехарактерна для Львова. Некоторые исследователи приписывают ему два храма-ротонды, построенные в стиле французского классицизма: Троицкая церковь в селе Александровском (ныне в черте Санкт-Петербурга), известная также под названием «Кулич и пасха» (1785–1790) и храм Великомученицы Екатерины в Валдае (1793). Однако авторство этих строений не окончательно определенно. Кроме того, трапезная в Заречье ближе к тому, что присутствует в московских постройках, связываемых с Казаковым и Баженовым. Общая композиция, включающая ротонду, трапезную и колокольню, сближает церковь в Заречье с московским храмом Вознесения на Гороховом поле (1788–1793), чье авторство приписывается М. Ф. Казакову (в нем нет только алтарного выступа).

Видимо, Казанская церковь в Заречье является проектом крупного архитектора, ориентировавшегося на французский классицизм (им мог быть и москвич, петербуржец), но прямо во время строительства этот стиль уже устарел, и было решено сменить его в завершении на палладианский неоклассицизм в исполнении именитого Н. Львова, уже построившего к тому времени целый ряд церквей в округе Торжка.