Показать регионы
Герб - Город Ковров Информация о гербе
Ковров на карте

Ковров (Владимирская область)

Редактировать
  • Статус
    Город (c 1778 г.)
  • Дата основания
    1157 г. (первое упоминание)
  • Муниципальное образование
    Городской округ Город Ковров
    (центр муниципального образования)
    административный центр Ковровского района
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    областное
  • Население (тыс.чел.)
    138,552 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    57,40
  • Координаты
    56°21'49'' с.ш., 41°18'40'' в.д.
  • Почтовые индексы
    601900
  • Телефонный код
    +7 492 32
  • Автомобильные коды
    33
  • Прежние названия
    д. Елифановка (XII в.), с. Рождественское (до XIV в.)
  • День города (села)
    12 июня
  • Код ОКАТО
    17425000000
  • Код ОКТМО
    17725000001

Администрация

  • Глава городского округа
    Зотов Анатолий Владимирович (с сентября 2014 г.)
  • Адрес
    601900, Владимирская область, г. Ковров, ул. Краснознаменная, д. 6
  • Телефоны администрации
    +7 (492 32 ) 3-11-35, (492 32 ) 6-34-59, (492 32 ) 3-00-74, факс: (492 32 ) 3-11-35

Общие сведения

Редактировать
Ковров – город во Владимирской области, наделенный статусом городского округа, административный центр Ковровского района, 2-й по численности населения город области. Город воинской славы (2011). Расположен на правом берегу Клязьмы (притока р. Оки), в 75 км к северо-востоку от областного центра – города Владимира (по автодороге).

Численность населения – 140 117 человек (2015 г.). Площадь территории – 5 740 га.

Город Ковров является административным центром муниципального образования «Городской округ Город Ковров»

Фотографии (2)

Добавить фото
Ковров, дом №19 по улице Набережная

История Коврова

Редактировать
Основание

Предание гласит, что поселение, возникшее на месте современного города Ковров, было основано Юрием Долгоруким в XII веке. Одним из первых поселенцев был зверолов по имени Елифан. Населённый пункт был назван в его честь – деревня Елифановка. Впервые легенда о происхождении названия была напечатана в газете «Владимирские губернские ведомости» в 1886 году. Из-за типографской опечатки деревня была названа Епифановкой. Вплоть до 90-х годов ХХ века населённый пункт упоминался в краеведческой литературе только под этим именем.

Село Рождественское

Зимой 1157 года князь Андрей Боголюбский, возвращаясь из Суздаля, сбился с пути из-за сильной вьюги. Князю удалось спастись, выйдя на деревню Елифановка. Боголюбский считал своё чудесное спасение Божье милостью и решил построить церковь в благодарность за помощь. Поскольку описанные события происходили в канун Рождества, церковь была названа Рождественской. Строительством церкви занимался сын зверолова Елифана Василий. Когда строительство было завершено, Андрей Боголюбский наградил Василия незаселёнными землями вокруг деревни. Елифановка стала называться селом Рождественским. В XIII веке село вошло в состав Стародубского княжества.

Город Ковров

Своё название современный город получил от князей Ковровых, ставших владельцами Рождественского в XIV веке. Князья Ковровы происходили из рода Стародубских, живших недалеко от села Рождественское в городище Стародубе-Ряполовском. Со временем село стали называть именем его владельцев.

В 1567 году село Коврово было подарено Спасо-Ефимьевскому монастырю князем Иваном Семёновичем. Монастырь владел населённым пунктом до 1764 года. После учреждения монастырских штатов Коврово получило статус экономического села. Между 1630 и 1700 годами в селе на средства местных крестьян был построен каменный Христорождественский собор.

История непосредственно самого города началась в годы царствования императрицы Екатерины II. По её указу от 1 сентября 1778 года был учреждён Ковровский уезд в составе Владимирского и Костромского наместничества. В том же году село Коврово становится уездным городом Ковров. В 1796 году город становится заштатным, а в 1803 году снова уездным.

Весной 1858 года было начато строительство Московско-Нижегородской железной дороги. Железнодорожная ветка должна была пройти недалеко от Коврова. Первая поездка рейсового поезда, следовавшего из Нижнего Новгорода в Москву, была омрачена серьёзной аварией рядом со станцией Ковров I. В течение двух лет после аварии поезда по этой ветке не ходили. Велись поиски и устранения возможных неисправностей. В 1864 году в Коврове были открыты железнодорожные мастерские. В апреле 1867 года произошло ещё одно происшествие. Недалеко от ковровской станции в Клязьму обвалились 2 пролёта железнодорожного моста, а также здание водокачки. Новый мост был построен в начале 1870-х годов. В 1880 году Ковров стал начальным пунктом Муромской железной дороги.

К концу XIX века в городе проживало более девяти тысяч человек. Ковров начал своё активное развитие после появления железной дороги. Торговля становится одним из наиболее выгодных занятий для местного населения. Появились и первые промышленные предприятия: чугунолитейный завод, паровая мукомольня, механическо-ткацкая фабрика. Наиболее значимым предприятием считалась бумаготкацкая фабрика И. Треумова. В Коврове было открыто 2 питейных заведения. Образование было представлено двумя приходскими училищами и одним городским. Незадолго до Октябрьской революции в городе было начато строительство ещё одного предприятия – Ковровского пулемётного завода. С 1927 по 1932 годы он назывался Инструментальный завод №2, затем ему было присвоено имя К. О. Киркижа. В январе 1949 года завод получил имя В. А. Дегтярёва, бывшего конструктором оружия и направленного в Ковров в 1918 году для работы на предприятии.

Ковров после революции

В послереволюционные годы в Коврове наблюдается замедление развития. Местная промышленность начала развиваться только с конца 20-х годов. В 1929 году Ковровские железнодорожные мастерские переформировали в ремонтно-механический завод. Предприятие занималось ремонтом импортных экскаваторов. Однако вскоре было принято решение производить свои собственные землеройные машины: импортные стоили слишком дорого. На базе прежних мастерских появился экскаваторный завод. Первый экскаватор, называвшийся «Ковровец», сошёл с конвейера нового предприятия в апреле 1931 года. Серийное производство началось в 1933 году. К 60-м годам предприятию удалось достигнуть значительных успехов. В 1966 году завод получил высшую советскую награду – Орден Ленина.

В 30-е годы многие ковровские предприятия были реконструированы. Открыли и новые. Благодаря появлению новых фабрик и заводов были построены посёлки Красный текстильщик, Экскаваторщик и Красный металлист. В 1931 году в Коврове открылся филиал Московского института нового железнодорожного строительства имени Абельмана. В 1935 году в городе появились автобусы.

Великая Отечественная война

Вклад, сделанный жителями небольшого города в борьбу с фашизмом в годы Великой Отечественной войны, переоценить невозможно. В первые военные дни около тысячи ковровцев добровольно отправились на фронт. Около восьми тысяч записались в отряды народного ополчения. Каждый четвёртый житель города стал бойцом. Более восьми тысяч ковровцев погибли (умерли от ран, были убиты на поле боя или в плену, пропали без вести и т. д.). В августе 1941 года в Коврове сформировали 39-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион, предназначенный для охраны города и находившихся в нём оборонных предприятий от налётов вражеской авиации. Кроме этого, необходимо было бороться с фашистским десантом, который периодически забрасывал неприятель с целью поиска в городе оружейного завода.

В 1941 году появилась угроза оккупации многих регионов центральной части России. Ковровский район оказался в прифронтовой зоне. В конце лета 1941 года на случай оккупации Коврова были созданы партизанский отряд и 3 истребительных батальона. Чтобы усилить оборонительную способность, было принято решение построить бронепоезд «Ковровский большевик». Поезд был собран всего за 10 дней, а ещё через 5 дней на нём было установлено всё необходимое оборудование. В декабре 1941 года поезд был отправлен на фронт. Команду бронепоезда сформировали из добровольцев. «Ковровский большевик» принял свой первый бой с неприятелем в апреле 1942 года. Он участвовал в освобождении Унечи, Брянска, Гомеля, Могилёва и других городов.

Оружейный конструктор В. А. Дегтярёв создал противотанковое оружие, производство которого было освоено в рекордно короткие сроки на Ковровском инструментальном заводе. В августе 1941 года оружие гениального конструктора было принято на вооружение Красной Армией. В самый разгар сражения за Москву первая партия оружия поступила на фронт.

Ещё в 1934 году в Коврове, как и во многих других советских городах, был учреждён аэроклуб. К началу Великой Отечественной войны клуб успел подготовить несколько сотен парашютистов, инструкторов лётного дела и пилотов. Впоследствии многие выпускники ковровского аэроклуба пополнили ряды красноармейцев. Большая часть обучавшихся здесь пилотов после окончания военных училищ стали бомбардировщиками, штурмовиками и лётчиками-истребителями. Последний выпуск аэроклуба состоялся в 1942 году. Одна из улиц современного Коврова была названа именем В. Д. Блинова, бывшего выпускником ковровского аэроклуба. Василий Блинов пропал без вести в военные годы. Только в 1963 году недалеко от деревни Хитровка была обнаружена боевая воронка, в которой находились обломки самолёта. По номерам найденных среди обломков орденов удалось установить, что награды принадлежали лейтенанту Блинову.

Немало героев было и в тылу. В годы Великой Отечественной войны Ковров называли настоящей кузницей оружия. Только один завод имени Киркижа выпустил за 4 военных года более миллиона пулемётов, пушек и противотанковых ружей. В военные годы выпуск оборонной продукции увеличился в 14 раз. Работники предприятия смогли освоить 9 новых образцов оружия.

Патриотическое движение женщин и молодёжи помогло решить проблему с нехваткой кадров. Они добровольно приходили на городские предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт мужчин. Женщинам успешно удалось освоить все мужские профессии: сварщик, кочегар, сталевар и другие. В военные годы на ковровских предприятиях возникло движение двухсотников. Передовые рабочие брали на себя обязательство работать не только за себя, но и за ушедшего на фронт товарища. Некоторые работники перевыполняли план на 800% и более.

В оказание медицинской помощи раненым бойцам город Ковров также внёс огромный вклад. Первый военных госпиталь появился в Коврове в 1939 году в связи с советско-финским конфликтом, произошедшим зимой в 1939–1940 годах. Госпиталь был секретным и располагался в здании школы №1. В нём лечились не только советские, но и финские солдаты. В конце 1940 года госпиталь расформировали. В годы Великой Отечественной войны он был снова открыт. Затем в 1942 году госпиталь реорганизовали в полевой и отправили на фронт под Волоколамск. В 1948 году учреждение было реформировано и перенаправлено на Дальний Восток.

В первые военные дни Ковров стал принимать эвакуированных. Побывали здесь и дети из блокадного Ленинграда. Для них было открыто 2 детских дома, проработавших до 1948 года.

Послевоенные годы

После окончания Великой Отечественной войны Ковров продолжил своё промышленное развитие. Помимо уже существовавших, в городе появились также новые предприятия. В 1949 году была открыта ковровская швейная фабрика (сегодня она называется ОАО «Сударь»). В конце 50-х в связи с началом освоением космоса Ковровское конструкторское бюро «Арматура» было переквалифицировано на разработку агрегатов ракетно-космических комплексов и пневмоавтоматических систем. С середины 70-х годов «Арматура» принимает участие в производстве автоматических систем для забора грунта с Венеры и Марса. «Арматура» участвовала во многих региональных, всероссийских и международных программах и проектах.

В 1970 году был сдан в эксплуатацию новый железобетонный мост через Клязьму. В середине 70-х годов в городе было открыто троллейбусное движение.

Современный Ковров

Активное промышленное развитие города продолжается. Однако в планы городской администрации входит не только открытие новых предприятий и поддержка уже существующих. В Коврове развёрнута большая работа по патриотическому воспитанию молодёжи. На выполнение этой задачи в городе сегодня направлена деятельность около десятка образовательных и культурных учреждений. В Коврове проводится огромное количество культурных мероприятий, например, фестивали патриотической песни.

В конце 70-х годов ХХ века в Коврове был открыт дом-музей конструктора В. А. Дектярёва. За несколько десятилетий работы учреждения его посетило более ста тысяч человек. С 2008 года на базе музея осуществляется новый проект «Новая жизнь старого дома». Одной из целей данной выставки является патриотическое воспитание молодого поколения на примере выдающего оружейного конструктора.

Городские памятники, установленные в честь земляков, воевавших в годы Великой Отечественной войны, также напоминают современной ковровской молодёжи о славном прошлом их родного города. Одним из военных памятников стала Братская могила советских воинов, умерших от ран в ковровских госпиталях. Могила расположена на старом городском кладбище.

В ноябре 2011 года был подписан указ президента, согласно которому Ковров получил почётное звание «Города воинской славы». В 2013 году на площади перед заводом имени Дегтярёва была установлена стела «Город воинской славы».

Улицы и индексы (411) Все улицы

Добавить информацию
18 Марта ул.
601903
19 Партсъезда ул.
601903
3 Интернационала ул.
601901
5 Декабря ул.
601914
N14 КЭМЗ снт
601900
Абельмана ул.
Агапова ул.
601902
Александра Соколова пер.
601915
Андреевская ул.
601910
Артемовская ул.
601900
Бабушкина ул.
601909
Баранова ул.
601902
Барсукова ул.
601900
Белинского пер.
601907
Белинского ул.
601907
Березовая ул.
601915
Блинова ул.
Большая 1-я ул.
601902
Большая 2-я ул.
601902
Боровая 1-я ул.
601907

Знаменитые люди (3)

Добавить человека
  • Деев Александр Павлович Деев Александр Павлович
    В 1921-1926 годах жил в городе Коврове Владимирской губернии, окончил 7-летнюю школу, и 3 курса профтехшколы.
  • Лакин Михаил Игнатьевич Лакин Михаил Игнатьевич
    По поручению Владимирского окружного комитета РСДРП в 1905 году направлялся в город Ковров для проведения агитационной работы среди бастовавших рабочих.
  • Полежаев Александр Иванович Полежаев Александр Иванович
    Жил в Коврове в период стоянки в городе вернувшегося с Кавказа Московского пехотного полка в апреле-августе 1833 года.

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.