Показать регионы

Царь-колокол

Царь-колокол – одна из ярких достопримечательностей Московского Кремля, Памятник литейного искусства отлит под руководством потомственных мастеров-колокололитейщиков Ивана и Михаила Моториных в 1733–1735 гг.
Русская традиция

Колокололитейное ремесло зародилось на Руси в X в. Принятие христианства обеспечило его стремительное развитие в стране. «Рождение» каждого колокола становилось знаменательным событием в жизни обитателей любого города или селения. Колокольный звон объединял людей в радости и в горе, напоминая им о кратковременности земной жизни и божественном промысле.

Из века в век мастерство ремесленников постоянно совершенствовалось. Его секреты передавались из поколения в поколение, от отца к сыну. Накопленный опыт позволил мастерам со временем создавать колокола не только звучные, но и необыкновенно большие по размеру и весу.

В XVI–XVII вв. гигантские колокола в России отливались неоднократно. Ещё в 1530-х гг. мастером Н. Немчиновым были отлиты два небывалые по размеру колокола в 1638 и 8190 пудов. Часто на подобных колоколах размещалось изображение царствующих особ, поэтому именовался такой колокол царским или Царь-колоколом.

В 1599 г. по указу царя Бориса Годунова мастера из артели А. Чохова отлили гигант весом в 1086 пудов. В 1653 г. литейщики Даниил и Емельян Даниловы по распоряжению царя Алексея Михайловича отлили два больших колокола. Спустя два года был отлит и предшественник современного Царь-колокола – Большой Успенский колокол работы А. Григорьева. Вес его составлял около 8 000 пудов (131 т). Уничтожил его бич деревянных городов: при пожаре 1700 г. этот колокол упал и разбился. Несколько десятков лет его обломки пролежали возле колокольни Ивана Великого, пока не пошли на переплавку.

Последний колосс

История грандиозного колокола началась в 1730 году, когда недавно взошедшая на престол императрица Анна Иоанновна подписала указ о его создании взамен разбившегося колокола, отлитого А. Григорьевым. В духе её правления, первоначально предполагалось, что все работы выполнят зарубежные мастера. Русскому дипломату во Франции С. Х. Миниху было поручено сделать соответствующее предложение «королевскому золотых дел мастеру и члену Академии Жерменю, который по сей части преискуснейшим почитается механиком». Однако он, ознакомившись с проектом, счел нереальным его осуществление.

В результате дело было перепоручено мастеру Пушкарского двора Ивану Фёдоровичу Моторину. Он родился в 60-х г. XVII в. в семье литейщика Фёдора Моторина. С детства успешно освоивший все тайны ремесла отца, в 90-е годы он был признанным мастером и имел собственный литейный завод в Пушкарской слободе.

За его плечами к тому времени был огромный опыт литья не только орудийных стволов, но и колоколов для соборов и церквей. Так, в 1702 г. им был отлит «Воскресенский» колокол в 3 000 пудов весом для колокольни Ивана Великого. В 1704 г. под его руководством был отлит «Великопостный» набатный колокол, которому было суждено сыграть заметную роль в российской истории. В 1712 г. он был поднят на Царскую башню Кремля. Во время чумного бунта 1771 г. именно он сзывал восставших. За «участие» в этом восстании колокол был наказан: по указу Екатерины II он был лишён языка. С 1821 г. этот колокол находится в собрании Оружейной палаты.

Подготовительная работа

На согласование различной документации и разработку проекта ушло почти два года. Решение об отливке колокола было принято Сенатом только спустя год после выхода указа императрицы, в 1731 г.  Московской конторе артиллерии и фортификации было поручено определить место для проведения работ, что и было сделано по согласованию с обер-гофмейстером графом С. А. Салтыковым. От конторы артиллерии за ходом работ были уполномочены наблюдать капитаны Глебов и Рух. За это время И. Ф. Моториным была отлита двенадцатипудовая модель Успенского колокола и подготовлены чертежи проекта для утверждения.

Практическая работа началась только в январе 1733 г. на территории Кремля между Чудовым монастырём и колокольней Ивана Великого. К работе по отливке колокола были привлечены не только мастера по металлу, но и множество землекопов, плотников, резчиков и каменщиков. На первом этапе была выкопана большая круглая литейная яма диаметром и глубиной 10 м. Для предотвращения обвала её стены были укреплены сосновыми брусьями и кирпичной кладкой. В дно ямы были вбиты свои, на которые установили железную решётку. На решётке был возведён кирпичный фундамент для болвана формы колокола 35 см высотой.

Пустотелый болван каменщики выложили из кирпича на втором этапе работ. На кирпичную кладку нанесли несколько слоёв формовочной глины и для предотвращения растрескивания укрепили их льняными канатами, проволокой и пластинами. Каждый слой обязательно подравнивался по шаблону и подсушивался за счёт тепла от разведенного внутри болвана огня. Сформированный болван обмотали проволокой и устроили несколько отверстий для выхода газов.

Третий этап заключался в формировании фальшивого тела колокола, глиняной «рубашки». На подготовленный болван нанесли несколько слоёв глины разной консистенции. Все слои укреплялись льняным волокном, проволокой и просушивались. Подсушенную «рубашку» покрасили специальной литейной краской. Затем на ней тщательно разместили восковые модели декоративных украшений и надписей.

На очередном этапе слой за слоем формировался кожух колокола. При накладывании слоёв особенно ответственно подходили к заполнению формовочной глиной объёмных элементов украшений. Слои глины тщательно выравнивались, укреплялись волокнами льна, бечевой, пластинами, проволокой и просушивались.

Пятый этап подготовки формы заключался в обжиге литейной формы с последующим удалением фальшивого глиняного тела колокола. После разборки «рубашки» кожух был точно и бережно установлен на прежнее место.

На заключительном этапе мастера возвели свод болвана и заделали его формовочной глиной. Были установлены заранее отлитые петля для подвески языка и ушко для крепления колокола. После окончательного обжига формы всё свободное пространство в яме вокруг неё было забутировано землёй для предотвращения протечек металла.

На выкладку болвана и основания, облицовку ямы, укрепление кожуха было затрачено 550 000 штук красного гончарного подового и белого гжельского кирпича. Ещё 1 214 000 штук пошли на устройство плавильных печей. К концу ноября 1734 г. все подготовительные работы, в том числе и сама форма, были закончены.

Отливка колокола

Для плавления нужного объема бронзового сплава потребовалось соорудить четыре плавильных печи. В каждой из них могло плавиться до 50 т. металла. В литейную форму металл поступал по специально выложенным кирпичами желобкам. Для очищения металла от шлака была предусмотрена литейная чаша, в которой шлак собирался вверху, а чистый металл сливался через нижнее отверстие.

Процесс выплавки начался 26 ноября 1734 г. Спустя 43 часа после начала плавки пришлось остановить две печи, в которых нарушилась герметичность основания и расплавленная медь ушла. 29-го ноября по этой же причине вышла из строя ещё одна печь. Для того чтобы не потерять весь металл было принято решение слить оставшийся расплав в запасные печуры и остановить выплавку. Плавку собирались продолжить после починки печей. Но череда неприятных происшествий на этом не закончились. Возможно, из-за утечки горячего металла загорелась деревянная подъёмная машина, предназначенная для выемки колокола из ямы. Её не удалось быстро потушить и часть обгоревших брёвен рухнули вниз на подготовленную колокольную форму.

Многочисленные происшествия потребовали перед возобновлением литья проверить форму. Это и было сделано, но стало очередной причиной задержки сроков плавления. Были разобраны и исправлены печи, из них удалили остатки меди. Пришлось разбирать и литейную форму, чтобы предотвратить возможные эксцессы в будущем.

Внезапная смерть Ивана Моторина не остановила процесс. Руководство работами по отливке колокола принял на себя его сын, Михаил. Вместе с пушечными подмастерьями С. Копьевым, К. Полыханиным и С. Петровым он продолжил незаконченное дело отца. В различных видах работ на финальной стадии было занято 83 работника, а за всё время приняли участие в создании колокола почти 200 человек.

После ремонта печей и повторной сборки формы отливка была возобновленная 23 ноября 1735 г. Пожарную безопасность в этот раз обеспечивало 400 полицейских с противопожарным снаряжением. Плавление материала и отливка колокола продолжалась 36 часов. Многолетний процесс создания Царь-колокола благополучно завершился 25 ноября 1735 г., о чём было составлено соответствующее свидетельство.

Размеры гиганта в высоту составили 6,14 м, в диаметре 6,6 м, а его масса составляет 201,9 т. Для выплавки колокола было предоставлено 15 312 пудов (250 т 822 кг) меди и олова, часть металла осталась невостребованной (48 т. 898 кг). В составе сплава, по данным анализа, проведённого специалистами Минного корпуса в 1832 г., содержится 84,5% меди, 13,2% олова, 1,25% серы, 0,25% (525 кг) серебра и 0,036% (72 кг) золота.

В мае 1737 г., когда в Москве произошёл катастрофический Троицкий пожар, колокол всё ещё находился в литейной яме. Мастера в это время продолжали работу над его декоративным оформлением. Вспыхнувшая деревянная постройка над ямой обрушилась на колокол. По распространённой версии, неравномерное охлаждение металла при тушении обломков водой привело к непоправимым последствиям: от колокола откололся кусок  в 11,5 т. Позднее при его обследовании было обнаружено ещё более 10 трещин. Однако существует и другая точка зрения на причину возникновения дефектов. Ряд исследователей полагают, что такой пластичный материал как бронза не мог так значительно пострадать от пожара. Они предполагают, что при отливке колокола были допущены нарушения технологии. Косвенно в пользу этой версии говорит и сумма оплаты, которую получил за труды М. Моторин. За работы по выплавке нового большого Успенского колокола ему было заплачено только 1 000 рублей, тогда как за гораздо менее масштабную аналогичную работу он несколько лет спустя получает вознаграждение в 8 000 рублей.

Подъёмные работы

Ещё при закладке литейной формы И. Моториным было предусмотрено сооружение подъёмного устройства из еловых, сосновых и дубовых столбов, с множеством блоков и воротов. Транспортировать колокол к месту подъёма предполагалось на специальных деревянных санях. Свои проекты по подъёму колосса предлагали в 1736 г. отставной солдат Т. Хитров и крестьянин Л. Шамшуренков. Но после катастрофического пожара 1737 г. колокол утратил свою практическую ценность и его подъём на некоторое время потерял смысл. В 1747 г. взяться за восстановление колокола планировал литейный мастер К. Слизов. Предлагали свои услуги по переливке колокола в 1759 г. и участники первоначальной отливки – мастера Маляров, Кохтев и Степанов, но эти планы так и не были осуществлены.

Вернулись к идее о подъёме гиганта в конце XVIII века. Уже в те годы люди оценили мастерство литейщиков и своеобразие художественного оформления колокола. Первая неудачная попытка состоялась в 1792 г. Ещё раз поднять колокол из ямы попытались в 1819 г., но и эта попытка закончилась провалом. В этот раз были проведены некоторые работы по благоустройству: был сооружен навес над ямой, ограждение и лестница для осмотра колокола.

В 1836 г. правительство вновь вернулось к идее поднятия колокола. На этот раз организация и проведение работ были поручены архитектору О. Монферрану. Полтора месяца продолжался подготовительный этап. Из ямы была откачена скопившая вода и сооружён сруб для укрепления её стен. Сам процесс подъема  проходил очень сложно и не обошелся без происшествий. Во время операции лопнуло несколько канатов и сломался один из блоков. Приподнятый колокол принял неправильное положение, поэтому подъём пришлось приостановить.

Один из рабочих решился на отчаянный поступок: он спустился в яму, где под колоколом из бревен соорудил временный помост. Царь-колокол удалось благополучно установить на него. После замены некачественных канатов и усиления подъёмной конструкции несколькими дополнительными воротами подъём решили продолжить.

Ранним утром 23 июля 1836 в присутствии официальных лиц, спустя 101 год после отливки, колокол за 46 минут был извлечен из литейной ямы. Для его транспортировки к месту установки использовались деревянные полозья на катках. Своё место на постаменте рядом с колокольней Ивана Великого Царь-колокол занял только 26 июля этого же года.

Легенды и интересные факты

Как о любом очень примечательном и неординарном объекте, о Царь-колоколе за короткий срок сложились многочисленные легенды. Большинство из них повествуют о происхождении его дефекта. По одной из них во время сильной грозы на него упало несколько других колоколов со звонницы.

Согласно другой легенде Царь-колокол был отлит ещё во время правления Петра I. Возвращаясь в Москву после полтавской виктории, царь повелел, чтобы победителей встречали колокольным звоном. Звенели все колокола, кроме самого большого. Сто солдат пытались безуспешно раскачать его язык. Впав в ярость из-за его непослушания, Пётр ударил по колоколу дубиной, отобранной у шведского короля Карла XII, отколов при этом кусок. Только после этого колокол обиженно загудел и скрылся под землю.

В среде старообрядцев бытует легенда о том, что Царь-колокол вовсе не утратил способность звонить. Когда придёт день Страшного суда он поднимется в воздух и своим гулом возвестит о конце света.

Более достоверные и любопытные факты из истории колокола связаны с военными событиями. В годы Гражданской войны его изображение печаталось на купюрах достоинством в 1000 рублей, выпущенных при А. И. Деникине. В 1941 г. внутри колокола несколько месяцев располагался пункт связи Кремлёвского полка. С целью маскировки от авианалётов он был выкрашен в защитный цвет.

Художественное оформление

За декоративное убранство колокола отвечали скульптор Фёдор Матвеев, мастер «пьедестального и формовального дела» П. Луковников и резчики В. Кобелев, П. Галкин, П. Кохтев и П. Серебряков. Их мастерство проявилось в создании барельефов царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны в полный рост и в царственном облачении. Под изображением императрицы вылита в металле надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным». Над ними в овальных медальонах расположены изображения Спасителя, Богородицы и московских митрополитов Филиппа, Алексия, Ионы и Петра.

Между фигурами царственных особ расположены два замечательных картуша. Ромбовидная сетка-трельяж с цветочными розетками, барочные завитки и растительные мотивы образуют рисунок этих элементов декора. Внутри картушей  размещены надписи, рассказывающие о создании колокола. Дополняют декор фигуры ангелов.

Колокол украшают декоративные пояса с растительным орнаментом в барочном стиле. Верхнюю часть опоясывает лёгкий изящный орнамент. Простые и строгие по исполнению пояса, с чётким ритмом вертикальных гирлянд, разделяют изображения святых. Нижнюю часть колокола окаймляет орнамент со сложным растительным мотивом с розетками и листьями аканта.

По одной из версий считается, что чеканка не была закончена вследствие пожара 1737 г. По мнению других исследователей, часть изображения была смыта расплавленным металлом из-за ошибки в расчётах при отливке колокола.

Оформление внешнего вида колокола было завершено архитектором О. Монферраном в 1835 г. По его проекту был подготовлен восьмигранный пьедестал из песчаника и навершие для колокола в виде шара с позолоченным православным крестом. Надпись на мраморной табличке, укреплённой на постаменте, гласит: «Колокол сей вылит в 1733 году повелением г-ни имп. Анны Иоанновны. Пребыл в земле сто и три года и волею благочестивейшего г-ря имп-ра Николая I поставлен лета 1836 августа в 4 день». Однако это не вполне верно: фактически колокол из-за многочисленных проблем был закончен только в 1735 г. Таким образом, колокол находился в литейной яме около 101 года.

Перед Олимпиадой 1980 г. сотрудниками Военной академии имени Ф. Э. Дзержинского (сейчас – им. Петра Великого) под руководством В. А. Резвина была проведена масштабная реконструкция Царь-колокола. Неоценимую помощь оказали реставраторам специалисты музеев Кремля. Во время неё были удалены многочисленные лаковые наслоения, благодаря чему был восстановлен первоначальный серебристо-серый цвет колокола с зеленоватой патиной, а изображения получили более чёткие очертания и выразительность.

Царь-колокол, оригинальный образец сплава достижений технической мысли и искусства XVIII в., по-прежнему привлекает внимания москвичей и гостей столицы. Расположенный по соседству с другим памятником литейного искусства, Царь-пушкой, он гармонично вписывается в архитектурный комплекс Московского Кремля.