Показать регионы
Герб - Город Нарьян-Мар Информация о гербе
Нарьян-Мар на карте

Нарьян-Мар

Редактировать
  • Статус
    Город (c 10 марта 1935 г.)
  • Дата основания
    1930 г.
  • Муниципальное образование
    Городской округ Город Нарьян-Мар
    (центр муниципального образования)
    административный центр Ненецкого автономного округа
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    окружное
  • Население (тыс.чел.)
    24,535 (2016 г.)
  • Территория (кв.км)
    19,53
  • Координаты
    67°38'16'' с.ш., 53°0'24'' в.д.
  • Почтовые индексы
    166000–166004
  • Телефонный код
    +7 818 53
  • Автомобильные коды
    83
  • Прежние названия
    неизвестны
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    11111000000
  • Код ОКТМО
    неизвестно

Администрация

  • Глава городского округа
    Федорова Татьяна Васильевна (с 4 марта 2012 г.)
  • Адрес администрации
    166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, д. 12
  • Телефоны администрации
    +7 (818 53) 4-20-69, (818 53) 4-92-46, (818 53) 4-58-97, факс: (818 53) 4-20-69

Общие сведения

Редактировать
Нарьян-Мар – город на севере России, административный центр Ненецкого автономного округа, расположен за Полярным кругом в низовьях реки Печоры, в 110 км от побережья Баренцева моря.

Название Нарьян-Мар в переводе с ненецкого языка означает «Красный город». Нарьян-Мар основан в 1930 году, статус города получил 10 марта 1935 года. Расстояние до Москвы – 2 230 км. Численность населения в 2016 году составляла 24 535 человек. Площадь территории – 1 953 га.

Город Нарьян-Мар входит в Ассоциацию малых российских городов и Союз городов Заполярья и Крайнего Севера.

Город Нарьян-Мар является административным центром муниципального образования «Городской округ Город Нарьян-Мар»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

Улицы и индексы Нарьян-Мара (79) Все улицы

Редактировать
Город Нарьян-Мар включат три района: Центральный, Качгорт и Бондарка.
Наиболее крупные улицы: Ленина, 60 лет Октября, Юбилейная.

1-й пер.
166000
2-й пер.
166000
60 лет Октября ул.
166000
60 лет СССР ул.
166000
Авиаторов ул.
166000
Аэродромная ул.
166000
Аэропортовский пер.
166000
Березовая ул.
166000
Биржевой пер.
166000
Бондарная ул.
166000
Брусничный проезд.
166000
Весенний пер.
166000
Высоцкого пер.
166000
Выучейского ул.
166000
Дорожный пер.
166000
Заводская ул.
166000
Заполярный пер.
166000
Зеленая ул.
166000
Зимняя ул.
166000
Им капитана Матросова проезд.
166000

История Нарьян-Мара

Редактировать
О строительстве морского порта в устье Печоры мечтали многие выдающиеся люди России – купцы Василий Латкин и Михаил Сидоров, исследователь Севера Владимир Русанов. Мещанин Александр Деньгин несколько раз обращался к императорам Александру I и Николаю I по вопросу строительства порта на Печоре. В 1886 г. исследователь Севера и богатый купец Александр Сибиряков построил небольшой двухрамный завод на острове напротив села Куя, рядом с небольшой пристанью, протяженностью 30–40 метров сплошной свайной набивки с настилом из бревен. В 1888 г., проработав всего два года, этот лесозавод сгорел.

В 1900 г. шведский подданный Альфред Лидбек в черте современного города Нарьян-Мара построил лесопильный завод «Норд», который также сгорел через пять лет. В 1902 г. начато строительство парового лесопильного завода Товарищества «Стелла Поларе». Это было одно из крупнейших предприятий Архангельской губернии. Время его расцвета пришлось на период общероссийского подъема экономики и промышленности – 1907–1914 гг. В те далекие времена в Усть-Екушанском шару было создано мощное промышленное предприятие – комплекс из трех десятков производственных, служебных и жилых зданий. В ноябре 1918 г. этот лесозавод сгорел и был восстановлен через несколько лет после окончания Гражданской войны. Вплоть до начала XXI века Печорский лесозавод считался крупнейшим промышленным предприятием Ненецкого автономного округа.

Начиная с 1930 г. в низовьях Печоры было развернуто строительство нового рабочего поселка Белощелье, где был основан морской и речной порт. Выбор места под строительство в районе каботажного участка Белощелье не случаен: тут была удобная стоянка для морских пароходов, находилась перевалочная база для морских и речных грузов, рядом дымились трубы лесозавода.

17 октября 1930 г. было организовано Белощельское строительство, которое должно было ввести в строй общежитие, дом типографии, больницу, сезонный барак, столовую, почту, дом оленсовхоза. Недостаток строительных материалов компенсировался перевозкой домов из деревень – Куя, Пустозерск, Тельвисочное, Екуша, Бедовое. Важную роль в создании нового поселка играл быстро развивающийся Печорский морской порт – здесь возводились вокзал, причалы, электростанция, каркасный склад, жилые бараки. 

10 марта 1931 г. Ненецкий окрисполком вынес на обсуждение трудящихся вопрос о переименовании Белощелья, т.к. название будущей столицы округа должно было быть понятным ненецкому населению (Белощелье ненцы называли «Парыв завод» – «Горелый завод»). Из трех предложенных названий (Нарьян-Мард (Красный город), Едеймард (Новый город) и Ненецк) наиболее звучным и понятным было Нарьян-Мард – Красный город, созданный в разгар первой пятилетки для освоения Арктики. 

10 октября 1931 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), учитывая пожелания жителей округа, вынес постановление: «1. Присвоить вновь образованному рабочему поселку при лесопильном заводе № 51 имени Дзержинского в Ненецком округе Северного края наименование Нарьян-Мард. 2. Включить в состав этого поселка прилегающие к нему населенные пункты Белощелье и Калюш».

Официально рабочий поселок Нарьян-Мар (это название как более благозвучное стало использоваться почти сразу) стал административным центром округа по Постановлению ВЦИК 2 марта 1932 г., но основные окружные органы власти переместились туда из Тельвиски уже к 7 ноября 1931 г. Тогда же, в ноябре 1931 г., Президиум окрисполкома утвердил план строительства зданий социально-культурного, административного и хозяйственного значения в округе на 1932 г., в котором особое внимание уделялось развитию Нарьян-Мара.

В 1932–1935 гг. были возведены: здание педагогического техникума (ныне социально-гуманитарный колледж), Дом печати (ныне ТРК «Заполярье»), Дом связи, пекарня, овощехранилище, пожарное депо, жилые дома и бараки. К трехлетнему юбилею округа в январе 1933 г. в Доме ненца открылась окружная краеведческая выставка, на базе которой в сентябре 1934 г. был создан окружной музей. Из Оксино в 1934 г. был переведен в новое здание педагогический техникум. 

В 1935 г. Нарьян-Мар представлял собой уже довольно крупный поселок с населением около 8 тысяч жителей. Остро стояла жилищная проблема, т.к. количество жителей стремительно увеличивалось. 

9 апреля 1934 г. Пленум Ненецкого окрисполкома принял Постановление о преобразовании рабочего поселка Нарьян-Мар в город: «Рабочий поселок Нарьян-Мар, являющийся окружным центром Ненецкого национального округа, имеющий в своей черте речной и морской порт, через который проходят большие богатства заполярного Севера (лес, уголь, нефть, пушнина, оленпродукция), насчитывающий свыше 8 тысяч населения, в т.ч. рабочих лесопильного завода свыше 1000 человек, преобразовать в город окружного подчинения…».

Окончательное решение по вопросу об изменении статуса Нарьян-Мара было принято Президиумом ВЦИК 10 марта 1935 г.: «В связи со значительным увеличением населения, а также ростом культурных и промышленных предприятий преобразовать рабочий поселок Нарьян-Мар в город Нарьян-Мар». Так на карте СССР появился еще один город с красивым и необычным названием – Нарьян-Мар.

В марте 1935 г. начинает свою работу горсовет во главе с Иваном Григорьевичем Епифановым. В 1935–1940 гг. Нарьян-Мар стремительно рос – было возведено около 120 жилых домов общей площадью 15 тыс. м2, построено здание Дома Советов (ныне Администрация НАО), новые школы, детские сады, дом отдыха (ныне санаторно-лесная школа), больницы, магазины, аптеки, ветлаборатория, баня и т.д. 

Однако положение с жилыми помещениями по-прежнему оставалось тяжелым – многие семьи ютились в бараках, землянках и полуземлянках. Центр города в районе морского порта застраивался, в основном, двухэтажными брусовыми домами, на окраинах (Качгорт, Калюш, Городецкий) строились одноэтажные частные дома и землянки. Появлялись первые улицы, проспекты и площадь Нарьян-Мара – те самые «деревянные дома, деревянный тротуар» маленького заполярного городка.

В 1936–1937 гг. через Нарьян-Мар пролегли трассы сталинских маршрутов: здесь две недели ожидала вылета экспедиция «Северный полюс – 1» под руководством академика О. Ю. Шмидта и И. Д. Папанина. Здесь базировались самолеты знаменитых полярных летчиков М. В. Водопьянова, Ф. Б. Фариха, В. М. Махоткина и других знаменитых пилотов. С 1939 г. была открыта постоянная воздушная трасса Архангельск – Нарьян-Мар. 

В октябре 1937 г. начал свою работу профессиональный Нарьян-Марский драматический театр, развернула свою научную деятельность оленеводческая зональная станция. Развивался в Нарьян-Маре и промышленный сектор: открыты Печорский рыбозавод (1940), заготсбытконтора Маслопрома (1939), горпромкомбинат (1941), объединивший столярно-бондарную мастерскую и Екушанский кирпичный завод. К 1940 году город стал крупным административно-культурным центром – здесь находились три общеобразовательных школы на 1 668 учащихся, в двух больницах на 145 коек (городской и водников) работало 9 врачей и 70 работников среднего медперсонала, открылся кинотеатр «Арктика». Население Нарьян-Мара выросло до 13,7 тыс. человек (1939).

Так всего за несколько лет бурного строительства вырос на берегах Печоры город Нарьян-Мар – заполярный город рыбаков, оленеводов, рабочих, морские, речные и воздушные ворота в Арктику, важнейший административный, культурный и торговый центр Ненецкого национального округа.

В годы Великой Отечественной войны административный центр Ненецкого национального округа, раскинувшегося на тысячу километров по северной окраине СССР, стал важной точкой на карте руководителей Беломорской военной флотилии. Морской порт гидроаэродром и аэродром – три объекта, значимых для осуществления военных перевозок, противодействия силам противника господствовать в Баренцевом и Карском морях.

В 1941 г. сформировались отряд народного ополчения и истребительный батальон, проводились учения и стрельбы. За годы Великой Отечественной войны морской порт обработал сотни тысяч тонн грузов, в том числе только угля 103,6 тыс. тонн, обеспечивая перевозки торгового и военного флота, нужды Карельского фронта. В 1944 г. труженики Нарьян-Мара построили два боевых самолета для летчиков-северян: тяжелый бомбардировщик Ил-4 «Работник Печорского порта» передали 44-му смешанному авиаполку Беломорской флотилии, истребитель Як-7Б «Нарьян-Марский судостроитель» – комэску 20-го истребительного авиаполка Герою Советского Союза капитану Алексею Тарасову, вскоре сбившему на нем два немецких самолета.

Важной вехой в истории Нарьян-Мара стало введение в эксплуатацию теплоэлектросанции мощностью 500 кВт (1956), что позволило надежно электрифицировать Нарьян-Мар. Широкое развитие получила и местная промышленность: Нарьян-Марский горпромкомбинат вырабатывал в 1950-х гг. для населения округа лимонад, меховую обувь, мебель, столярные изделия.

Визитной карточкой Нарьян-Мара стало здание Главпочтамта, построенное по оригинальному проекту архитектора М. Ф. Кибирева. В 1958 г. в окрестностях Нарьян-Мара начинается нефтяная эра: первые несколько разведывательных скважин были забурены геологами Ненецкой экспедиции.

В 1960 г. утвердили новый генеральный план застройки, по которому в центре города должны были начать строить четырехэтажные кирпичные дома. С этой целью планировалось строительство водопровода, канализации, мощной центральной котельной, соорудить водозащитную дамбу, осушить болото. Но многие работы продвигались крайне медленно из-за недостаточного финансирования. В 1967 г. было создано Нарьян-Марское строительно-монтажное управление, которое начало активно застраивать город деревянными и кирпичными домами. Но долгое время город воспринимался как деревянно-двухэтажный – совсем как в песне: «Деревянные дома, деревянный тротуар…»

В Нарьян-Маре начали строить первые каменные здания: в 1963 г. возведена школа № 3, 1964 год был завершен постройкой Дома культуры. Начали возводить первые кварталы жилых домов с центральным отоплением. В 1955 г. в Нарьян-Маре была организована автоконтора, которая к середине 60-х гг. имела 6 автобусов и 27 грузовых автомашин. С 5 ноября 1955 г. в городе были организованы автобусные пассажирские маршруты.

В столице округа были созданы народный театр (1961), ненецкий молодежный ансамбль «Хаяр» (1962), духовой оркестр (1962). В эти годы появляется яркая плеяда деятелей культуры из среды ненцев: поэты В. Ледков, А. Пичков и П. Явтысый, писатель А. Ф. Канюков, журналист В. А. Пырерка, ученый-филолог М. Я. Бармич и др. 1 апреля 1965 г. в округе начала работу Ненецкая окружная редакция радиовещания «Заполяре» – жители начали оперативно узнавать новости из радиожурналов и передач. В 1964 г. всю страну облетела знаменитая песня «Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар», написанная поэтессой Инной Кошежевой и композитором Геннадием Пономаренко.

Масштабное строительство развернулось в Нарьян-Маре с середины 1970 гг. Серьезная работа велась по оснащению и укреплению транспорта округа. В связи с государственной важностью в 1970-е гг. была проведена реконструкция Нарьян-Марского морского порта: построены новые причалы и склады, смонтированы мощные портальные краны «Ганц» (1976), ставшие одним из символов города. 

В 1980-е гг. около города начато строительство нового аэропорта с бетонной полосой. Почти ежегодно вводились в эксплуатацию новые объекты: кинотеатр «Дружба» (1978), каменные здания Ненецкой школы-интерната (1983), общежития ПТУ, детского дома (1987), средней школы № 1 (1988). С вводом в 1977 г. в эксплуатацию газопровода «Василково – Нарьян-Мар» протяженностью 63 километра появилась возможность снабжать природным газом Нарьян-Мар.

Одновременно возводятся такие крупные объекты, как нефтебаза, хлебозавод, очистные сооружения, типография, мосты через Качгортинскую и Лесозаводскую курью, водозабор, Дом быта, школы, поликлиника и т.д. На площади Ленина было построено здание окружкома КПСС (ныне городская администрация) – первое высотное здание из красного кирпича, которое стало одним из главных украшений центра города. Активно в эти годы велось жилищное строительство – возводились как деревянные, так и кирпичные дома (первый был построен в 1972 г.). В 1981 г. был введен в эксплуатацию первый пятиэтажный панельный 60-квартирный жилой дом. В 70–80-е гг. в Нарьян-Маре создается система центрального отопления, водо- и газоснабжения. 

История города была запечатлена в многочисленных памятниках и мемориальных досках – в эти годы были открыты памятник В. И. Ленину (1970), памятник Нарьян-Марским портовикам (1980), бронзовый бюст Г. Хатанзейского (1978), установлены мемориальные доски И. П. Выучейскому, А. П. Пырерке, И. К. (Тыко) Вылке, Г. В. Хатанзейскому.

Девяностые годы стали периодом испытания для Нарьян-Мара, как и для всей страны в целом. Однако, несмотря на это, в Нарьян-Маре именно в эти годы были возведены крупные строительные объекты социальной значимости – главный корпус окружной больницы (1994), здание аэропорта (1992), гостиница «Печора» на 100 мест, спортивный клуб «Норд» (1995), окружная школа № 5 (2000), культурно-спортивный корпус (2000) и т.д. Одним из самых красивых строений города стало здание православной церкви Святого Богоявления Господня, начатое возведением в 1997 г. В серьезный кризис из-за острой нехватки сырья в 1990-е гг. попали старейшие предприятия НАО – Печорский лесозавод и рыбокомбинат, ликвидированные в 2002–2004 гг.

В последнее десятилетие, с активизацией на территории Ненецкого автономного округа добычи нефти и газа, в Нарьян-Маре началось бурное строительство социальных объектов, благоустроенного жилья взамен старых деревянных, обветшавших жилых домов. 

С 2005 г. облик города значительно преобразился – многоэтажные дома, прямые асфальтированные улицы, современные дворцы спорта, офисные здания, новые здания школ и детских садов, храмовые комплексы. Город заметно благоустраивается, создаются зоны отдыха, детские площадки. В год своего 80-летия Красный Город Нарьян-Мар выглядит значительно помолодевшим и красивым.

Юрий Канаев, краевед

Экономика и социальная сфера

Редактировать
Экономика города Нарьян-Мар представлена морским портом и речной пристанью, буровой компанией «Евразия», нефтяной компанией OOO «НарьянМарНефтегаз», сетью магазинов «КПЗ» и «Хороший», нефтедобывающей компанией ООО «Лукойл-Коми», ТПП «Лукойл-Севернефтегаз».

Гостиницы (3)

Добавить
Небольшой и уютный отель «домашнего» типа, расположенный в тихом центре Новосибирска. «Колибри» - это самый новый и современный отель Новосибирска.
Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, Ленина, 33 Б
+7 8185346381
Центр города, уютные номера, домашняя обстановка, доступные цены.
Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, Ленина, 35 А
+7 8185346299
Гостиница Печора расположена в городе Нарьян-Мар
Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, Ленина, 31
+7 8185342145

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.