Показать регионы

Церковь Феодоровской иконы Божьей Матери (Углич)

Церковь Феодоровской иконы Божьей Матери – один из храмов Богоявленского женского монастыря, выстроенный в классическом стиле в начале XIX столетия и являвшийся летним (холодным) храмом обители. Закрытый в начале XX века и лишившийся  своей трёхъярусной колокольни, храм был возвращён верующим в 2003 году и в настоящее время является действующей церковью Переславской епархии. 
Начало XIX столетия ознаменовалось для Богоявленской женской обители масштабным каменным строительством, самой значимой постройкой которого стал белокаменный Феодоровский храм. Заложенный весной 1805 года, в 1818 году храм был выстроен и торжественно освящён в честь Феодоровской иконы Божьей Матери, по преданию, подаренной обители старицей Марфой – матерью царя Михаила Фёдоровича Романова. Конечно, это всего лишь легенда и в освящённом храме, вероятно, был установлен один из списков чудотворной иконы, который стал одной из святынь монастыря.

Необычное в плане, по сравнению с другими культовыми строениями монастыря, здание в форме правильного креста (четырёхлистника), к основному объёму которого с северной, восточной и южной сторон примкнули полукруглые пристройки, стало самым интересным строением архитектурного ансамбля обители. 

Фасады храма неизвестный архитектор прорезал высокими арочными окнами, верхнюю часть декорировал полосами фигурного фриза, боковые пристройки оформил четырёхколонными портиками и увенчал их треугольными фронтонами. Над центральной частью здания мастер установил массивный световой барабан-ротонду с возвышающимся над ним малым барабаном и небольшой, покрытой сусальным золотом луковичной главкой с крестом на яблочке. Навершие боковых пристроек повторило навершие центральной части храма, за тем лишь исключением, что боковые главы по своим размерам были намного меньше средней главы.

В конце 1830-х годов к западной стене церкви была пристроена высокая 64-метровая стройная четырёхгранная трёхъярусная колокольня, нижний ярус которой был равен высоте церкви и повторял декор её фасадов. В нижнем ярусе располагалась монастырская библиотека, в которой хранились древние богослужебные книги, царские грамоты и документы, а в верхних были устроены арочные проёмы для звона, на которые были подняты 8 больших и малых колоколов. Завершалась колокольня куполом, небольшим барабаном и покрытой сусальным золотом луковичной главкой. 

Главным элементом интерьера храма был невысокий иконостас, выполненный в классической манере и представлявший собой поддерживаемый четырьмя колоннами венец. В 1822–1824 годах угличским живописцем Епифаном Медведевым интерьеры храма были расписаны сюжетными композициями на темы Нового Завета с применением иллюзорной имитации архитектурных элементов – колонн, карнизов, арок. Своды храма украсили большие клейма «Рождество Христово», «Богоявление Господне», «Воскресение Христово» и «Святая Троица», а купол – изображения Господа Саваофа и святых апостолов. 

В 1862 году при реставрационных работах иконостас заменили высоким трёхъярусным, вдоль стен установили киоты с иконами в окладах из драгоценных камней и поновили росписи, причём расписывавший стены и своды ярославский мещанин Егор Дьяконов дополнил сюжетные композиции живописными картинами на тему происходивших от Феодоровской иконы Божьей Матери чудес.

До 1930-х годов Феодоровский храм, как и другие церкви Богоявленского монастыря, был действующим, богослужения в нём совершались в тёплое время года, но после упразднения обители храм закрыли, иконы и церковную утварь вывезли, колокольню разрушили и в освободившемся здании устроили складские помещения. 

Возможно, благодаря статусу здания хозяйственного назначения Феодоровская церковь не была разрушена и в 1960-х годах её взяли на государственный учёт как памятник архитектуры, после чего в 1970–1980-х годах несколько раз реставрировали фасады и главы. Возрождение церковной жизни началось в 2003 году, когда Феодоровский храм был возвращён верующим. В 2010 году здание церкви вновь отреставрировали и сейчас она является действующим летним храмом обители, в котором вновь звучат молитвы.