Показать регионы
Герб - Город Моршанск Информация о гербе
Моршанск на карте

Моршанск (Тамбовская область)

Редактировать
  • Статус
    Город (c 16 сентября 1779 г.)
  • Дата основания
    1623 г. (первое упоминание)
  • Муниципальное образование
    Городской округ Город Моршанск
    (центр муниципального образования)
    административный центр Моршанского района
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    областное
  • Население (тыс.чел.)
    38,230 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    18,52
  • Координаты
    53°26'37'' с.ш., 41°48'42'' в.д.
  • Почтовые индексы
    393950
  • Телефонный код
    +7 475 33
  • Автомобильные коды
    68
  • Прежние названия
    Морша (до 1779 г.)
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    68420000000
  • Код ОКТМО
    68720000001

Администрация

  • Глава городского округа
    Калинин Геннадий Викторович (с марта 2008 г. - 2-й срок)
  • Адрес
    393950, Тамбовская область, г. Моршанск, Октябрьская пл., д. 37
  • Телефоны администрации
    +7 (475 33) 2-15-09, (475 33) 4-62-15, факс: (475 33) 2-15-09

Общие сведения

Редактировать
Моршанск – город в Тамбовской области, административный центр Моршанского муниципального района, центр обширного сельскохозяйственного района. Расположен на севере Окско-Донской равнины, на реке Цны, по ее обоим берегам, в 88 км к северу от областного центра – города Тамбова. Железнодорожная станция «Моршанск» Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги. С 1990 г. Моршанск имеет статус исторического города.

Численность населения – 39 560 человек (2015 г.). Территория – 1 852 га.

Город Моршанск является административным центром муниципального образования «Городской округ Город Моршанск»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

История Моршанска

Редактировать
Село Морша – предшественник Моршанска

Село Морша впервые упоминается в Шацкой писцовой книге Фёдора Чеботова 1623 года, в которой отмечено, что село являлось вотчиной рязанских архиереев, оно входило в число владений Солотчинского монастыря. В древности к северо-востоку от современного Моршанска вблизи впадения реки Кашмы в Цну, на стыке дорог существовало поселение людей. Небывалый неурожай 1601 года стал причиной Великого голода 1601–1603 гг., охватившего обширные территории европейской части Русского царства в период правления Бориса Годунова. Многие крестьяне были вынуждены бежать от землевладельцев, отказавшихся их кормить в голодные годы. Многие исследователи полагают, что часть села Морша заселили беглые крестьяне из центральных областей.

Единственный известный документ, содержащий сведения о селе Морша – это труд диакона Тимофея, служившего в начале XVIII века в Никольской церкви. В настоящее время документ утерян. Известно, что эта летопись была составлена на основании воспоминаний «некоторых умных людей» и письменных источников. Однако сохранились выписки из копии документа, сделанные краеведом Иваном Фёдоровичем Гульшиным. Согласно этим выпискам, ранее на месте села Морша люди жили в ямах и погребах. Они поклонялись идолам, принося им в жертву животных и рыб. Главным их идолом был Чура, его изображали с звероподобной головой и шестью руками. Людей, поклонявшиеся ему, называли чураями.

Сохранилась легенда, повествующая о том, что из Яблоневой пустыни, находившейся в 18 верстах от Лебедяни, пришел однажды монах Симеон, спасаясь от татар. Случилось это, по одной из версий, в 1542 г. Он поселился у чураев, которые встретили его очень доброжелательно. Но когда Симеон стал проповедовать учение Христа, жрец чураев Морш увидел в нем врага и начал выгонять монаха из поселения, посчитав, что тот мешает его влиянию на чураев. Другие, более благоразумные чураи Морша не поддерживали. Тогда однажды ночью жрец избил монаха до полусмерти. Утром, узнав об избиении Симеона, чураи пожалели его. Внезапно Морш рухнул на землю и вскоре скончался в сильных судорогах. Этот эпизод произвел на чураев сильное впечатление. Тело Морша, согласно традиции, было сожжено, всех 30 жителей Симеон крестил, а место поселения чураев стали называть Моршев стан.

Позднее в Моршев стан с Волги пришли болдыри-христиане, они научили чураев навыкам ловли рыбы в реках и озерах, лис и волков с помощью ям, белок с помощью силков-капканов. Болдыри и чураи жили дружно несмотря на свое разное происхождение. Болдыри вскоре ушли, оставив на месте только троих, но лишь для того, чтобы вернуться. Они вернулись с семьями – женами и детьми, привезли с собой на двенадцати лошадях домашний скарб, бредни, сети, топоры, железные рогатины и копья для охоты на зверей, привели коров, овец и собак. Они выстроили себе 6 больших домов, следующей весной помогли построить 12 домов меньшего размера чураям. Так на месте, где умер языческий жрец Морш, возникло поселение с христианской общиной, названное Морша. Был воздвигнут храм в честь Николая Чудотворца.

Во 2-й половине XVII в. село Морша быстро развивалось, этому способствовало открытие здесь торга. В 1666 г. старосты и крестьяне окрестных сел обратились к государю Алексею Михайловичу с челобитной, чтобы царь «велел в селе Морша у таможни и кружечного двора торг построить». Прошение было удовлетворено. Разрешение на торговлю – не единственное, чего добились жители Морши в конце XVII века, они также добились царского разрешения на изменение русла Цны для более удобных торговых перевозок, русло реки было приближено к селу. Для этого на месте, где раньше протекал небольшой ручей, прорыли широкий и глубокий канал протяженностью несколько километров.

В 1670-х гг. в селе было 298 дворов, 280 из них принадлежали тягловым крестьянам (выполнявшим, государственные повинности (тягло) и платившим государственные налоги), 15 – бобылям (не имевшим земельного надела), 3 – солдатам. В Морше числилось 923 жителя мужского пола, а общее число жителей составляло почти 2 тысячи человек. У селян имелись пахотные земли, пастбища, выгоны. 98 человек несли государеву службу на Дону, солдатские дворы служили «по Тамбовскому валу». Село Морша в тот период имело важное оборонительное значение, но к концу XVII в. оно теряет свою военную значимость и остается важным пунктом сельскохозяйственного производства и торгово-транспортных операций. Здесь располагались кружечный двор, судебная изба и таможенная служба, силами которой велся досмотр и взимались пошлины с товаров, перевозимых по реке Кашме из юго-восточных степей в сторону Москвы и обратно.

Моршанск в XVIII веке

В XVIII веке Морша, наряду с Тамбовом и Козловом, превращается в довольно крупный узел гужевых дорог, становится портом на реке Цне. Из порта уходили многочисленные баржи, груженные хлебом, мясом, салом, медом, промышленными товарами. Русло реки в районе села периодически чистили и углубляли, чтобы баржи здесь проходили свободно. С появлением санного пути в зимнее время в Моршу потянулись повозки с хлебом из окрестных сел, а также из соседних губерний. Здесь хлеб скупали купцы, а с наступлением навигации отправляли его в Петербург, Симбирск, Нижний Новгород и другие города от пристани, располагавшейся около того места, где сегодня находится Свято-Троицкий собор. Из Саратовской губернии доставляли скот, купорос и поташ были местного производства, в больших количествах вывозили сало. В этот период в Моршанске работала мощная водяная мельница, одна из мощнейших в стране, оборудованная сложной системой гидросооружений. Мельницу построил французский инженер Боадебар, живший в Моршанске с конца XVIII в., а принадлежала она графу Кутайсову, бывшему брадобрею Павла I, получившему от императора во владение моршанские земли в районе нынешней суконной фабрики.

К 1770-м годам село Морша по уровню экономического развития достигло многих городов. 16 сентября 1779 г. издан Указ Екатерины II «О составлении Тамбовского наместничества из 15 уездов». В соответствии с этим Указом, село Морша было преобразовано в город с наименованием Моршанск, который становится административным центром большого уезда Тамбовской губернии. Первым головой Моршанска избрали Петра Тихонова.

В 1779 г. в городе сгорели бумажная фабрика и лесопилка. Причиной пожара стал поджог, учиненный беглым вором Яшкой Забозлаевым. Поджигателя заключили в колоды и увезли для допроса в Тамбов.

В 1781 г. высочайше утвержден герб города Моршанска, изображение которого было выполнено художником П. Вьюновым. В том же году состоялось открытие училища для мальчиков, в нем было три учителя: священник, учитель арифметики и учитель грамоты. В 1785 г. был утвержден первый план города, основные контуры его прямолинейной квартальной структуры сохранились до сегодняшнего времени.

Город в XIX веке

В 1-й половине XIX века разбогатевшие купцы, большинство из которых были хлеботорговцами и скотопромышленниками, строят дома-особняки, многочисленные лабазы и лавки. В 1830-е гг. вокруг базарной площади, а также на главных улицах города находилось 80 каменных лавок и 62 деревянных. В Моршанске работали клеевой, кожевенный и свечной заводы, использовавшие сырьё от скотобойного производства; возникает пивоварение. В городской черте насчитывалось 708 домов, из которых 150 были каменными, пять крупных улиц (Тамбовская, Выгонная, Базевская, Набережная, Софийская), численность населения города составляла 6 665 человек. В 1836 г. в городе начато строительство Троицкого собора, которое завершилось в 1857 г. К 1860-м гг. роль Моршанска как транспортного узла и торгового центра неизмеримо выросла. По-прежнему главную роль в коммерческой жизни города играл хлебный торг. Территория хлебной торговли простиралась на расстояние свыше 300 верст от города. Оборот Моршанского хлебного рынка достигал 5 миллионов рублей. С хлебным рынком связано было мукомольное производство. Другой важной статьей торговли являлось сало.

По сведениям Списка населенных мест Тамбовской губернии за 1866 г. (по сведениям 1862 г.), в уездном городе Моршанске при реке Цне было 960 домов, в которых числилось 13 832 жителя обоего пола – 6 968 мужского и 6 864 женского. В городе располагались: 4 православных церкви, 3 училища (уездное, приходское и женское), 2 пристани, почтовая станция, 28 заводов (20 салотопенных, 2 мыловаренных, 2 свечносальных, 1 клейный, 1 пивоваренный, 1 водочный, 1 солодовенный). Устраивались базары по субботам.

Моршанск в это время занимал по развитию торговли 2-е место после Козлова. Это был город, «имеющий у себя самую важную во всем здешнем крае пристань. Положение Моршанска в удалении от торговых сухопутных трактов дает ему особенно выгодное значение: средняя часть Тамбовской губернии, соседние уезды губерний Пензенской и даже Саратовской видят в Моршанске единственный для себя пункт верной продажи запасов хлеба. Поэтому хлеба здесь, в течение года, закупается на сумму до 5 млн рублей, скота пригоняется сюда до 20 000 голов крупного и до 100 000 мелкого. Товар идет больше прямо с здешней пристани, но значительная часть перевозится гужем на Шиловскую пристань (в Спасском уезде Рязанской губернии №3316)».

Во 2-й половине XIX в. строительство железных дорог привело к снижению торгового значения города. Движение по Ряжско-Моршанской железной дороге протяженностью 122 версты от станции Ряжск было открыто в 1867 г. Дорога строилась на средства частного капитала, выделенные Обществом Ряжско-Моршанской железной дороги, но уже в 1888 г. дорога была выкуплена в казну. Именами строителей и учредителей этой дороги были названы некоторые станции, например, Башмаково, Фитингофф, Дашково и другие. Значение пристани постепенно снижалось, а в 1903 г. ее официально закрыли. Моршанск с тех пор утратил статус крупного речного порта страны.

В середине 1870-х гг. Моршанск посетил писатель и журналист Владимир Гиляровский, прибывший с труппой провинциальных артистов, который оставил описание города: «Моршанск в то время был небольшим городком, известным хлебной торговлей; в нем жило много богатых купцов, среди которых были и миллионеры. Подъезжающих к Моршанску встречали сотни ветряных мельниц, машущих крыльями день и ночь. Внутри города, по реке Цне, стояла когда-то громадная водяная «Кутайсовская» мельница со столетней плотиной, под которой был глубокий омут и в нем водились огромнейшие сомы. На берегу Цны, как раз против омута, в старинном барском саду … находился наш летний театр».

Пожар 1875 года

В 1875 г. в городе случился страшный пожар. Начавшись 25 мая в 4 часа дня, он быстро охватил весь город. По воспоминаниям командира стоявшей в Тамбовской губернии дивизии П. П. Карцева, пожар был ужасным и не поддавался никакому описанию. Большой город с многочисленными каменными зданиями исчез в течение трех часов. Показавшийся в одной из пригородных слобод огонь разом охватил несколько улиц. Горели церкви, дома, ограды и заборы, мостики, сады, горело все.

Статья в «Тамбовских епархиальных ведомостях» рассказывала, что от Моршанска, красивого, почти сплошь каменного города осталась лишь десятая доля – около 100 домов, большей частью деревянных на окраине города. Каменных домов уцелело не более десяти, да и те были повреждены. В огне сгорели все правительственные и общественные здания. Пожаром были уничтожены по человеческим понятиям «несгораемые» здания – каменные, крытые железом. Крыши снес ураган чудовищной силы, открыв деревянные перекрытия, и сгорело все, стены же растрескались и развалились. Многие люди, которые пытались укрыться от огня в погребах и подвалах, погибали от удушья, а некоторые, пытавшиеся бежать из города, погибали в пламени. Зарево пожара было видно из села Черкасовского, расположенного за 90 верст от пылающего Моршанска.

Город выгорел полностью, только в центре остались торговые ряды и тюрьма, по всему городу сохранилось лишь 111 домов, в их числе уездное училище и банк. Всего было уничтожено около 2 тысяч домов и строений. Храмы удалось спасти. Значительно пострадала только пятиглавая Никольская церковь. Убыток от пожара оценивался в 10 млн рублей. В результате бедствия погибли около 200 человек. Большинство жителей остались без крыши над головой и средств к существованию. Пострадавшим жертвовали деньгами, вещами и хлебом. Из Тамбова, Рязани и Ряжска прибывали вагоны с ржаным хлебом, булками и другими продуктами. Многие крестьяне и мещане покинули город. Чиновники и купцы расселились в уцелевших пригородных слободах, в качестве временного пристанища использовали вокзальные постройки железной дороги. Некоторые семьи селились в товарных вагонах, подвалах, кладовых, крытых тарантасах.

Город восстановился от основных последствий пожара достаточно быстро – всего за десять лет.

Суконная фабрика

В 1890-х гг. известными фабрикантами Асеевыми в Барашевской слободе Моршанска была построена большая суконная фабрика, которая расположилась на месте сгоревшей мельницы на реке Цне, на землях, перешедших в 1893 г. во владение «Торгового дома братьев Асеевых», всего 415 десятин. Асеевы выстроили фабричные корпуса, конторы, кладовые, отделы для сортировки шерсти. На искусственном острове, который омывался рекой Цной и искусственным каналом, был построен жилой дом. Таким образом, в городе началось развитие крупной промышленности. А к концу XIX века в Моршанске четко определились ведущие отрасли промышленности: суконная, табачно-махорочная и мукомольная.

Суконное производство на территории Тамбовской губернии заняло одно из лидирующих мест. В 1913 г. на территории «Торгового дома братьев Асеевых» началось строительство трехэтажного железобетонного корпуса. Здесь предполагали разместить сельфакторы (машины для прядения) и ткацкие станки, старые корпуса планировали оборудовать под отделочное производство. Корпус был построен за восемь месяцев, но закупить и установить оборудование не позволила война 1914 г. В тяжелые дни войны для нужд фронта требовалось в больших объемах онучное и шинельное сукно. Для повышения выпуска этой продукции братья Асеевы приобрели 5 чесальных аппаратов, ткацкие станки и сельфакторы.

До революции на фабрике производили более 15 артикулов: сукно портяночное, шинельное, башлычное из верблюжьей шерсти, шароварное сукно (цвет хаки), одеяло серое, бобрик крашенный и др. К 1917 г. фабрика Асеевых становится крупнейшим капиталистическим предприятием.

XX век

В начале XX в. в Моршанске и Моршанском уезде полным ходом шло формирование капиталистических отношений, следствием чего стали резко обострившиеся социальное расслоение и классовая борьба. Во время первой русской революции здесь организовывается социал-демократический кружок под руководством революционеров-большевиков Н. А. Крылова и В. П. Логикова. Крестьянские волнения охватили две трети уезда. Члены группы РСДРП Моршанска вели активную пропаганду среди рабочих и крестьян города и уезда.

В 1907 г. было организовано выступление рабочих Моршанского железнодорожного депо, которые было жестоко подавлено. Революционные волнения в городе не прекращались даже в годы войны. В 1914 г. проходила забастовка текстильщиков суконной фабрики, в 1916 г. – рабочих махорочной фабрики. С конца 1914 г. в Моршанске отбывал ссылку известный революционер-большевик Николай Алексеевич Скрыпник, который после Февральской революции вместе с Л. М. Кораблевым возглавлял Моршанскую партийную группу РСДРП.

Октябрьскую революцию трудящиеся города встретили с большим энтузиазмом. На состоявшемся в декабре Первом уездном съезде Советов был избран исполком. Моршанский уездный комитет РСДРП (б) возглавил В. П. Лотиков. Моршанским уездным Советом было организовано создание комитетов бедноты, в числе первых в губернии. В сентябре 1919 г. с агитационным поездом «Октябрьская революция» в город прибыл М. Калинин, он встречался с трудящимися, призывал оказать помощь в снабжении хлебом Красной Армии. Выступления Калинина способствовали местным партийным органам в их работе по мобилизации хлебных излишков.

Вместе с установлением Советской власти в Моршанске происходила национализация крупной промышленности, перешедшей в ведение губернского совнархоза, созданного в 1918 году. В 1920–1922 гг. в городе действовало более 10 промышленных предприятий, на них трудились около 2,3 тысяч рабочих. В числе наиболее крупных предприятий были: суконная фабрика (1 152 рабочих), махорочная и швейная фабрики, лесопильный, мыловаренный, стекольный заводы. В последующие годы наблюдался значительный подъем промышленного производства и полное его восстановление. Уже к 1926 г. только на цензовых предприятиях числилось 2,7 тысяч рабочих. Расширялся состав выпускаемой продукции, крепло энергетическое хозяйство.

За время предвоенных пятилеток Моршанск становится развитым промышленным и культурным центром Черноземного района. К началу 1936 г. на предприятиях города работало около 3,5 тысячи человек, а к 1940 г. это количество заметно увеличилось. За эти годы специализация промышленности существенно не изменилась, основными отраслями промышленности оставались текстильное и табачно-махорочное производство, но некоторые изменения все же наблюдались. Ведущие предприятия города были частично реконструированы, увеличился удельный вес металлообработки, возникло кооперативное производство, удовлетворявшее потребности Моршанского района в обеспечении товарами широкого потребления. Заметно улучшилось благоустройство города.

В годы Великой Отечественной

В годы Великой Отечественной войны промышленные предприятия Моршанска обеспечивали фронт снаряжением, обмундированием и продовольствием. Рабочие места мужчин, ушедших на фронт, заняли женщины и девушки. В начале 1942 г. доля работавших женщин на суконной фабрике составляла 63 процента от общего числа работавших. Люди работали с небывалым подъемом. В 1943 г. лучшие рабочие фабрики за выполнение и перевыполнение плана были отмечены орденами и медалями. Сотни тысяч погонных метров шинельного сукна выработали текстильщики за годы войны. В городе производилось огромное количество табака и махорки, которые поставлялись на фронт.

Воины-моршанцы сражались на фронтах не щадя жизни, проявляя чудеса героизма и мужества. Многие были удостоены звания Героя Советского Союза, в их числе Н. И. Бореев, Д. Н. Кратов, В. В. Никишов, В. С. Стрельцов, В. Я. Алкидов, П. А. Синельников.

Послевоенные годы

В послевоенные годы в Моршанске быстро развивались промышленность и жилищное строительство, город благоустраивался. В советские годы введены в строй новые заводы: химического машиностроения (Моршанскхиммаш), литейно-механический, авторемонтный.

Моршанская суконная фабрика к 1963 г. выпускала 20 наименований тканей. Спустя десятилетие на предприятии установили рапирные ткацкие станки ТР-3, позволившие расширить ассортимент одеял в структурном, цветовом и рисунчатом оформлении. Продолжилась модернизация оборудования, старые механические станки были заменены на современные. Растет ассортимент продукции: пальтовые ткани, жаккардовые одеяла, обувные байки и ткани, мебельные ткани. Сейчас «Моршанская мануфактура» является самым крупным работающим предприятием текстильной промышленности в Тамбовской области, располагающим собственными производственной базой и транспортом различного назначения, ремонтно-механической и ремонтно-хозяйственной базами, складскими помещениями, комплексом очистных сооружений.

Улицы и индексы (210) Все улицы

Добавить информацию
1-й Дачный пер.
393950
1-й Заводской пер.
393950
1-я Лештавская ул.
393950
1-я Луговая ул.
393950
18-й городок.
393950
19-й городок.
393950
2-й Дачный пер.
393950
2-й Заводской пер.
393950
2-я Дачная ул.
393950
2-я Кооперативная ул.
393950
2-я Лештавская ул.
393950
2-я Луговая ул.
393950
2-я Межевая ул.
393950
2-я Песчаная ул.
393950
2-я Тургенева ул.
393950
3 Городок кв-л.
393950
3-й городок кв-л.
393950
3-й городок ул.
393950
3-й городок.
393950
3-й Дачный пер.
393950

Знаменитые люди (3)

Добавить человека
  • Конев Иван Степанович Конев Иван Степанович
    В 1916 году служил в 212-м запасном пехотном полку в Моршанске.
  • Кутайсов Иван Павлович Кутайсов Иван Павлович
    С 1798 года владел пожалованной ему Павлом I крупнейшей в России водяной мельницей в Моршанске. В пригородной Базиевской слободе (ныне в черте города) проживали принадлежавшие ему крепостные крестьяне.
  • Николай II Александрович Николай II Александрович
    Посещал Моршанск 27 июня (10 июля) 1904 года. Присутствовал на молебне в соборе, принял парад двух мобилизованных резервных бригад, в состав которых входили полки 219-й пехотный Юхновский, 220-й Епифанский, 287-й Тарусский и 288-й Куликовский.

Гостиницы (1)

Добавить
Гостиница Цна расположена в городе Моршанск
Тамбовская область, город Моршанск, Ленина, 60
+7 4753345404

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.