Показать регионы
Герб отсутствует Добавить
Скородное на карте

Скородное

Редактировать
  • Статус
    Село
  • Дата основания
    начало XVII века (первое упоминание)
  • Муниципальное образование
  • Входит в
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    неизвестно
  • Территория (кв.км)
    неизвестно
  • Координаты
    51°21'24'' с.ш., 35°36'47'' в.д.
  • Почтовые индексы
    307840
  • Телефонный код
    +7 471 36
  • Автомобильные коды
    46
  • Прежние названия
    неизвестны
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    38203854001
  • Код ОКТМО
    неизвестно

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Кононов Эдуард Вячеславович
  • Адрес администрации
    307842, Курская область, Большесолдатский район, с. Любостань
  • Телефоны администрации
    +7 (417 36) 2-27-47, (417 36) 2-27-46, (417 36) 2-12-26, факс: (417 36) 2-27-47

Общие сведения

Редактировать
Скородное - село в Большесолдатском районе Курской области в составе Любостанского сельсовета. Расположено на речке Скородной, притоке реки Суджи, в 9 км к северо-востоку от районного центра села Большое Солдатское, в 70 км к юго-западу от Курска. В 3,5 км от села проходит автомобильная дорога Р-200.

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

Улицы и индексы села Скородное (15)

Добавить информацию
Пока информации нет...
Алпеевка ул.
307840
Баздаревка ул.
307840
Бирюковка ул.
307840
Бугор ул.
307840
Выгонка ул.
307840
Грязновка ул.
307840
Кавалевка ул.
307840
Катеневка ул.
307840
Нарыковка ул.
307840
Новоселовка ул.
307840
Самсоновка ул.
307840
Сибилевка ул.
307840
Сиверка ул.
307840
Ханинка ул.
307840
Хутор ул.
307840

История села Скородное

Редактировать
Из истории Скороднянской школы

«1780 год... Село Скородное Суджанского уезда – это владения коллежского асессора Семена Еремеева, майоров, подпоручиков и однодворцев с выделенными в 2-х местах церковными землями... В одном селе церковь деревянная во имя Покрова Пресвятой Богородицы» - значится в архивных документах Курского областного архива (РГАДАф 1355, дело №661).

В начале XVII века, судя по архивным данным, в Скородном поселяются боярские дети. Это служилое сословие в России получало от Государя небольшие наделы – поместья. На военной службе они составляли трудовые отряды гвардейцев. Эти свободные люди получали землю за службу царю и Отечеству. Основная их функция – поставка сыновей на службу в армию. Первоначальное образование они получали в школе при церкви (в каком году отрыта такая школа – не значится). Известно лишь, что «получали высокие знания по арифметике, грамоте, истории России, естествознанию, обучались Закону Божьему». Боярские дети привнесли в жизнь села много нового и передового.

В XVIII веке уже функционировала церковно-приходская школа, в которой обучались и «особо способные из крестьян». Село Скородное прирастало и числом населения, и хозяйством.

К середине XIX века Скородное - волостной центр с населением более 2 тысяч человек, а население волости (13 сел) – без малого 12 тысяч человек. Теперь уже значатся 2 школы: церковно-приходская и земская. В селе больница, 4 магазина. Стараниями отца Кирилла (Вишневского) была построена огромная семиглавая церковь с двумя приходами: Покровским и Троицким. При ней же «просторная сторожка для приходской школы».

В 1897 году открыло двери новое здание Земской школы в Скородном (этот год явился годом рождения Скороднянской школы, в 1997 году был отмечен ее 100-летний юбилей). Результатом реформы 1861 года, проведенной Александром II, явилась активная работа по открытию земских школ в России. В 1897 году в новой земской школе в Скородном «сели за парты после Покрова дня 24 ученика». Заканчивался учебный год весной. Обучение в школе земской длилось 4 года, в церковно-приходской – 3 года.

В начале XX века, благодаря стараниям земских властей и Столыпинским реформам, в Скородном продолжает развиваться народное образование. Отец Кирилл (Вишневский) и его супруга Вера Константиновна Вишневская дали глубочайшие знания юным скороднянцам в церковно-приходской школе. Бессонов Гавриил Ефимович, Выдрина Анна Васильевна остались в памяти жителей Скородного, получивших первые азы образованности и культуры в Земской школе.

После 1917 года церковно-приходская школа в Скородном была закрыта. С началом коллективизации начальная школа реорганизуется в ШКМ (Школу крестьянской молодежи) и выполняет огромную работу по ликвидации безграмотности населения наряду с основной миссией. В 1929 году в Скородном открывается семилетка. Возглавляет ее директор Воскресенский Василий Иванович, который закончил Московский государственный университет, факультет словесности (никогда в районе не было и нет ни одного учителя, который закончил бы МГУ им. Ломоносова). В 1930 году начинается строительство нового здания школы. Василий Иванович Воскресенский ведет тяжелейшую работу, связанную не только с ее строительством, но и укомплектованием педагогическими кадрами, наполнением учебно-материальной базы. В 1932 году школа переименована в неполную среднюю (НСШ). Первый выпуск семилетки состоялся в 1933 году, окончили школу тогда 21 человек.

Василию Ивановичу в должности директора школы многое удалось: по его инициативе был заложен 2-х гектарный фруктовый сад, который и сегодня плодоносит, образцовый пришкольный учебно-опытный участок, огород, подсобное хозяйство, организовано питание школьников. Выращивали все сами, молотили, мололи, делали крупы, пекли хлеб, выращивали овец на мясо детям, в школе была своя птицеферма, мололка, крупорушня. Незаменимым помощником Василию Ивановичу был завхоз школы, он же учитель трудового обучения, мастер на все руки, Мезенцев Матвей Борисович. Школа работала в две смены, количество учащихся с каждым годом увеличивалось, авторитет ее возрастал. Перед Великой Отечественной войной Скороднянская семилетняя школа была одной из лучших в районе.

1941 год. Грянула война. 800 человек, большинство из которых выпускники Скороднянской школы, ушли на фронт. С октября 1941 года по февраль 1943 года в районе длилась оккупация. 21 февраля 1943 года фашисты сожгли село Скородное. Из 680 домов уцелело 12, и то не полностью. Фашисты сожгли церковь, школьную клуню, земскую школу. Почти после двухлетнего перерыва школьники сели за парты. Не хватало учебников, письменных принадлежностей, но было у детей и подростков огромное желание учиться, получить знания. И дети войны, оставшиеся без отцов, полураздетые и голодные, в холодных классах настойчиво постигали школьные науки. Нелегко было и учителям, особенно директору школы В. И. Воскресенскому. Нужно было укомплектовать школу педагогическими кадрами, ремонтировать печи, заготавливать дрова, а самое главное организовать кормление голодных школьников (ведь село фашисты сожгли, скот у жителей забрали, школу разгромили, имущество школьное, живность уничтожили, двери сорвали). Без паники и суеты, стиснув зубы, терпеливо трудился директор школы, воодушевляя педагогический коллектив. Очень много трудностей выпало на долю В. И. Воскресенского. В памяти учащихся, родителей, всех жителей Скородного он остался как талантливейший организатор образовательного и воспитательного процесса. Вместе с супругой, учительницей естествознания Антониной Авраамовной, они сотни детей спасли от голода. «В военные и послевоенные годы Василий Иванович снова наладил работу пришкольного хозяйства на очень хорошем уровне», - вспоминали его выпускники.

Май 1945 года. Победа! Село ликовало, обустраивалось. 450 жителей Скородного погибли на фронтах войны. Учащиеся 1940-х годов отмечали первый праздник Победы. Тяжелейшие испытания выпали на их долю! Отцы многих погибли, дома сгорели. В 1946 году от голода умерло около 500 жителей Скородного, в т.ч. и дети школьного возраста. Многие дети перестали ходить в школу: нужно было выполнять непосильную работу, не было одежды, обуви. В. А. Булгакова, техслужащая школы, вспоминала: «В. И. Воскресенский попросил нас прясть дома шерсть, вязать носки, варежки, ткать полотно для онуч. Мужчины школы плели детям лапти, то есть помогали семьям, у которых все мужчины погибли. Учителя и многие старшеклассники тоже все это делали. Благо, школьный сад урожал: сушили фрукты, варили варенье, собирали травы для чая и кормили детей».

Трудно было тем выпускникам, которые после окончания Скороднянской семилетки желали учиться в 8-10 классах, так как с 1946 по 1953 год за обучение в 8-10 классах родители обязаны были платить по 150 рублей в год за каждого школьника. Но были обнадеживающие шаги. Советское правительство отменило карточную систему, провело денежную реформу. Люди верили в лучшее. Дух высокого патриотизма, воспитывавшийся в детях после разгрома фашистской Германии, вера в завтрашний день настраивали школьников на хорошую учебу, на выбор нужной профессии. Несмотря на тяжелейшее семейное положение, скороднянские дети, дети из Большего Каменца и близлежащих к школе хуторов и поселков (ходили пешком в школу и обратно до 10 и более километров) учились отлично. Страна нуждалась в специалистах. Массовой их подготовке способствовала политика Советского государства, бесплатное обучение во всех учебных заведениях.

В. И. Воскресенский ушел с должности директора школы по болезни. С октября 1949 года Скороднянскую школу возглавила Н. Тесленко. В 1959 году директором школы назначен участник Великой Отечественной войны Н. А. Ефремов, которые пытались продолжить традиции школы, заложенные В. И. Воскресенским, хотя многое было утрачено. В 1952 году школу принял фронтовик И. П. Белоконев. В 1950-е годы обучение в старших классах стало бесплатным. Скороднянская школа нуждается в специалистах–педагогах, и они приходят. Заместителем директора и учителем истории назначена была Казюлькина А. С., учителем биологии и немецкого языка Лукина Е. А., учителем математики Мясоедова А. М., учителем физвоспитания Н. А. Шелепова, учителем русского языка и литературы Аверьянова Ксения Денисовна. Учителями начальных классов трудились Пономарева Е. К., Жданова Т. М., Белоконева Л. М., Кольцова А. М., Гридина Ф. Ф., Воскресенская С. В., Вороновская В. И. В начале 1960-х годов педколлектив пополнился молодыми педагогами. На должности учителя физкультуры назначен был В. В. Воскресенский, учителя математики Р. И. Прохорова (Воскресенская), учителя физики и математики Н. А. Суслова (Семенихина), учителя истории В. И. Комов, учителя иностранных языков Л. И. Глущенко, учителя русского языка и литературы К. И. Кривошеева, старшей вожатой В. А. Локтионова. В 1955 году советская школа приняла политехническое направление, перешла на новую учебную программу. В Скороднянской школе была организована ученическая бригада, школа работала в 2,5 смены, функционировала вечерняя школа для обучения тружеников сельского хозяйства. Школа оказывала большую помощь колхозу «Путь к коммунизму» в обработке сахарной свеклы, овощей. В школе, по инициативе директора И. П. Белоконева, построено хозяйственное помещение, в котором содержались телята (до 50 голов). Работали в подсобном хозяйстве старшеклассники и рабочие школы. Школа в то время во многом определяла культурную жизнь села. Учителя вели большую агитационную работу. С лекциями и концертами выезжали в трудовые коллективы, в близлежащие села. В школе систематически отмечались юбилейные даты великих людей России. В 1950-1960-е годы школьники с особым интересом занимались спортом. В школе была обустроена педагогическим коллективом спортплощадка. Коньки, лыжи, санки у детей были самодельные. Учащиеся успевали и уроки подготовить, и по дому помочь. Вечером луг представлял собой многокилометровый каток, усеянный детворой, а с пригорков со свистом и смехом мчались и взрослые, и дети на лыжах и санках.

В 1959 году был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в стране», который требовал от учителей нового подхода в обучении и воспитании учащихся. Скороднянские педагоги использовали в своей работе многие новые методы: Липецкий, Воронежский, Ростовский с целью совершенствования учебно-воспитательной деятельности.

Год 1967 был юбилейный – страна с размахом отмечала 50-летие Октябрьской революции. Для Скородного этот год примечателен тем, что началось строительство нового типового здания Скороднянской школы на 192 ученических места с пришкольным интернатом. Директором школы был назначен Юрий Александрович Репринцев, по специальности учитель истории. С ним прибыла и супруга, Людмила Дмитриевна Репринцева, учитель русского языка и литературы. Педколлектив пополнился молодыми учителями, так как количество учащихся возросло (более 400 учащихся обучалось в школе на тот момент). Учителем русского языка и литературы была назначена Диброва Л. Н., учителем биологии Нарыкова Н. Н., учителем химии Житникова А. П., учителем русского языка и литературы, немецкого языка Косяшникова В. П., старшим вожатым Уколов А. В.

Ю. А. Репринцев, будучи директором Скороднянской восьмилетней школы (она уже была реорганизована) не только продолжил лучшие традиции школы своих предшественников–директоров, но внес много нового, интересного для учащихся. Классные и общешкольные политинформации по понедельникам, один раз в месяц – «Что произошло в мире?», заочные путешествия по странам и континентам, встречи с участниками Великой Отечественной войны, с тружениками тыла, шефство школьников над животноводческими классами колхоза «Путь к коммунизму», работа школьных разновозрастных пионерских отрядов – это была очень интересная и полезная работа и для учащихся, и их родителей, и для учителей. Строительство нового здания школы продолжалось под руководством председателя колхоза «Путь к коммунизму» Л. А. Диброва и заместителя Д. Ф. Шаталова. В хозяйстве после войны никогда не было построено столько, сколько ими было построено в конце 1960-1970-е годы: детсад типовой на 50 мест, школа на 192 ученических места, кирпичный завод, животноводческие помещения на всех бригадах, складские помещения и многое другое. Колхозники обновляли свои дома.

В 1973 году новое типовое здание Скороднянской восьмилетней школы распахнуло двери. Директором школы вновь назначен был Белоконев И. П. Школа была укомплектована мебелью, учебным оборудованием. Спортзал и спортплощадка позволяли не только учащимся, но и сельской молодежи заниматься спортом. В 1977 году образуется Большесолдатский район. На базе Скороднянской школы в период летних каникул в течение 3-х лет открывается межколхозный оздоровительный лагерь «Сокол», который принимает до 150 детей в 2 смены ежегодно. И. П. Белоконев уволился в связи с выходом на пенсию и болезнью.

В разные годы школу возглавляли В. М. Приходько, А. А. Кириченко, Г. А. Прохорова. С 1983 года директором Скороднянской средней школы (школа в 1982 году реорганизована из 9-летней в среднюю) работал Алтухов Владимир Дмитриевич. Супруга его, Альбина Валентиновна Алтухова, назначена учителем русского языка и литературы. Владимир Дмитриевич много труда вложил в создание учебно-материальной базы средней школы, особенно по начальной военной подготовке. Кабинеты наполнились учебно-наглядными пособиями, техническими средствами. Удалось ему заменить оборудование в школьной котельной.

В 1992 году школу принимает молодой выпускник школы Нарыков С. А. Школа пополняется высокообразованными учителями. Алтухов В. Д. остается работать учителем физики и математики, Алтухова А. В. учителем русского языка и литературы, Нарыкова Е. Ю. учителем математики, Зайцева А. М. учителем начальных классов, Локтионова Г. В. учителем начальных классов, Стародубцева Л. А. учителем математики, Умрихин А. П. учителем физической культуры, учителем начальных классов - Косяшникова Александра Павловна. В школе появляются новые предметы: «Мировая художественная культура», «Основы рыночной экономики», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности».

В 1986 году в школьную программу был введен новый предмет «Информатика». Нелегко жилось школе в 1990-е годы, именуемые «перестройкой», как и всей стране: зарплата не выплачивалась по 4-5 месяцев и учителям, и родителям учащихся, не выделялись денежные средства на приобретение учебно-наглядного оборудования, на ремонт школы. Выжили сельские школы благодаря трудолюбию учителей и родителей. Это можно назвать жизненным подвигом в мирное время. Учителя, не получая зарплаты по несколько месяцев, подписывались на предметные журналы и газеты, покупали за личные средства методическую литературу, обзавелись личным подсобным хозяйством и ухаживали за школьным, работали на школьном поле. Родители, не имея работы и зарплаты, приходили на помощь педагогам в ремонте учебных помещений. Нелегко пришлось молодому директору школы Сергею Александровичу Нарыкову. В самые тяжелейшие годы безденежья продолжала работать школьная столовая, педколлектив под его руководством ежегодно заготавливал овощи и фрукты для кормления детей, при школе функционировал интернат, филиал районной вечерней школы, филиал районной музыкальной школы.

Нарыкову С. А. силами педколлектива при активной помощи председателя кооператива «Восход» (колхоз был расформирован в 1990-е годы) Умрихиной Т. П. удалось заменить полы на 1-м этаже школы, отремонтировать спортзал. Не имея бюджетных средств, Сергей Александрович смог переоборудовать помещение школьной котельной для перевода ее с твердого топлива на газовое отопление. С 2000 года финансирование школы начало стабилизироваться. В учебном плане появился новый факультатив «Основы православной культуры». В 2005 году Скороднянская средняя школа в составе района становится экспериментальной площадкой для кафедры религиоведения Курского государственного университета и Курского епархиального управления (руководители зав. кафедрой КГУ, профессор В. М. Меньшиков и декан факультета теологии и религиоведения КГУ, архимандрит Зиновий). По итогам эксперимента школа представила опыт работы на семинаре учителей ОПК и директоров школ района в присутствии В. М. Меньшикова. На базе Скороднянской средней общеобразовательной школы проведено выездное заседание областной аттестационной комиссии педагогических работников Комитетом образования Курской области. Школа приняла активное участие в реализации приоритетного национального проекта «Образование». В 2006 году учитель физики, Отличник народного просвещения РФ Алтухов В. Д. одним из первых в районе стал победителем среди учителей Российской Федерации, реализующих инновационные формы обучения, получив грант в 100 тыс. рублей. В 2007 году учитель математики Почетный работник общего образования Нарыкова Е. Ю. победила во Всероссийском конкурсе учителей, получив тоже грант в 100 тыс. рублей. В школе на хорошем уровне проводится работа по патриотическому воспитанию учащихся: осуществлена перепись всех погибших в годы Великой Отечественной войны, марши-броски к могилам ветеранов войны и труда вошли в традицию.

В настоящее время Скороднянская средняя общеобразовательная школа оснащена новейшими компьютерами, подключена к Интернету, пополнилась учебно-наглядными пособиями. Школа укомплектована высокоэрудированными педагогами.
Сегодня есть одна серьезнейшая проблема, которая на протяжении 115 лет в школе так не стояла: резкое падение контингента учащихся. Но история продолжается...

Из воспоминаний А. И. Попова

«В земской школе учебники были в Скороднянской школе для учеников бесплатными. Приобретались они за средства Земства. По окончании учебного года мы их сдавали в школу. Отношение к Учебной книге была как к Иконе. Учебники были толщиной в детский палец, очень легкие». Действительно, держу в руке «Русскую грамматику» 1914 года под редакцией М. Бубликова, цена 40 коп. Чудо! Весит 200 граммов. Правила отточены. Примеры – сплошная классика (А. Пушкин, Л. Толстой, пословицы), география, история, естествознание (связь с другими предметами). Такой же учебник по истории Отечества, арифметике. Сумка с письменными принадлежностями 2 кг у старшеклассника. На деле забота о здоровье детей, а значит о сохранении нации.
Школу немыслимо представить без Книги, без учебной книги. Зная об этом, перед оккупацией Скородного, Василий Иванович Воскресенский, директор школы, сложил учебные книги в чемоданы, ящики, бочки и спрятал в заброшенной яме для овощей в школьном саду. Отступая, фашисты спалили Скородное, разграбили школу. После освобождения района, занятия в школе возобновились. У детей ничего не осталось! «С какой радостью мы вытаскивали из ямы спрятанные Василием Ивановичем учебники! Как хорошо они сохранились», - вспоминал П. Я. Булгаков.

Менялись времена, менялись и учебники, наполняясь новым содержанием. Учебники прибавляли в весе, росли в длину и ширину. Какая сегодня сумка с учебными принадлежностями у ученика начальных классов, каждый родитель знает. Помня о том, что пройдут столетия, а Книга будет основным, пусть не единственным источником знаний, педколлектив Скороднянской школы во главе с директором С. А. Нарыковым собирают книги в так называемую Вечную Библиотеку (из списанных книг обязательно оставляют по 1-2 экземпляра; учителя, родители, учащиеся дарят школе книги, оставшиеся от своих отцов и дедов). Ведь этот интереснейший раздел пополнит будущий музей или архив. Ведь в старых Книгах – живые и бессмертные страницы истории Отечества и корни народа. Вот надпись на книге Б. Житкова «Что я видел», 1940 год издания «Дана ученику 1-го класса «Б» Скороднянской школы за отличные успехи и примерное поведение. 8 июня 1941 года». А через 2 недели началась Великая Отечественная война. Чудом сохранилась в библиотеке, спрятанной в яме! Педагоги Скороднянской школы в самые трудные времена помнили и сейчас твердо убеждены, что школа без книги, как народ без имени, без памяти, без истории.

В памяти многих поколений выпускников те учителя, которые не только давали глубокие знания, но и близко к сердцу принимали радости и горести своих учеников, в трудные годы заменяли родителей, любили детей. Помню, как А. И. Попов, закончивший с Похвальным листом земскую школу еще в начале 20 века, рассказывал о В. К. Вишневской: «Она никогда не повышала тон, дружила с нами, проверяла, не промокли мы, сыты ли, все ли в порядке дома. Перед ней наши родители кланялись. Нам казалось, что она все науки знает. Когда стал взрослым, понял, что учительница моя – это Великий Мастер своего дела, человек от Бога. Спасибо ей».

Об учителях

А. С. и В. С. Мезенцевы, А. Е. Полунина и А. И. Непочатых с глубочайшим уважением рассказывали об учителе словесности и директоре школы В. И. Воскресенском. На уроках литературы все читал наизусть, никогда не заглядывал в книгу. Он объяснял так, что ученики все усваивали на уроке. Слушали Василия Ивановича и дети, и родители, затаив дыхание. Он прекрасно рисовал, фотографировал, пел, играл на органе (это было до войны 1941-1945 гг). Повезло скороднянским школьникам с учителями начальных классов. Это они, Е. К. Пономарева, Ф. Ф. Гридина, Л. М. Белоконева, Т. М. Жданова, В. И. Вороновская, С. В. Воскресенская, А. П. Косяшникова пробуждали у детей жажду знаний, тягу к учению. 28 лет проработала учителем начальных классов Р. И. Воскресенская. Человек высокой культуры, она с особой любовью относилась к детям, верила в них, пробуждала их способности, и они оправдали ее надежды. Труд ее высоко оценен. Раиса Ивановна «Отличник народного просвещения РФ».

Продолжают самые лучшие традиции своих старших коллег и ныне работающие учителя начальных классов Скороднянской средней школы: Почетный работник общего образования - Зайцева А. М., Почетный работник общего образования - Локтионова Г. В., Непочатых И. В. (до 2010 года вела начальные классы). Глубокие знания, интерес к своему делу, способность увлечь детей и помочь им в трудную минуту присуще им.

Особых слов благодарности заслуживают учителя русского языка и литературы Ксения Денисовна Аверьянова и Клара Ивановна Кривошеева. Они дали такие знания ученикам, которые позволяли поступить в любые учебные заведения страны. Более 20 лет отдала этому тяжелейшему предмету Альбина Валентиновна Алтухова. Это один из талантливейших воспитателей добрых чувств и разносторонних духовных запросов. Ее отличают отличные знания не только своих предметов, но и детской психологии. Альбина Валентиновна, «Отличник народного просвещения РФ», на протяжении всей педагогической деятельности стремилась привить детям любовь к книге как к источнику знаний. Решающим условием успеха в преподавании литературы считала Людмила Дмитриевна Репринцева любовь к слову, чувство красоты слова. Многие выпускники Скороднянской школы, ее ученики, хорошо помнят и ценят Людмилу Дмитриевну за высокий уровень речевой культуры. Лидия Николаевна Дитрова, учитель русского языка и литературы школы, особое внимание в своей работе уделяла тому, чтобы научить своих питомцев бережно и грамотно пользоваться словом. У нее это получилось – многие ее выпускники, став педагогами, юристами, отличались красноречием. Для меня, начинающего словесника, К. И. Кривошеева (моя учительница), К. Д. Аверьянова, Л. Д. Репринцева, Л. Н. Диброва являлись наставниками, примером для подражания. Я стремилась привить своим ученикам любовь к книге, к учению. Много провела встреч со старожилами села, с тружениками полей и ферм, экскурсий по родному краю. Все, пережитое детьми, выливалось в сочинения – миниатюры. Отрадно, что чуткость к красоте слова у детей обогатила их духовный мир. Став взрослыми, они стали высококультурными людьми. Сегодня в Скороднянской школе в мир русского языка и литературы вводит детей Оксана Николаевна Умрихина, учитель ответственный и трудолюбивый, знающий и влюбленный в свое дело.

В послевоенной школе более 30 лет вела биологию Елена Афанасьевна Лукина. Борец за умножение природных богатств, за красоту нашей земли, она сумела многим поколениям скороднянских школьников привить любовь к природе. Е. А. Лукина много сделала для сохранения школьного сада, для воспитания у детей любви к земле, к сельскохозяйственному труду.

Более 40 лет работает в школе Александра Петровна Житникова, выпускница этой же школы, учительница биологии и химии. Учащиеся Александры Петровны увлечены исследовательской и натуралистической деятельностью. Многим ее выпускникам это пригодилось в жизни. Александра Петровна, Отличник народного просвещения РФ, награждена Почетной Грамотой Сороса, американского финансиста, спонсирующего инновации.

Титанический труд вкладывали и вкладывают в подрастающие поколение Скородного учителя математики Анна Михайловна Мясоедова, Нина Александровна Семенихина, Раиса Ивановна Воскресенская (1-е образование – учитель математики, 2-е – учитель начальных классов), Почетный работник общего образования - Людмила Анатольевна Стародубцева, Почетный работник общего образования - Екатерина Юрьевна Нарыкова, Светлана Александровна Булгакова. Для каждого ученика они умели и умеют подобрать задания по их способностям. Анна Михайловна Мясоедова – это учитель-мастер индивидуального подхода к ученикам. Нина Александровна Семенихина убеждала своих учеников в том, что изучение математики требует больших волевых усилий и добивалась знаний. На уроках Раисы Ивановны Воскресенской каждый ученик выполнял работу той степени трудности, которая необходима для развития его способностей. С великим сожалением говорю о том, что труд этих прекрасных учителей математики по достоинству не оценен. Более молодые учителя Людмила Анатольевна Стародубцева, Екатерина Юрьевна Нарыкова, Светлана Александровна Булгакова в своей работе используют инновационные технологии, добиваясь высоких результатов, несмотря на малочисленные классы и как следствие отсутствие естественного отбора. В 2007 году Екатерина Юрьевна Нарыкова стала победителем Всероссийского конкурса учителей, применяющих инновационные методы обучения в соответствии с национальным проектом «Образование», получив грант в 100 тыс. рублей. Людмила Анатольевна Стародубцева награждена отраслевым знаком «Почетный работник общего образования», Светлана Александровна Булгакова награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.

С благодарностью вспоминают выпускники разных лет учителей физики Ф. Г. Толмачева, П. Ф. Белоконева, О. Д. Плотникова, которые умели мастерски преподнести трудный материал. С 1983 года Скороднянскую школу возглавил Владимир Дмитриевич Алтухов, учитель физики и математики. Оставив должность директора, он полностью посвятил жизнь избранной профессии. Он не только знает основательно свой предмет, добивается хороших результатов по физике. Владимир Дмитриевич владеет знаниями по математике, информатике. Он и слесарь, и механизатор (в трудные годы садился в период каникул за штурвал комбайна). На досуге сочиняет стихи, рисует, поет, играет на гитаре. Для выпускников Скороднянской школы Отличник просвещения РФ, победитель Областного конкурса «Учитель года», победитель Всероссийского конкурса Алтухов В.Д. – непререкаемый авторитет.

Около 40 лет в школе работала учителем истории Казюлькина Анастасия Степановна. Учащиеся ее помнят как человека влюбленного в свое дело. Экскурсии, походы под ее руководством юным краеведам позволили глубже изучить историю своего Отечества и отлично сдавать экзамены по предмету. Более 30 лет работал учителем истории В. И. Комов. Благодарны за исторические знания бывшие ученики Александру Анатольевичу Кириченко, который несколько лет работал директором Скороднянской школы. Около 20 лет в школе ведет историю выпускница школы Почетный работник общего образования Людмила Алексеевна Умрихина. В ходе внеурочной работы вместе с учащимися ей удалось собрать богатый краеведческий материал (Скородное – каким оно было, списки погибших односельчан в различных войнах, многодетных семей, тружеников тыла и т.д.). Есть уверенность, что вместе с учащимися она напишет Историю села Скородного.

Влюблены в свой край учителя географии школы. Более 20 лет в довоенное время и после Великой Отечественной войны вела географию А. А. Воскресенская. И. П. Белоконев, директор школы, более 40 лет стремился не только ввести учащихся в мир одной из древнейших наук на Земле, но и воспитать у них замечательные качества. И ему это удалось. Он вел разнообразную внеклассную работу по географии, научил работать с географическими картами, организовывал поездки – экскурсии по городам, на фабрики, заводы. В настоящее время по материкам и океанам ведет скороднянских школьников Отличник народного просвещения РФ Нарыков Сергей Александрович, используя самые современные технологии. Сергей Александрович ведет, как и его предшественники – коллеги, масштабную внеурочную работу по географии, вводит детей в мир природы. Непонаслышке знает свой родной край, его природные ресурсы, за что выпускники школы признательны ему.

Настоящий поборник единства труда и знаний в школе – учитель химии, заместитель директора школы Надежда Ивановна Яковлева. Она выпускница Скороднянской школы, ученица А. П. Житниковой, отличница в полном смысле слова. Ее ученики проявляют разносторонний интерес к занимательным опытам, легко справляются с задачами по химии, не испытывая трудностей при поступлении на учебу. Надежда Ивановна в ходе районного тестирования учителей химии показала очень высокие научные знания по предмету. Она «Почетный работник общего образования РФ».

В школе на протяжении всех лет особое внимание уделялось физической культуре. Директора Скороднянской школы, учителя физического воспитания рассматривали этот урок, прежде всего, как урок здоровья и жизнерадостности для подрастающих поколений. В 40-60-е годы XX столетия в Скороднянской школе процветала гимнастика. Гимнастические композиции («пирамиды») сопровождали все концерты педагогов и учащихся школы под руководством учителя физкультуры Нины Акимовны Шелиповой. Свою жизнь посвятил школе Владимир Васильевич Воскресенский, работая учителем физического, трудового воспитания и изобразительного искусства. Сочетание большого жизненного опыта с высокой культурой, разносторонними дарованиями (он прекрасно играл на баяне, рисовал, занимался фотоделом, радиоконструированием, в совершенстве владел всеми техническими средствами обучения) делали его большим авторитетом у подростков и их родителей. Более 20 лет уроки физического воспитания ведет выпускник школы Александр Петрович Умрихин. Не допуская погони за индивидуальными рекордами, Александр Петрович рассматривает физическую культуру как важнейший элемент здоровья. Одним из увлечений А.П. Умрихина является любовь к сельскохозяйственной технике (в период каникул он – комбайнер). В школе созданы все условия для занятий физической культурой: есть спортзал, спортивная площадка, оборудование. А. П. Умрихин сумел увлечь детей своим предметом.

Немецкий язык в школе вели Глущенко Л. И. и И. Полунина. Они стремились не только дать глубокие знания детям по предмету, но и воспитывали уважение к культуре других народов.

Предметом особой заботы администрации, педколлектива Скороднянской школы являлось трудовое обучение и воспитание школьников. Матвей Борисович Мезенцев, учитель труда в слесарной и столярной мастерской, работал в 1930-1940-е годы. Это человек с золотыми руками. Он умел все. Убежден был Матвей Борисович, что человека надо с детства учить держать молоток, зубило, напильник, ножовку. Продолжателем его методики был Косяшников Александр Иванович, учитель трудового обучения в 1950-1970-е годы, не уставая повторять: «Мастерство человека на кончиках его пальцев». С переходом в новое здание учебно-материальная база для трудового обучения улучшилась. Уроки трудового обучения проходят в типовой мастерской с новейшим станочным оборудованием. Учителями трудового обучения в разные годы работали Воскресенский В. В., Алтухов В. Д., Булгаков С. В. Технический труд в 10-11 классах вел Олег Дмитриевич Плотников после окончания Тульского пединститута им. Л. Толстого (факультет общетехнических дисциплин). В настоящее время учебной мастерской заведует выпускник школы Каменев Николай Иванович, который в совершенстве владеет столярным, слесарным, токарным, фрезерным делом. Из древесины он учит детей творить чудеса.

После окончания Курского педагогического университета более 10 лет работал в школе ее выпускник Булгаков Сергей Викторович учителем Основ безопасности жизнедеятельности. Под его руководством школьники отправлялись в походы, преодолевая препятствия, учились вести себя в опасных случаях, одерживали победы на районных и областных конкурсах. Несмотря на молодость, Сергей Викторович внес свой вклад в педагогическую культуру школы – любовь к детям, заботу о воспитании юных талантов.

На должность старшего пионервожатого в разные годы назначались Аверьянова К. Д., Локтионова В. А., Уколов А. В., Косяшникова В. П., Локтионова Г. В., Умрихина Л. П., Нарыкова С. А. Всем им удавалось зажигать сердца детей искрой романтики, вести за собой на добрые дела. Экскурсии и походы, разновозрастные пионерские отряды, уход за животными, сбор металлолома и макулатуры, помощь одиноким престарелым людям, поисковая работа, встречи с передовиками производства, пионерские костры, посещение ветеранов войны и труда на дому и многое другое, что запомнилось учащимся школы на всю жизнь. Пионерская организация школы в годы «перестройки» не развалилась, обновилась и функционирует. Старшая вожатая С. А. Нарыкова, участвуя в одном из областных конкурсов, заняла 2-е место, за что была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.

Говоря об истории Скороднянской школы, нельзя умолчать о тех людях, чей труд благотворное влияние оказал на воспитание учащихся. Это библиотекарь школы Нина Степановна Козюлькина, воспитатель интерната и групп продленного дня Нарыкова Надежда Николаевна, технические служащие Булгакова Варвара Андреевна, Алябьева Зинаида Матвеевна, Конорева Анна Федоровна, Лукина Вера Игнатьевна, Непочатых Раиса Григорьевна, Турецкая Валентина Илларионовна, Гладких Полина Михайловна, Косяшникова Вера Илларионовна, Вереитина Раиса Егоровна. Каждый, кто трудился в Скороднянской школе на протяжении 115 лет, внес свой индивидуальный вклад в дело обучения, воспитания, нравственного становления учащихся. Кто-то больше, кто-то меньше. Это зависит от совести и таланта педагога. Оценку нашему труду дают ученики. И любят они учителя, с ясной, открытой душой, мыслителя и затейника, друга и товарища, непримиримого к подлости, фальши, двуличию, хамству, обману, способного спасти и защитить своих воспитанников любой ценой, даже ценой своей жизни.

В настоящее время в Скороднянской средней общеобразовательной школе работают талантливые, высокоэрудированные педагоги, которые продолжают традиции своих предшественников–коллег. И перед ними встала нелегкая задача: сохранить в Скородном школу в связи со сложнейшей проблемой демографии. А это значит, что надо взять детей из детских домов. Как в других регионах России, начать должны педагоги с себя и повести за собой неравнодушных жителей села. Примеры и у нас в районе есть. В. И. Котов, Г. Н. Золотарева, С. А. Ресенчук – это приемные родители–труженики.

Школа славна своими выпускниками

Лицо Скороднянской школы Большесолдатского района Курской области на протяжении всей ее истории создавали те, кто в ней учился и из нее вышел. За годы работы Скороднянская школа выпустила около 3 тысяч юношей и девушек. Знания получали и получают ученики основательные. Даже в самые тяжелые годы ее выпускники поступали учиться в самые различные учебные заведения. А когда нужно было защищать Родину, жизни отдавали в борьбе с врагом.

Воспитанники церковно-приходской школы, уроженцы села Скородного, Мясоедов И. П., Попов И. В., Непочатых Х. Е., Катенев Ф. П., Носов Е. М. принимали участие в Семилетней войне (1756-1763 гг). Архивные документы свидетельствуют о том, что уроженцы Скородного и окрестных хуторов призваны были на войну с Наполеоном, числом 78 лиц мужского пола в 1812 году. Вернулись живыми 7 человек.

800 выпускников школы ушли на фронт в 1941 году на войну с немецко-фашистскими захватчиками, 452 человека из них погибли («Книга Памяти», т. 1-й и т. 9-й). А сколько выпускников школы, к началу войны проживавших за пределами района, ушли на фронт, еще никто не посчитал. Среди них Степан Яковлевич Булгаков, командующий флотилией, в жесточайшем сражении с фашистами погиб на Балтийском море. 26 февраля 1943 года, освобождая свое родное село, в бою на Кукуйском поле погибли совсем юные ребята Умрихин Г. Ф., Бледнов З. Н. и Белоконев И. Ф. Преклонимся перед теми выпускниками Скороднянской семилетки, кто «смертью смерть поправ» приблизил светлый час Победы! Преклонимся и перед ратными подвигами тех односельчан, кто пройдя огненными дорогами войны, остался в живых и в тяжелейших условиях восстанавливал разрушенное войной хозяйство.

Гордость школы – выпускники ее, которые погибли в мирное время, выполняя служебный долг. Это сын Альбины Валентиновны и Владимира Дмитриевича Алтуховых, талантливых учителей Скороднянской щколы, Владимир, работник правоохранительных органов, дважды направлялся в составе ограниченного контингента от Курской области в Чеченскую республику, погиб в Фатежском районе на службе. Сын Александры Николаевны Локтионовой, Ефремов Александр Владимирович, погиб при прохождении службы в Вооруженных Силах РФ. У реактора работал В. А. Терехов в период Чернобыльской трагедии. Получив сильную дозу облучения, умер.

Педколлектив Скороднянской школы особое внимание всегда уделял трудовому воспитанию. Из стен школы выходили подростки, способные твердо стать на свою дорогу в жизни. Из школы вышло множество мастеровых людей: кузнецы, плотники, столяры, резчики по металлу, портные, ткачихи, бондари, мастера по изготовлению валенок, шуб, обуви. В селе хорошо знают портного Косяшникова И. Е., швею Шевердину А. Г., столяра-краснодеревщика Попова А. И., плотника-кровельщика Перькова И. А., резчика по металлу – кровельщика Ефремова П. Я., «Мастера на все руки» Каменева Николая Ивановича, каменщиков-штукатуров В. Н Косяшникову и П. С. Косяшникова.

Лицо Скороднянской школы создали те, кто остался трудиться в селе, кто приводил и приводит в школу своих детей и внуков. Сельскохозяйственный труд – это подвиг людей в мирное время. Этот подвиг совершали и совершают сегодня люди, работая с зари до зари. Тяжелейшему труду посвятили жизнь работники животноводства Булгаковы Раиса и Валентина, Яковлева В. П., Косяшникова Н. Т., Панфилова Т. С., Лукина Н. Г., Ефремова Т. И., Терехова В. И., Терехова Н. И., Мясоедова А. В., Умрихина Т. Е., Лукина З. Н., Семенихина Н. Д., Семенихина Н. И., Турецкая Е. А., Ефремов И. С., Ефремова М. В., Абросимова М. М., Перькова Н. М., Шевердина Н. В., Черкасина Мария, Локтионова В. И., Конорева В. М. Мастерами своего дела стали механизаторы Уколов В. А., Локтионов Н. И., Косяшников П. И., Терехов С. Ф., Непочатых М. И., Уколов И. А., Непочатых И. Г., Конорев Г. А., водители Умрихин Ф. А., Умрихин А. Ф., Турецкий М. М,, Умрихин И. П., Мясоедов М. И., Лукин П. И., Мезенцев Г. Н., Косяшников Г. А., Ефремов А. Ф., Попов А. Д., Непочатых С. И, Алпеев И. И., Нарыков Н. Е., Ефремов К. С., Булгаков А. Е., Конорев А., Денисов В. и многие другие.

Для всех поколений скороднянцев в памяти останется образ труженицы, учащейся школы, (она не закончила ее по причине бедности: юной девочкой начала работать) Агреппины Абрамовны Косяшниковой, звено которой перед войной получило по 500 ц сахарной свеклы с 1 га (обрабатывали вручную!), за что она была награждена орденом Ленина. Фашистские палачи за это повесили ее в годы оккупации района. После освобождения села от немцев все, и стар и млад, трудились на победу. Среди них выпускника школы, 1-я женщина – тракторист, Вера Васильевна Гридина (Долженко). В школе она училась отлично. Закончив курсы механизаторов, ни в чем не уступала она мужчинам, добиваясь высоких результатов в этом тяжелейшем труде.

В Скородном в самые труднейшие годы почти каждая семья была многодетной, особенно после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Женщины молодые, недавние выпускницы школы, творили не только будущее своего села, но и нашего Отечества, став матерью 4-10 детей. Мария Вереитина, Анна Алпеева, Ульяна Вереитина, Варвара Уколова, Анна Косяшникова, Федора Алпеева, Нина Булгакова, Акулина Булгакова, Меланья Мезенцева, Мария Алпеева, Ульяна Алпеева, Прасковья Гридина, Евдокия Мезенцева, Татьяна Конорева, Глафира Косяшникова, Татьяна Терехова, Варвара Ханина, Александра Попова, Анастасия Непочатых, Анастасия Уколова, Клеопатра Терехова, Мария Булгакова, Неонила Умрихина, Вера Долженко, Александра Нарыкова, Анна Нарыкова, Агриппина Покровская, Нина Локтионова, Нина Семенихина, Мария Ефремова, Наталья Булгакова, Дарья Филиппская и многие другие (всех назвать невозможно!). Это они, многодетные матери, великие труженицы, знали и знают очень хорошо, что мать – первый слуга Государства.

В каждом доме Скороднянского сельсовета добрыми помощниками являлись и являются выпускники школы – ветврачи: Носова А. А., Попов В., Локтионовы Сергей и Любовь, Турецкий С. Т., Шевердин И. П. Школа славна специалистами сельского хозяйства: агрономами Умрихиным С. П., Панфиловым Е., Лукиным А. А., Гладких А. И., Умрихиной В. А., зооинженерами Умрихиной В. П., Ждановой Н. А., Нарыковой В. И., Локтионовым С. Н., бухгалтерами и экономистами Нарыковой А. Г., Булгаковым Е. А., Лукиной Т. А., Нарыковой Р., Ханиной Р. Ф., Лукиной Л. С., Набоковой Н. Д., инженерами Вереитиным Н. Г., Косяшниковым В. П.. Булгаковым В. Г. С хорошими и отличными знаниями вышли из стен Скороднянской школы работники правоохранительных органов прокурор: И. Н. Косяшников, Е. А. Нарыкова, Н. И. Зайцева, В. К. Ефремов, Н. С. Мясоедов, В. Д. Селин, И. В. Черкасин, А. И. Черкасин, А. Н. Стародубцев, И. А. Семенихин, С. А. Умрихин, И. А. Семенихин, И. П. Ефремов и многие другие; выпускники, связавшие судьбу со службой в Советской Армии и Вооруженных Силах РФ: полковники П. А. Попов, В. А. Попов, подполковники И. П. Мезенцев, А. И. Турецкий, подполковник, летчик Семен Попов.

Нелегкую ношу руководителя несли и несут достойные самых высоких похвал и наград выпускники школы Булгаков Дмитрий Яковлевич, бывший 2-й секретарь Суджанского РК КПСС и секретарь областной организации общества «Знание», Нарыков А. Х. – председатель колхоза, Косяшников Василий Хритофорович – председатель колхоза, Гридин Федор Федорович – председатель колхоза, Косяшников Владимир Петрович – председатель колхоза, Умрихина Т. П. – председатель колхоза, Зайцев Владимир Петрович – глава района, Нарыков Н. И. – председатель колхоза, Вереитин Н. Г. – глава сельсовета, Лукина Н. Г. – глава сельсовета, Ефремов П. Я. – председатель сельсовета, Гладких А. И. – председатель сельсовета, Филиппский П. С. – директор школы, Белоконев И. П. – директор школы, Ефремов Н. А. – директор школы, Турецкий Н. Т. – директор школы, Нарыков С. А. – директор школы, Ханин Н. А. – директор ПУ №29, Турецкий В. И. – начальник районного узла связи, Н. П. Булгаков – руководитель федеральной службы.

Добрую славу создают Скороднянской школе такие выпускники, как Владимир Петрович Зайцев – патриот своего родного края, который много сил и здоровья прилагает к улучшению жизни жителей района. Газификация сел, строительство дорог, сетей водоснабжения, улучшение учебно-материальной базы отрасли образования – далеко не полный перечень всего того, что удалось Владимиру Петровичу сделать, пребывая в должности Главы района. За весь период существования школы он – первый и единственный руководитель района.

Булгаков Николай Петрович – предприниматель, который сам, без помощи извне, «сделал свое имя». Человек добрейшей души, который всегда готов протянуть руку помощи ближнему. Не с пустыми руками он приезжает в школу. Виктор Федорович Терехов, работая фермером в нелегких условиях, помогает односельчанам. Никогда не пройдет мимо чужой беды. Высокие нравственные качества отличают Мясоедова Н. С. и Глущенко В. Г., которые вынесли из семьи и школы самые лучшие качества человеческой души. Глубочайшие патриотические чувства побудили Булгакову Татьяну Петровну (Сорокину) по крупицам собрать историю села Скородного для подрастающих поколений и написать повесть «Родина, не умирай», чтобы потомки знали и помнили.

Большинство выпускников школы, исключительно «сильные», получили самые разные специальности, обучаясь в учебных заведениях Российской Федерации и за ее пределами. Выпускник Скороднянской церковно-приходской школы Покровский Д. Д., получив соответствующее образование за рубежом, посвятил жизнь служению в церкви в Канаде. Зайцева Надежда, дочь учительницы школы Зайцевой А.М., успешно выдержала конкурс в Германии, в одном из университетов, овладев тремя языками, где в настоящее время и работает. Выпускники Скороднянской школы работают почти во всех республиках бывшего СССР, став высококлассными специалистами.

Многие выпускники пошли по стопам своих наставников, выбрав профессию учителя. Их столько много, что всех не перечислишь. А. П. Житникова, С. В. Воскресенская, В. В. Воскресенский, А. М. Мясоедова, А. И. Умрихина, В. И. Умрихина, Н. В. Уколова, В. А. Уколова, А. М. Непочатых, А. Н. Гридин, А. Н. Гридина, В. И. Долгова, Л. И. Белоконева, Т. П. Булгакова, А. Н. Гридина, А. П. Умрихин, О. Н. Умрихина, С. А. Нарыков, А. А. Нарыкова, С. А. Нарыкова, Т. И. Шевердина, С. В. Булгаков, Н. А. Гладких, Е. А. Косяшникова, В. А. Семенихина, В. Ф. Бобровская, З. В. Комова, А. В. Уколов, В. И. Комов, Л. А. Умрихина, В. А. Житников и многие другие.

Гордостью школы являются выпускники – работники здравоохранения. Среди них Заслуженный врач СССР И. Ф. Мясоедов (ныне покойный), Заслуженный врач РФ Ольга Ивановна Романова, врачи–провизоры Нарыкова Наталья Александровна, Ефремова Нина Дмитриевна, Черкасина Любовь Ивановна, Житникова Л. А., Локтионов П. В. и др.

Славу школы составляют ученые: профессор Комова В. И., доктор технических наук В. А. Попов. Медицинские работники: Нарыкова В. И., Турецкая Н. С., Вереитина О. В., Филиппская Т. Е., Мезенцева В. Н., Нарыкова Н. А., Комова А. И. и многие другие.

На протяжении всех лет существования Скороднянской школы педколлектив уделял и уделяет большое внимание развитию у детей способностей к художественному творчеству, развитию спорта. Талантов у скороднянцев, большекаменцев не счесть. В церковно-приходской Скороднянской школе много внимания уделялось развитию физических способностей. Мой дедушка Полунин Евсей Никитич, 1867 года рождения, который прожил 98 лет, оставил воспоминания об отце Кирилле (Вишневском), настоятеле храма. По научению отца Кирилла проводились в Скородном кулачные бои. «Подростки и молодые мужики усиленно готовились», - вспоминает Евсей Никитич. В назначенные дни группы бойцов вступали в бои. Жители одной стороны Скородного наступали на другую. Как известно, скороднянский ручей делит село на две стороны. Особым мастерством в кулачных боях отличались Вереитин Илларион, Глуховцев Аким, Вереитин Поликарп, Гридин Игнат, Каменев Кузьма, Полунин Евсей, Полунин Гавриил, Котенев Платон, Нарыков Семен, Покровский Дмитрий, Попов Афоня (80-е годы XIX - начала XX веков).

«В Земской школе нас учили столярному плотницкому делу, по желанию и по способностям, - вспоминал А. И. Попов - Повзрослев, многие стали высококлассными столярами, плотниками, мастерами по изготовлению мебели. Из дуба и липы делали шкафы, сундуки, столы. Жаль, что фашисты все спалили! А мастера погибли на войне». Школа продолжала и продолжает развивать дарования детей, внуков и правнуков солдат Победы. Родители школы, жители окрестных сел не раз испытывали радость в ходе школьных концертов, которую подарили им танцоры Анатолий Булгаков и Михаил Мясоедов, Алексей Денисов и Н. Ефремов, певцы Екатерина Турецкая, Мария и Нина Котеневы, В. Алябьева, Иван и Александр Турецкие, Валентина Мезенцева, Валентина Носова, Елена Нарыкова, Зинаида и Валентина Поповы, Татьяна Косяшникова, Николай Локтионов, Алексей Умрихин, Сергей Умрихин, Ольга Мавродская, Елена Гридина, Иван Гридин, Анна Алпеева, Нина Гридина, Н. Конорева; баянисты-гармонисты Петр, Владимир, Николай, Сергей, Татьяна Булгаковы, Николай Локтионов, Иван Мезенцев, Михаил Турецкий, Валерий Руднев, Александр Турецкий, Александр Нарыков, Геннадий Мезенцев и многие другие. Для кого-то из выпускников детские увлечения помогли в выборе профессии, для кого-то остались занятием для души. Так сын Геннадий учительницы математики школы, ветерана педагогического труда Нины Александровны Семенихиной закончил Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова, став художником. Детские увлечения привели Виктора Каменева в Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Валентину Попову – в Московский химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева, Николая Уколова – в Воронежскую государственную технологическую академию, Веру Попову – в Московскую академию им. К. А. Тимирязева, Петра Попова – в Московский высший военный командный институт и многих – многих других.

Сегодня учащиеся школы имеют возможность развивать свои дарования в кружках и секциях школы, Районного дома детского творчества, в Районной детской школе искусств. Педколлектив школы продолжает дело своих предшественников – коллег на достойном уровне.

Материал подготовила ПРОХОРОВА В. П.,
выпускница школы,
бывший учитель русского языка и литературы школы,
руководитель отрасли образования Большесолдатского района
Курской области с 1979 по 2008 год,
Заслуженный учитель РФ.

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.