Показать регионы

Большой каскад (Петергоф)

Большой каскад в Петергофе – грандиознейший комплекс фонтанов первой половины XVIII века, являющийся памятником инженерного и гидротехнического искусства русских и зарубежных мастеров. Одна из главных и самых узнаваемых достопримечательностей Петергофа, входящая в число самых крупных мировых сооружений такого рода.
История строительства и дальнейшая судьба каскада

Задумав выстроить в загородной царский резиденции в Петергофе Большой дворец, Пётр I решил оформить парадный въезд в него со стороны Нижнего парка и моря каскадом с гротом, который стал бы не только украшением всего ансамбля, но и триумфальным памятником победы России над Швецией за выход к Балтийскому морю. Так идея прославления в аллегорической форме мощи России и её триумфа в Северной войне (приём, принятый в искусстве в XVIII столетии) нашла своё воплощение в грандиозном проекте под названием «Большой каскад». 

Строительство Большого каскада началось в 1715 году одновременно с возведением на высоком холме Большого (Нагорного) дворца, центральную ось северного фасада которого Большой каскад визуально акцентировал. В первоначальном варианте Большой грот задумывался с двумя боковыми каскадами с ниспадающими потоками воды, но возглавивший строительство в 1716 году французский мастер садово-парковой архитектуры Жан Батист Александр Леблон усовершенствовал проект, устроив вместо обычного ниспадающего течения воды фонтаны, укрепив конструкцию грота сводами и дополнив убранство каскада новыми художественно-декоративными деталями. 

Ж.-Б. А. Леблон не успел завершить работы, скончавшись в 1719 году, поэтому продолжил строительство немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн, ни на шаг не отступавший от проекта Ж.-Б. А. Леблона. Но вскоре немца сменил итальянский мастер Николо Микетти, представивший Петру I обновлённый проект Большого каскада, главной особенностью которого было увеличение числа скульптур в оформлении сооружения и изменение высоты водопадных уступов для установки на них барельефов и вододействующих маскаронов (скульптурных украшений в виде головы человека или животного) и устройство на каждом из уступов по два водомёта. Император, рассмотревший и одобривший проект в 1721 году, дополнил его своими рекомендациями – устроить над Большим (Нижним) гротом балюстраду и Малый (Верхний) грот, а также украсить площадку перед Большим гротом фонтаном. 

Для реализации обновлённого проекта сделали новое разветвление труб водовода, переложили стены боковых каскадов, их уступы покрыли лещадными плитами, а устроенную над Большим гротом балюстраду декорировали белым известняком, добытым в селе Мячково (ныне в Московской области). Над устроенным Малым гротом также появилась балюстрада, украшенная установленными на ней большими вазами, причём стоит отметить, что живописный вид Большого каскада из окон парадных залов второго этажа Большого дворца предваряла именно она.

На площадке перед Большим гротом установили фонтан «Кольцо» (проект Н. Микетти), состоявший из двух колец с восемью трубами каждое, причём в одном кольце трубы были большего размера. Из центра колец бил мощный вертикальный поток воды, заключённый в самую большую трубу фонтана. 

Целых восемь лет продолжались работы по устройству Большого каскада, и в августе 1723 году состоялся торжественный пуск его фонтанов. Перед изумлёнными придворными открылся великолепный широкий 42-метровый фонтанный комплекс, состоящий из больших и малых фонтанных групп, двух беломраморных семиступенчатых и одной трёхступенчатой водоспадных лестниц со стоящими на гранитных пьедесталах фонтанами в виде ваз и скульптур, Большого и Малого гротов с аркадами и балюстрадами, гаванью в виде ковша, устроенной у подножья каскада. 

От гавани-ковша к морю прорыли канал, стены которого выложили плитами и оформили маскаронами со струящейся из них водой. Вдоль канала сделали газоны с 22 бьющими из мраморных чаш небольшими фонтанами, расположив их симметрично друг другу на всём протяжении канала. Удостоившиеся чести лицезреть императора в его загородной резиденции гости причаливали в шлюпках прямо к трёхступенчатой водоспадной лестнице, поднимаясь затем по ступеням лестниц каскада к верхней площадке Малого грота, за которым во времена Петра I был парадный вход во дворец. 

Установить в центре ковша скульптурное изображение античного героя Геркулеса задумывал ещё Пётр I, но его желание тогда осуществлено не было. Лишь в 1734 году, в честь 25-летия победы под Полтавой на постаменте из поросших мхом камней установили самый большой фонтан каскада «Самсон, раздирающий пасть льва» (высота струи 20 метров). Аллегория, заключённая в скульптурной группе, была понятна современникам. Победа русских войск над шведами в Полтавской битве в июне 1709 года стала переломным моментом в Северной войне, и этот триумф императрица Елизавета Петровна решила запечатлеть на века. Поэтому скульптурная группа, где Россия предстала в аллегорическом облике Самсона, а поверженная Швеция – в образе льва, стала идейным и композиционным ядром Большого каскада. 

Интересно, что функционирование сложнейшего гидротехнического сооружения, каким является комплекс фонтанов Большого каскада, осуществляется естественным путём без использования каких-либо сложных механизмов. Вода, наполняющая фонтаны, течёт из подземной реки на Ропшинских высотах, расположенных в 25 километрах к югу от Петергофа и поднятых над уровнем моря на 100 метров. По прорытому от Ропши к Петергофу каналу вода из подземной реки и многочисленных родников бежит по склону и собирается в пруды у Большого дворца, на которых для регулировки давления построены шлюзы. При открытии шлюзов вода попадает в проложенные под землёй трубы и устремляется к фонтанам. А высота струи каждого из фонтанов зависит от места расположения пруда и диаметра трубы, причём для самых больших фонтанов Большого каскада вырыты отдельные пруды, расположенные на разной высоте. Стоит отметить, что в водопроводящую систему каскада входят 40 километров труб и каналов, 22 шлюза и 18 водосборных и водораспределительных прудов, а общий расход воды всех фонтанов, действующих с мая по октябрь, составляет одну тонну в секунду. 

Над строительством и украшением Большого каскада, помимо архитекторов, трудились мастер фонтанных дел Поль Суалем, инженер-гидротехник Василий Туволков, а также команды гравёров, скульпторов, техников. 

Обилие фонтанов, за пеленами брызг которых отсвечивали позолотой свинцовые скульптуры, барельефы, маскароны, вазы и бюсты, установленные на беломраморных ступенях боковых лестниц, придали Большому каскаду праздничный и торжественный вид, а сам он стал украшением Нижнего парка. Пётр I положил начало праздничным гуляниям в дни тезоименитств, отличавшимся пышностью и блеском. Обилие иллюминации и грандиозные фейерверки, являвшиеся составной частью празднеств, производили настолько сильное впечатление на иностранных послов, что они включали описание этих великосветских гуляний в дипломатические депеши. 

В результате постоянной сырости от брызжущей из фонтанов воды уже в 1760-х годах Большому каскаду и его гротам потребовалась реставрация, которую и провёл в 1769–1773 годах архитектор Юрий Матвеевич Фельтен, капитально переложив стены каскада и гротов. Деревянные трубы, проложенные для водовода ещё при строительстве Большого каскада, к 1765 году также пришли в ветхость, поэтому на Тульском металлургическом заводе Андрея Баташева были изготовлены чугунные трубы, заменившие к 1769 году деревянные. 

А уже в 1799 году специальная комиссия Императорской Академии художеств вынесла решение о замене чугунных скульптур бронзовыми. С 1800 по 1806 год известные скульпторы того времени – Михаил Козловский, Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Федот Шубин, Иван Прокофьев трудились над созданием скульптур античных героев, богов, мифических персонажей. Во время Великой Отечественной войны многие скульптуры были утрачены и в последствии заменены копиями, украшающими Большой каскад и в наши дни.

Спустя без малого столетие каскад вновь реставрировали, но уже капитально. Работами, включившими в себя полную замену водоводных труб с устройством специальных сводчатых кирпичных галерей для их проверки, а также перекладку всей наземной части каскада (замену плит уступов, разбор и возведение стен, сводов, столбов и аркад гротов), руководил архитектор Николай Леонтьевич Бенуа. Стоит отметить, что масштабные капитальные работы, на которых были заняты без малого 150 гранитчиков и каменщиков, заняли всего год (1859–1860). 

Тогда же по проекту Н. Л. Бенуа вместо фонтана «Кольцо», расположенного на площадке перед Большим гротом, был устроен фонтан «Корзинка», 28 сплетающихся между собой невысоких дуговых струй которого визуально образовали прутья цветочной корзинки, а 9 средних, устремлённых кверху струй – нежные тюльпаны. 

Большой каскад в XX–XXI веках

До самого начала минувшего века масштабных реконструкций и реставраций Большого каскада не проводилось, и он, в 1918 году вошедший вместе с Нижним парком и Большим дворцом в состав дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», прекрасно сохранялся до начала Великой Отечественной войны. 

Перед самой оккупацией музейные работники успели спасти часть скульптурного оформления каскада, кое-что вывезли в тыл, а кое-что зарыли в разных местах парка. Но многие скульптуры были утрачены, а сам каскад, вместе с Большим Петергофским дворцом немцы при бегстве взорвали. Сразу после войны начались масштабные работы по воссозданию уникального фонтанного ансамбля, завершённые к 1956 году. Но тогда реставрация коснулась только наружного убранства каскада, и к началу 1980-х годов остро встал вопрос об укреплении подземной части конструкции, ведь нарушение её целостности грозило обрушением Большого дворца. Поэтому в течении семи лет русские и польские специалисты проводили капитальные ремонтно-реставрационные работы в подземных галереях. 

В настоящее время в воссозданный фонтанный ансамбль входят 75 больших и малых фонтанов, а его декоративное убранство состоит из 225 бронзовых, мраморных и свинцовых скульптур – 16 ваз, 37 бронзовых золочёных статуй, 29 барельефов, а также маскаронов, кронштейнов, бюстов, столбов с изображениями божеств (герм), львов, дельфинов, лягушек.

Фонтаны и скульптуры Большого каскада

Фонтанное и скульптурное убранство Большого каскада подчинено одной цели – прославлению в аллегорической форме мощи Российской империи. Длившаяся много лет Северная война завершилась триумфальной победой России над северным соседом – королевством Швеция, и Пётр I при устройстве дворцово-паркового ансамбля в Петергофе мечтал об одном – показать всей цивилизованной Европе, что Россия – мощная и непобедимая империя, на века утвердившая своё морское могущество. Поэтому все скульптуры, барельефы, бюсты, маскароны (поверженные шведы в виде лягушек, русские герои в образах античных персонажей), повторяющие сюжеты античной и русской мифологии, имеют глубоко символический смысл. 

Стена Большого каскада, обозначенная балюстрадой Малого грота, оформлена маскаронами морского владыки Нептуна и бога вина Вакха, определяющими верхние точки каскадных лестниц, и установленной посредине площадки перед Малым гротом скульптурой тритонов, трубящих славу победителю в витые раковины.

Идейный и композиционный центр всего ансамбля – фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». Из раскрытой пасти поверженного льва (Швеции) вырывается на 20-метровую высоту мощный столб воды, который, достигнув своей наивысшей точки, запускает в действие маскароны Малого грота. Водными струями перекликаются с маскаронами Нептуна и Вакха, расположенные вокруг «Самсона» на поребрике ковша скульптуры античных персонажей – речных нимф (наяд) с мальчиками-тритонами, морские сирены с дельфинами. 

Символическое изображение двух рек – Волхова (в виде мудрого старца) и Невы (в виде девушки со змеёй в руке), олицетворяющее соединение водных артерий при строительстве Ладожского канала, представлено в скульптурах, установленных на полукруглых туфовых постаментах у основания водоспадных уступов. Вода, бьющая из-под постаментов, стекает в ковш, туда же устремляются потоки воды из расположенного на нижней площадке фонтана «Корзинка», пастей змей, удерживаемых крепкими руками скульптур гладиаторов (по обе стороны от «Корзинки»), малых боковых фонтанов каскадных лестниц и струящейся из герм с масками бога торговли Гермеса воды. Символизирующие открытие водных торговых путей из России в западную Европу и процветание торговли гермы с масками расположены на подпорной стенке каскада между скульптурами Волхова и Невы. 

Боковые уступы лестниц украшены скульптурами богов, богинь и героев (с левой стороны восточной лестницы – Юпитера, Персея, Цереры, Фавна Флорентийского, Амазонки, с правой стороны восточной лестницы – Венеры, Пандоры, Флоры, с правой стороны западной лестницы – Юноны, Галатеи, Меркурия, Актеона, Германика, Антины), а вертикальные плоскости – барельефами, аллегорически изображающими освобождение русских земель от шведского господства, кронштейнами, растительным орнаментом.

Скульптурными изображениями украшены и гроты каскада. На террасе Малого грота установлены мраморные бюсты, олицетворяющие времена года, в нишах Большого грота находятся бронзовые золочёные статуи бога лесов Пана, пастуха Олимпия, богини красоты Венеры Каллипиги, Фавна Барберини, Фавна Капитолийского, бога любви Амура и его возлюбленной Психеи. Сами же гроты (Большой – с высокими узкими арочными проёмами и Малый – с мраморной балюстрадой и вазами) облицованы снаружи и изнутри туфом, причём Большой грот не зря получил своё название – его ширина составляет 9–9,5 метров, глубина – 8,5 метров, высота – 9 метров. 

Информация для посетителей

Посетить Большой каскад в Петергофе может каждый желающий, а добраться до него можно несколькими способами – на автобусе (от станций «Балтийская», «Автово», «Ленинский проспект», «Проспект ветеранов»), на электричке (от Балтийского вокзала до станции «Новый Петергоф» и после курсирующими по городу автобусами) и водным путём – на прогулочном теплоходе «Метеор» (от Дворцовой пристани на Адмиралтейской набережной), причём этот способ самый лучший, так как теплоход прибывает прямо к причалу Нижнего парка. Единственное неудобство морского пути – курсирование теплохода происходит только с мая по сентябрь. 

Большой каскад открыт для посетителей ежедневно с 9.00 до 20.00 часов, кассы закрываются в 19.30 часов. Фонтаны работают с мая по сентябрь и их торжественное включение, сопровождаемое гимном Петергофа, происходит ежедневно в 11.00 часов. В будние дни фонтаны Большого каскада работают до 18.00 часов, в выходные и праздничные дни – до 19.00 часов. Посещение Большого и Малого гротов начинается вместе с торжественным включением фонтанов и завершается вместе с их работой.