Показать регионы
Герб - Город Шуя Информация о гербе
Шуя на карте

Шуя (Ивановская область)

Редактировать
  • Статус
    Город (c 1778 г.)
  • Дата основания
    1539 г. (первое упоминание)
  • Муниципальное образование
    Городской округ Город Шуя
    (центр муниципального образования)
    административный центр Шуйского района
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    областное
  • Население (тыс.чел.)
    58,723 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    33,29
  • Координаты
    56°51'7'' с.ш., 41°23'8'' в.д.
  • Почтовые индексы
    155900–155912
  • Телефонный код
    +7 493 51
  • Автомобильные коды
    37
  • Прежние названия
    Борисоглебская слобода
  • День города (села)
    9 июня
  • Код ОКАТО
    24411000000
  • Код ОКТМО
    24711000001

Администрация

  • Глава городского округа Шуя
    Рощин Сергей Юрьевич (с 2 декабря 2015 г.)
  • Адрес
    155900, Ивановская область, г. Шуя, ул. Советская, д. 48
  • Телефоны администрации
    +7 (493 51) 4-12-05, (493 51) 4-14-39, (493 51) 3-13-32, факс: (493 51) 4-14-39

Общие сведения

Редактировать
Шуя – город в Ивановской области, административный центр Шуйского муниципального района, наделен статусом городского округа. Расположен на реке Теза, левом притоке Клязьмы (протекает с севера на юг через весь город, протяженность в городской черте – 6,6 км), в междуречье Волги и Клязьмы, в 32 км к юго-востоку от областного центра – города Иваново. В черте города через Тезу движение осуществляется через 4 моста – 2 автомобильных, 1 железнодорожный и 1 вантовый пешеходный мост.

Численность населения – 58 723 человека (2017 г.). Площадь территории – 3 329 га.

Город Шуя является административным центром муниципального образования «Городской округ Город Шуя»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

История Шуи

Редактировать
Происхождение названия

Одна из версий гласит, что на месте современного города Шуя находилось поселение финно-угорских племён меря и чудь. Название города может происходить от финского слова «суо», что значит «болотистая местность», «болото». Существует и славянская версия происхождения: название может восходить к древнеславянскому слову «ошую» (по левую руку, слева, на левом берегу реки).

Шуя в древности

О том, что Шуя достаточно древний населённый пункт, могут свидетельствовать захоронения, найденные в ХХ веке недалеко от современного города. Захоронения были названы Семухинскими курганами, и появились они на этой территории в Х–ХI веках. Монеты, найденные в захоронениях, указывают на то, что жившие здесь люди активно торговали с Востоком и норманнами.

Существует легенда о том, что когда-то Шуя была столицей белой России (то есть, Северной Руси), а само слово «шуя» могло переводиться с сарматского как «столица». Поскольку сарматы были одним из дославянских народов на русских землях, придание свидетельствуют о том, что Шуя имеет очень древнюю историю. «Сарматская» версия происхождения названия города была впервые предложена в книге «Картина России», изданной ещё в 1807 году.

Шуйское княжество

Возникновение Шуйского княжества относится к 1378 году. Юрий Васильевич, второй сын нижегородско-суздальского князя Василия Кирдяпы, становится удельным князем на этой земле. Юрий Васильевич является основателем знаменитого рода князей Шуйских, игравших немаловажную роль в российской политике в XVI–XVII веках. Именно к этому роду принадлежал последний царь из династии Рюриковичей Василий Иванович Шуйский, управлявший государством в 1606–1610 годах. По свидетельствам современников, уже, будучи царём, Шуйский часто наведывался в свою вотчину. Здесь он мог отдохнуть и заняться соколиной охотой. По преданию, княжна Анна, дочь Василия Ивановича, была похоронена в селе Мельничном (сегодня это пригород Шуи). От княжеского рода Шуйских происходят также и другие известные в России фамилии: Скопины-Шуйские, Горбатые-Шуйские и Глазатые-Шуйские.

Во время междоусобной войны между Дмитрием Шемякой и Василием II Тёмным шуйские князья Фёдор и Василий приняли сторону Шемяки. В результате, им удалось на некоторое время заполучить Нижний Новгород и Суздаль. Однако вскоре Василий II одержал победу. Шуйские князья были вынуждены признать его власть, сами же они лишились права на княжение. Шуйская земля в течение нескольких столетий входила в состав Суздальского уезда. Официально свою независимость Шуйское княжество потеряло в 1448 году, когда шуйский князь Иван Горбатый добровольно передал ордынские ярлыки Василию II.

Город Шуя

Несмотря на то, что Шуйское княжество возникло в XIV веке, первые письменные упоминания о самой Шуе относятся к 1539 году. Впервые город упоминается в Никоновской летописи среди населённых пунктов, разорённых ханом Сафа-Гиреем. От 1539 года Шуя ведёт своё летоисчисление. В более ранних документах Шуя упоминается под названием Борисоглебская слобода (в честь расположенной в городе церкви Святых Бориса и Глеба).

В 1549 году через Шую проходил Иван Грозный, направлявшийся на взятие Казани. Город был включён в состав опричнины, куда входило ещё 19 городов, и объявлен собственностью царя. Шуя была унаследована сыном Ивана Грозного, Фёдором. Город неоднократно подвергался нападениям иностранцев. В 1609 году его разорили поляки, а ещё через 10 лет, в 1619 году, на Шую напали литовцы, также разорившие город.

В 1722 году в Шуе побывал Пётр I. По пути в Персидский поход царь решил посетить город, чтобы приложиться к местной святыне – чудотворной иконе Шуйско-Смоленской Божией Матери, которая находилась в Вознесенском храме. Согласно легенде, икона была написана в 1654–1655 годах. В это время в городе была эпидемия моровой язвы. Очевидцы утверждают, что после того, как икона была закончена, моровая язва неожиданно покинула Шую. С тех пор святому лику приписывали чудотворные свойства. Пётр был серьёзно болен и хотел перевезти икону в Петербург, чтобы обрести исцеление. Когда жители города узнали о намерениях царя, они упали перед Петром на колени, умоляя не забирать у Шуи «заступницу».

В конце 1720-х годов в Шуе жила Елизавета Петровна. Дочь Петра I любила охотиться в местных лесах. Помнит город и другого наследника российского престола – будущего царя Александра II. Цесаревич прибыл в Шую в 1837 году во время своего путешествия по России. Александра сопровождал известный русский поэт В. А. Жуковский. Молодой наследник познакомился с местными достопримечательностями, а также посетил дома самых богатых жителей Шуи – купцов Киселёвых и Посылиных.

Текстильный промысел и купечество в Шуе

Развитие промышленности в Шуе началось намного раньше, чем во многих других российских городах. Этому способствовало удобное расположение города на Тезе, судоходной реке. Текстильная промышленность и торговля издревле считались главными занятиями жителей Шуи. На месте современного Гостиного двора в городе когда-то располагался постоялый двор для приезжих купцов. Торговать в Шую приезжали не только иногородние, но и иностранные «торговые люди». Так, например, в 1654 году в городе появилась лавка английско-архангельской торговой компании. Кроме этого, в городе часто проводились ярмарки, славившиеся на всю страну. Первая мануфактура появилась здесь в 1755 году. Учредителем мануфактуры был купец Яков Игумнов. Купец получил в шуйской воеводской канцелярии специальный документ, разрешавший открытие фабрики.

В 1781 году Екатериной II был издан указ об образовании Владимирского наместничества. В том же году был утверждён герб Шуи. Поскольку мыловаренное производство было одной из главных специализаций города, на гербе появился большой жёлтый брус мыла. Этот брус можно увидеть и на современном городском гербе. Первые мыловарни появились в Шуе в XVII веке, о чём свидетельствует писцовая книга Афанасия Векова и подъячего Селивестра Иванова (1629 год). Промышленный характер Шуи определился ещё в XVI веке. Помимо мыловарения, в городе был распространён овчинно-шубный промысел, особенно процветавший в XVI–XVII веках. Царь Василий Шуйский даже получил в народе прозвище – «шубник».

Изготовление льняных тканей тоже развивалось в Шуе с давних времён. Производством холстов занимались многие крестьяне и посадское население. После появления в городе мануфактуры Игумнова шуйский хлопок начинает завоёвывать мировой рынок. Купеческая династия Киселёвых одной из первых в городе наладила поставку английской пряжи, несмотря на то, что пряжу можно было купить и в окрестностях города. Братья Посылины тоже открыли собственную бумагопрядильную фабрику, работавшую посредством паровых машин. Продукция, произведённая на предприятии Посылиных, была удостоена золотой медали в 1829 году на Первой Всероссийской выставке мануфактурной промышленности, состоявшейся в Петербурге. Известный писатель XIX века Дмитрий Шелехов отзывался о династии Посылиных, как о «расчётливых и настойчивых в исполнении задуманных предприятий». По мнению Шелехова, мануфактура Посылиных имела все шансы для того, чтобы стать одной из лучших в Российской империи. Рост промышленности привёл к росту населения города. В середине XIX века в Шуе проживало более восьми тысяч человек.

В Списке населенных мест Владимирской губернии по сведениям 1859 г. Шуя значится как уездный город Шуйского уезда при реке Тезе. В городе числилось 675 домов и 8 555 жителей обоего пола – 3 965 мужского и 4 590 женского. Указаны: 6 православных церквей, уездное и приходское училища, духовное уездное училище, 2 больницы (городская и купцов Киселевых), почтовая станция, ярмарка, базар, пристань, фабрик и заводов – 21.

Шуйские музыкальные инструменты

Жители Шуи занимались не только «серьёзными» промыслами. В 1887 году в городе было налажено производство музыкальных инструментов ручной работы. Город становится родиной шуйской гармони, которая стала популярна далеко за пределами Шуи. Первые гармони создавались на основе венской модели (однорядной и двухрядной). Однако мастерам предписывалось придерживаться в своей работе «русского настроя».

Через несколько лет после выпуска первых моделей появилась новая, получившая название «Хромка», представлявшая собой двухрядную диатоническую модель. «Хромка» превзошла своих предшественниц благодаря улучшенному строению. Отличие «Хромки» от венской модели состояло в том, что высота звука в ней не зависела от направления движения мехов, что значительно упростило игру на инструменте. Наибольшее распространение в России «Хромка» получила в ХХ веке. Благодаря этой модели в городе зародилась автономная отрасль. «Хромка» постоянно совершенствовалась, и этот процесс не прекращён и в наши дни. Сегодня многие российские музыкальные коллективы используют инструменты, произведённые в Шуе.

Шуйское дело

Как и все российские города, Шуя прошла через революцию и гражданскую войну. Одним из трагических эпизодов в истории города стало так называемое Шуйское дело. 15 марта 1922 года большая часть жителей города (в основном это были рабочие) вышла на центральную площадь и устроила митинг. Новые власти собирались изъять из Вознесенского храма церковные ценности. Несмотря на активную пропаганду атеизма, жители Шуи были против того, чтобы их город лишали святынь, находившихся здесь не одно столетие. Власти были вынуждены применить военную силу и открыли пулемётный огонь. Несколько человек, в том числе, один ребёнок, было убито.

19 марта весть о происшествии дошла до Ленина. События в Шуе были признаны попыткой сопротивления Советской власти со стороны шуйского духовенства. 22 марта в городе начались репрессии против духовных лиц Шуи. Репрессиями руководил Лев Троцкий. Уже через несколько недель были расстреляны иерей Иоанн Рождественский, протоиерей Павел Светозаров, а также мирянин Пётр Языков. Последний был обвинён в том, что помогал «идеологическим врагам» Советской власти.

В 1924 году в Шуе был закрыт храм Илии-пророка, заложенный ещё в 1834 году. Последним священником, который проводил в храме службы, был отец Николай. Долгое время в здании храма располагался клуб предприятия «Шуйский Пролетарий». Жители города называли этот клуб «Безбожником».

С конца ХХ века в России наблюдается возвращение к духовным ценностям предков. Началось восстановление разрушенных Советской властью храмов и церквей. В 2007 году в Шуе был установлен памятник священнослужителям и мирянам, пострадавшим от репрессий. В храме Илии-пророка проводятся реставрационные работы, как снаружи, так и внутри. Отец Николай (Ошоев), иеромонах Свято-Успенско-Казанского мужского монастыря стал первым в наши дни священником, который провёл службу в стенах храма. Первое богослужение состоялось 2 августа 2009 года. С тех пор службы ведутся регулярно.

Улицы и индексы (376) Все улицы

Добавить информацию
1 Высокой улицы 1-й проезд
155905
1 Высокой улицы 2-й проезд
155905
11 Северной улицы 1-й проезд
155902
2 Болотной улицы 1-й проезд
155912
2 Северной улицы 1-й проезд
155902
2 Северной улицы 2-й проезд
155902
4 Мельничной улицы 1-й проезд
155902
4 Мельничной улицы 2-й проезд
155902
5 Пушкинского переулка 1-й проезд
155900
6 Марковской улицы 1-й проезд
155903
Алимова ул.
155905
Аникина ул.
155902
Арсения п.
155902
Арсеньевская ул.
155901
Афанасьева 1-я ул.
155904
Афанасьева 2-я ул.
155904
Афанасьева 3-я ул.
155904
Афанасьева мкр
155904
Бабушкина пл.
155902
Бабушкина ул.
155902

Знаменитые люди (4)

Добавить человека

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.