Показать регионы
Герб - Город Звенигово Информация о гербе
Звенигово на карте

Звенигово (Республика Марий Эл)

Редактировать
  • Статус
    Город (c 10 июля 1974 г.)
  • Дата основания
    1858 г.
  • Муниципальное образование
    Городское поселение Звенигово
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
    Звениговский район
    (административный центр района)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    11,204 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    4,97
  • Координаты
    55°58'26'' с.ш., 48°1'1'' в.д.
  • Почтовые индексы
    425060
  • Телефонный код
    +7 836 45
  • Автомобильные коды
    12
  • Прежние названия
    Провой, Чекуры, Чекурский, Звенижский, Звениговский
  • День города (села)
    в августе
  • Код ОКАТО
    88212501000
  • Код ОКТМО
    88612101

Администрация

  • Глава администрации
    Кулалаев Алексей Сергеевич
  • Адрес
    425060, Республика Марий Эл, Звениговский район, г. Звенигов, ул. Ленина, д. 39
  • Телефоны администрации
    +7 (836 45) 7-15-83, (836 45) 7-15-61, факс: (836 45) 7-15-83

Общие сведения

Редактировать
Звенигово - город районного подчинения в Республике Марий Эл, административный центр Звениговского района. Расположен на левом берегу реки Волги. Расстояние до республиканского центра города Йошкар-Ола - 92 км. Численность населения - 11 946 человек (2011 г.). В национальном составе преобладают мари (50,9%) и русские (36,9%).

Город Звенигово является административным центром муниципального образования «Городское поселение Звенигово»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

История

Редактировать
Первые десятилетия поселка

Своим возникновением Звенигово обязано речным пароходным перевозкам, которые стали быстро развиваться во второй половине ХIХ века. В то время регионы, расположенные на Волге и Урале, еще не были связаны железными дорогами с центральной Россией, и появляющиеся одна за другой пароходные компании («Нептун», «Кавказ и Меркурий», «По Волге» и другие) в этих условиях ежегодно перевозили сотни миллионов пудов грузов по воде.

В 1858 г. братьями А. П. и С. П. Шиповыми, владельцами механического завода в Костроме, было основано пароходное акционерное общество «Дружина». К 1860 г. компания располагала уже 16 пароходами, в том числе 7 пассажирскими и 9 буксирными, курсировавшими в основном между Нижним Новгородом и Рыбинском.

Для расширения ремонтной базы, а также для удобного размещения пароходов в зимнее время, Шиповы нашли удобный затон на левом берегу Волги в лесистой местности, в 52 верстах ниже Чебоксар и в 70 верстах выше Казани. Берег здесь был настолько высок, что в половодье оставался недоступным для паводковых вод. Затон имел длину 2 км, ширину – 150–200 м и глубину около 5 м. За небольшую плату владельцы «Дружины» арендовали 15 десятин у крестьян ошургинской и красноярской общин, которым принадлежала здешняя земля. В 1860 г. началось строительство первых механических мастерских.

Незадолго до этого напротив затона, где был заложен будущий завод, возник выселок Чекуры, русское поселение, от которого затон получил одно из своих названий – Чекурский. Второе название затона – Звенижский (или Звениговский) пошло от небольшой речки Звениги, впадающей в него. Одно время некоторые жители называли возникшее при заводе селение «Провой» – местный вариант русского слова «паровой», что было связано с расположением здесь судоремонтного предприятия. Согласно одной из версий, название будущего города происходит от громких звонов, доносившихся с завода. В 3 км восточнее Звенигова находится роща – кyсото «Микола курык», священная у марийцев.

В числе первых строений на берегу затона построили кузницу, амбар для хранения стройматериалов, слесарню и четыре флигеля для рабочих. К 1863 г. появились паровая машина, четыре механических станка, казармы для мастеровых. По данным на 1892 г. на заводе было уже 3 паровых машины, 2 паровых котла, 22 механических станка, паровой молот и другое оборудование. Работали четыре мастера, находившиеся «при готовой квартире и отоплении», их дневной заработок составлял от 50 копеек до 1 рубля 20 копеек в день. Они руководили 200 рабочими, мастеровыми людьми и учениками.

В 1878 г. при заводе построили деревянную церковь Николая Чудотворца, было открыто училище на 40 детей, отдельный флигель был отведен под больницу с постоянным фельдшером и аптекой, где лечились заболевшие рабочие и члены их семей. Пароходство «Дружина» содержало мануфактурную лавку, бакалейную лавку и рейнский погреб. В 1894 г. была возведена колокольня Никольской церкви. Для предотвращения самовольной рубки леса жителями затона и ближайших селений в 1895 г. по указанию Чебоксарской уездной управы было организовано казенное лесничество, открылись земский и полицейский участки.

В 1902 г. двухклассное училище перешло в ведение земства и было преобразовано в школу. В 1908–1912 гг. классы размещались в двух зданиях: два класса – на втором этаже церкви, два – в частном доме Камболова. 

После постройки механического завода территория вокруг него стала быстро обживаться. В затоне обосновались многие жители выселка Чекуры, здесь стали селиться, получив работу, крестьяне из окрестных деревень левобережья. По состоянию на 1904 г., в затоне было более 300 жителей, ютившихся в земляных бараках. Появились первые улицы: Лесная (ныне Вершинина), Соляная (ныне Гагарина), Стекольная, Заводская. Люди занимались плетение канатов, заготовкой мочал, выпечкой булок и кондитерских изделий. Всю эту продукцию, а также урожай огородов и садов, по воскресеньям продавали на местном базаре.

Кроме механического завода, в Звениговском затоне в 1906–1913 гг. действовал небольшой стекольный завод И. Я. Григорьева, он располагался там, где в 2001 г. был построен авторечвокзал. На берегу Волги находились склады леса лесопромышленника А. Т. Зимина, здесь штабелями были уложены древесина и пиломатериалы, связывались плоты, на баржах и плотах по реке ежегодно сплавлялись сотни тысяч кубометров леса. 

К 1907 г., когда в России происходили революционные события, состояние дел в «Дружине» заметно ухудшилось. Владельцы акционерного общества приняли решение продать суда и механический завод в Звениговском затоне. Новым владельцем стал богатый купец И. И. Тет, который сразу приступил к демонтажу и распродаже оборудования, а вскоре случился пожар, уничтоживший почти все сооружения, сохранилась только лесопилка. По одной из версий, пожар был организован самим новым владельцем предприятия ради получения страховки. 

После пожара остатки не до конца сгоревших построек и лесопилку выкупили лесопромышленник А. Т. Зимин и бывший управляющий А. Н. Николаев, позднее еще одним владельцем стал судовладелец А. К. Иванов. Они полностью восстановили завод, на котором был налажен выпуск небольших пароходов, эти суда покупали мелкие казанские судовладельцы. Постоянный штат рабочих на производстве был небольшим, и администрация регулярно нанимала на работы сезонников. В составе одной из бригад из Вятской губернии здесь начиная с 1915 г. несколько лет работал плотником будущий Главный маршал авиации Константин Вершинин.

Рабочий поселок в XX веке

После революции, 8 февраля 1918 г., был издан Декрет СНК о национализации торгового флота. В этом году сгорела церковь, позднее на месте храма построили клуб речников. В 1920 г. случившийся на заводе пожар уничтожил лесопильный цех и токарную мастерскую.

После гражданской войны комсомольцы К. Чубаров, И. Кондаков, Н. Гортэ, М. Чулков и другие стали инициаторами возрождения предприятия. По их предложению завод получил название «Красный волгарь».

Первый кантонный съезд Советов рабочих и крестьянских депутатов, прошедший в Звениговском затоне 5 октября 1924 г., принял постановление, согласно которому затон становился центром Звениговского кантона и получил статус рабочего поселка и название Звенигово. В это время в поселке проживало 611 человек. С 1929 г. в Звенигове начал функционировать радиоузел. В 1930 г. было создано «Молочное товарное общество», объединившее 44 хозяйства. Ежегодно общество сдавало заводу «Красный волгарь», больнице и детскому саду 3,5 тысячи литров молока. Было приобретено 9 племенных коров.

К 1 октября 1930 г. численность населения поселка Звенигово достигла 3 392 человек. Здесь действовала фабрично-заводская школа-семилетка (в 1933 г. преобразована в среднюю). К этому времени в Звенигове было уже две больницы, в которых трудились девять врачей. В феврале 1931 г. состоялось открытие Звениговского отделения Госбанка СССР, которое с первых дней своего существования начало кредитовать хозяйственные органы, предприятия, колхозы и торговые организации кантона. В том же году создан Звениговский лестранхоз, в 1936 г. он был реорганизован в Звениговский лесхоз. В 1933 г. организована артель «Волгарец», имевшая в своем составе две мастерские, занимавшиеся индивидуальным пошивом и ремонтом обуви. Начали работу пищекомбинат, на котором выпускались напитки и кондитерские изделия, две хлебопекарни, разместившиеся в специально приспособленных деревянных зданиях. Кроме того, в поселке имелись две столовые, две парикмахерские и баня.

В 1930-х гг. в поселке было два детских сада, которые посещали 140 детей. В 1936 г. построено двухэтажное здании начальной школы (впоследствии школа стала восьмилетней, а в 1974 г. преобразована в среднюю школу №2). 

9 октября 1939 г. было принято решение о создании Звениговского молочного завода, до начала 1960-х гг. он располагался в верхней части поселка в районе Стекольного. На первых порах это был небольшой цех, на котором производили разливное молоко, творог и сливочное масло. Из оборудования на производстве применялись примитивные маслобойки, ручные сепараторы и прочее оборудование. Все работы выполнялись в ветхом деревянном здании в основном при помощи ручного труда работниц. 

11 февраля 1940 г. во время советско-финской войны погиб кузнец-стахановец Сергей Николаевич Бутяков, посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 24 сентября 1940 г. имя героя присвоено судоремонтному заводу, в сквере предприятия установлен бюст С. Н. Бутякова.

В годы Великой Отечественной войны

С началом войны промышленность поселка, как и по всей стране, была перестроена на военный лад. На заводе имени С. Н. Бутякова начали изготавливать аэросани и корпуса авиационных бомб. Ремонт судов перенесли на февраль – март 1942 г. После готовности первых 35 аэросаней, необходимых для укомплектования мотобатальона, на предприятие прибыл личный состав подразделения. Позже жители Звенигова узнавали из газеты «Известия», как батальон бился с немецко-фашистскими захватчиками под Москвой. Всего на заводе имени Бутякова было выпущено 80 аэросаней, из которых три бутяковцы изготовили на собственные средства. 

В новом деревообделочном цехе наладили изготовление корпусов авиабомб. Рабочие цеха за сутки изготавливали 128 бомб весом 100 кг каждая. 

Палубные команды флота, литейный и судокорпусный цеха с наступлением весны начали форсированными темпами производить ремонт судов. Весной 1942 г. заводу было поручение еще одно важное задание. За навигацию было необходимо более десяти пассажирских пароходов переоборудовать в санитарные суда и плавучие госпитали, а несколько буксиров – в канонерские лодки для Волжской флотилии. На заводе также был налажен выпуск плавучих понтонов. Бутяковцы поддержали почин саратовского колхозника Ф. Головатого и собрали средства на производство самолета «Комсомолец-бутяковец», за это коллектив завода получил благодарственную телеграмму от И. Сталина.

Большой вклад в дело Победы вносили и располагавшиеся в Звенигове райлесхоз, лестранхоз, промартель «Волгарец», пищекомбинат. Эти предприятия короткие сроки перестроили свою деятельность на военный лад и освоили выпуск более 25 видов новой продукции. Лестранхоз снабжал завод имени Бутякова пиломатериалами. Лесхоз и Лестранхоз выпускали для нужд фронта телеги, сани, хомуты и другую продукцию, обеспечивали топливом организации, предприятия и учреждения. Артель «Волгарец» выпускала швейные и сапожные изделия. 

Послевоенные годы

После войны на заводе имени С. Н. Бутякова в поселке Звенигово были введены в строй судокорпусный (судоремонтный) цех, гальванический и термический участки, трубогибочные станки, токарные станки для обработки гребных валов длиной до 8 метров. Параллельно с судоремонтом на заводе начали развивать судостроение. Одним из первых заказов нового направления стал заказ на строительство 12 тралботов для республик Прибалтики.

В 1955 г. построено каменное здание средней школы №1.

Силами строительного участка «Марстройтреста» началось строительство трехэтажных многоквартирных домов из силикатного кирпича, в 1957 г. началась засыпка щебнем проезжей части улицы Ленина. На улицах Бутякова и Школьной приступили к возведению 8-квартирных домов, серийный выпуск которых осуществлялся на Красногорском домостроительном комбинате.

3 февраля 1959 г. на улицах Звенигова появились первые автобусные маршруты. Один автобус курсировал от автотранспортной конторы до улицы Стекольной, другой – от улицы Стекольной до села Красный Яр. В 1963 г. сданы в эксплуатацию высоковольтная линия электропередач «Памъяльская станция – Звенигово» и головная трансформаторная подстанция в поселке Звенигово.

В январе 1963 г. в магазине хозяйственных товаров поселка Звенигово открылся пункт проката. Преимущества нового вида услуг оценили в первую очередь женщины: с первых дней работы пункта установилась очередь за единственной стиральной машиной, вскоре пункту проката выделили еще одну стиральную машину.

1 января 1968 г. в Звенигове была основана межколхозная строительная организация «Марколхозстройобъединение». Были подготовлены документы на отвод земли под строительство собственной производственной базы. После введения в эксплуатацию первых объектов, организация начала вести жилищное строительство – возведение 4-х и 8-ми квартирных домов по улице Горького. В декабре 1971 г. был сдан 40-квартирный дом (№45 по улице Ленина). На следующем этапе организация приступила к строительству уже 70-квартирных домов. Поселок испытывал потребность в объектах соцкультбыта, было решено размещать такие объекты во встроенно-пристроенных вариантах. В Звенигове появляются детская библиотека, молочная кухня, аптека, радиотелевизионная мастерская. В 1970 г. началась реконструкция пекарни, в дальнейшем превратившейся в крупный хлебокомбинат.

Звенигово в статусе города

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 июля 1974 г. рабочий поселок Звенигово преобразован в город районного подчинения. Население города к тому момента достигло 10 758 человек.

В Звенигове располагались леспромхоз, дорожно-строительное управление, мехлесхоз, комбинат бытового обслуживания, автотранспортное предприятие, две строительные организации (ПМК «Марколхозстройобъединение» и ПМК-90 «Волжскпромстрой»), базы Сосновского спец отделения «Марагрохимобъединения», ПМК треста «Марсельхозмонтаж», ПМК управления «Марводэксплуатация». 

В городе действовали 28 магазинов и 5 предприятий общественного питания, имелись две больницы на 295 коек, две средние школы, школа-интернат, профтехучилище, Дом культуры, Дом пионеров, клуб речников, детская спортивная и детская музыкальная школы, пять детских садов.

В 1974 г. в городе Звенигово появилось новое промышленное предприятие – нынешний завод «Зонд». Первоначально здесь был налажен выпуск лабораторных зажимов, селеновых выпрямителей, датчиков. 18 августа первую продукцию завода отправили на головное предприятие в город Йошкар-Олу. В том же году в районном центре было начато строительство центральной больницы. В 1981 г. первый корпус с поликлиникой был сдан в эксплуатацию, а в 1982 г. завершено строительство инфекционного отделения.

В 1976 г. построена центральная котельная. В 1983 г. в районе деревни Сергушкино началось сооружение нового водозабора мощностью 9 тысяч м3 питьевой воды в сутки, в 1988 г. – новых очистных сооружений мощностью 7,2 тысяч м3 в сутки, ввод в эксплуатацию состоялся в 1994 г.

С 1989 г. началась строительство нового производственного корпуса Звениговского молочного завода на 60 тонн молока в смену. После проведения технического перевооружения появилась возможность переработки на тех же площадях до 100 тонн молока. В районе такого количества сырья не производилось, и переработчики начали закупать молоко в соседних районах и регионах. Постепенно комбинат превратился в стабильно работающее мощное предприятие. К 2000 г. здесь производилось 23 наименования продукции, а некоторые виды продукции были отмечены наградами Всероссийских конкурсов. 

В 1991 г. город Звенигово украсился новым центром досуга и культуры «Голубая мечта». В начале 1990-х гг. началось восстановление Свято-Никольского храма (в советские годы здание передали Дому пионеров). 23 сентября 1993 г. на церковь был поднят купол с крестом. В 1995 г. начал работу ретранслятор, у жителей города появилась возможность смотреть марийское телевидение. В конце 1990-х гг. введен в эксплуатацию узел электросвязи с АТС на 5 тысяч номеров. Был проведен газ в дома индивидуального сектора, всего газифицировано свыше 400 домов.

22 февраля 2000 г. в здании, где раньше размещался отдел образования (улица Кооперативная, 23) открылся районный краеведческий музей. В 2003 г. МУП «Звениговстрой сервис» сдал в городе Звенигово первый 6-этажный жилой дом ЖСК «Онар».

Улицы и индексы (42) Все улицы

Добавить информацию
Бутякова ул.
Вершинина ул.
425060
Вечеркина ул.
Волжский пер.
425060
Гагарина ул.
425061
Гоголя пер.
425060
Горького ул.
425061
ГСК Авто тер.
425060
ГСК Автолюбитель тер.
425060
ГСК Водник тер.
425060
ГСК Волга тер.
425060
ГСК Заря тер.
425060
ГСК Кооператор тер.
425060
ГСК Нева тер.
425060
Заводская ул.
425061
Комсомольская ул.
425062
Крайняя ул.
425060
Ларина ул.
425061
Ленина ул.
Набережная Верхняя ул.
425060

Гостиницы (1)

Добавить
Гостиница Волна расположена в городе Звенигово
Республика Марий Эл, Звениговский район, город Звенигово, Ленина, 46
+7 8364571373

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.