Показать регионы
Герб - Город Железногорск Информация о гербе
Железногорск на карте

Железногорск

Редактировать
  • Статус
    Город (c 17 марта 1954 г.) ЗАТО
  • Дата основания
    1950 г.
  • Муниципальное образование
    Городской округ Город Железногорск ЗАТО
    (центр муниципального образования)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    краевое
  • Население (тыс.чел.)
    84,930 (2014)
  • Территория (кв.км)
    456,67
  • Координаты
    56°15'9'' с.ш., 93°31'57'' в.д.
  • Почтовые индексы
    662970–662980
  • Телефонный код
    +7 3919
  • Автомобильные коды
    24, 84, 88, 124
  • Прежние названия
    Красноярск-26
  • День города (села)
    последняя суббота июля
  • Код ОКАТО
    04535000000
  • Код ОКТМО
    неизвестно

Администрация

  • Глава ЗАТО Железногорск
    Медведев Вадим Викторович (с 25 марта 2010 г.)
  • Адрес администрации
    662971, Красноярский край, г. Железногорск, ул. XXII партсъезда, д. 21
  • Телефоны администрации
    +7 (3919) 74-60-32, (3919) 72-20-74, (3919) 74-64-95, факс: (3919) 74-60-32

Общие сведения

Редактировать
Железногорск – город в южной части Красноярского края, центр закрытого административно-территориального образования (ЗАТО). Расположен на правом берегу реки Енисей в предгорьях Атамановского хребта – отрога Саянских гор, в 64 км к северо-востоку от краевого центра – города Красноярска. На территории города находятся достаточно крупные озера – Глубокое и Море.

На 2014 год численность населения города – 84 930 человек, численность населения городского округа – 93 998 человек. Территория – 45 667 га.

Город Железногорск является административным центром муниципального образования «Городской округ Город Железногорск ЗАТО»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

Улицы и индексы Железногорска (87) Все улицы

Добавить информацию
Пока информации нет...
22 Партсъезда ул.
662971
60 лет ВЛКСМ ул.
Андреева ул.
662971
Белорусская ул.
662973
Березовая ул.
Большая Кантатская ул.
662970
Ботаническая ул.
662970
Верхняя Саянская ул.
662970
Веселый проезд
662973
Восточная ул.
662970
Горный проезд
662974
Горького ул.
Госпитальная ул.
662973
Григорьева ул.
662972
Дачная ул.
662973
Енисейская ул.
Ермака ул.
662977
Жемчужная ул.
662977
Загородная ул.
Зеленая ул.
662977

История Железногорска

Редактировать
Комбинат № 815

История города Железногорска неразрывно связана с атомной промышленностью. В конце 1940-х г. руководство СССР уделяло большое значение производству компонентов для ядерного оружия, ускоренными темпами строились предприятия атомной отрасли. В соответствии с решением 1-го Главного управления при Совнаркоме СССР, одно из секретных предприятий по наработке оружейного плутония должно было удовлетворять следующим условиям: располагаться вблизи озера или реки (на охлаждение реакторов требовалось большое количество воды), находиться далеко от государственной границы, но рядом с крупным промышленным центром, в несейсмоопасном районе, и обязательное условие – под землей. Ученые рассчитали, что основной объект в случае ракетно-бомбового удара мог уцелеть под 200-метровой толщей земли.

Было поддержано предложение заместителя начальника 1-го Главного управления при Совете Министров СССР Авраамия Павловича Завенягина – использовать для строительства площадку с горным массивом, находящуюся в среднем течении реки Енисей. По распоряжению И. Сталина в мае 1949 г. в Красноярский край была направлена изыскательская экспедиция института ГСПИ-11 (Ленинградского союзного проектного института) с целью окончательного подтверждения места строительства. Десантом изыскателей были исследованы окрестные деревни Додоново, Атаманово, Куваршино, Балчуг, Шивера и Белорусская, была выбрана деревня Додоново. В этом месте Атамановский хребет приближался вплотную к реке Енисей, ограждая с востока широкую долину, на территории которой можно было построить жилой поселок. Важными были и другие факторы: в 64 км располагался Красноярск, крупный промышленный центр, и Транссибирская железнодорожная магистраль.

20 августа 1949 г. у деревни Додоново на берег Енисея высадился отдельный строительный военный батальон, прибывший на пароходе «Мария Ульянова» из г. Глазова для проведения подготовительных работ перед строительством будущего рабочего поселка. Стройбатом в составе 800 человек командовал подполковник Курносых. Уже к октябрю 1949 г. сформировали первый строительный район. Работа велась в суровых условиях – ранние холода, бездорожье, жизнь в палатках, отсутствие каких-либо механизмов. Но бойцами строительного батальона в кратчайшие сроки были построены причалы для разгрузки стройматериалов с барж и первые склады, было проложено 6 километров гравийной дороги, началось строительство бараков. В конце октября было приказано законсервировать стойку, а строителей передислоцировать в район г. Томска. Для охраны складов было оставлено 100 человек.

26 февраля 1950 г. вышло постановление Совета министров СССР за подписью И. В. Сталина о строительстве комбината № 815, предписывающее надежно укрыть комбинат № 815 от нападения с воздуха и обеспечить его бесперебойную работу. С этой целью необходимо было комбинат по производству теллура-120 построить в скальных породах под землей, с заглублением 200–230 м. Для строительства комбината утверждалась площадка на правом берегу Енисея, в 50 км ниже Красноярска. На поверхности земли предписывалось разместить жилой поселок со следующими сроками ввода в эксплуатацию: 1950 г. – 10 тыс. кв. м, 1951 г. – 30 тыс. кв. м, 1952 г. – 40 тыс. кв. м. К августу 1950 г. предстояло построить железнодорожную ветку от площадки комбината № 815 до станции «Базаиха» Красноярской железной дороги и открыть на ней рабочее движение.

В марте 1950 г. на территорию будущей стройки прибыли проектировщики и изыскатели «Ленгипростроя», всего 22 человека. Со строительства секретного объекта в Челябинске-40 под Красноярск был командирован начальник Главпромстроя МВД СССР генерал-майор Михаил Михайлович Царевский, прибывший в деревню Первомайскую 15 апреля 1950 г. В распоряжение строителей было передано 30 грузовых автомобилей ЗИС-5 грузоподъемностью 3 тонны (в условиях бездорожья грузовики передвигались в сопровождении трактора), а также 50 лошадей, доставленных из Челябинска-40.

Распоряжением МВД СССР в мае 1950 г. был создан исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) «Гранитный». С мая по октябрь заключенные строили железнодорожную ветку от станции «Базаиха» до Соцгорода протяженностью 51 км. С введением в эксплуатацию железной дороги была решена задача оперативной доставки грузов на строительные площадки комбината и рабочего поселка. Первый пассажирский поезд, курсировавший между Соцгородом и Базаихой-II, строители прозвали «Тарзаном» за издаваемый им пронзительный свисток, его составляли маленькие немецкие трофейные вагончики, отапливаемые «буржуйками».

Основание города, 1950-е годы

В июне 1950 г. была организована «Восточная контора Главстроя СССР» – дирекция комбината. Первопроходцы работали в тяжелейших условиях – не хватало транспорта, механизмов и стройматериалов, люди ютились в деревянных бараках и землянках. Но уже 15 августа 1950 г. строители забили первый колышек, обозначивший начало строительства жилых кварталов будущего секретного города. Тогда же, летом 1950 г., началась подготовка к горнопроходческим работам в скальном массиве для размещения здесь комбината № 815.

В первые годы строительства промышленные объекты и будущий город создавались, главным образом, заключенными и военными строителями, гражданских специалистов было немного. По данным на 1 января 1953 г., в лагере «Гранитный» содержались 27 314 заключенных. После амнистии 1953 г. 17 тыс. человек были освобождены досрочно. С 1950 по 1964 гг., за все время существования Полянского исправительно-трудового лагеря (такое название «Гранитный» получил с 1954 г.), через него прошли 80 тысяч 483 заключенных.

К 1953 г. были пущены в эксплуатацию деревообрабатывающий комбинат, бетонный и кирпичный заводы, началась разработка песчано-гравийных карьеров. В жилом массиве уже было 234 жилых дома, из них 18 каменных, построен кинотеатр «Спартак», больничный городок, три столовых, три школы и детский сад. В самом начале строительства были созданы новые предприятия: Горное управление, Монтажная контора № 17 Главпромстроя МВД СССР (трест «Сибхиммонтаж»), Монтажно-строительное управление № 73. Специалисты этих предприятий работали на строительных площадках.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 марта 1954 г. рабочему поселку комбината № 815 был присвоен статус города. Новый город получил два имени: в открытой переписке использовалось название Красноярск-26, в закрытой переписке советских и партийных органов – Железногорск. К этому времени объем жилья, введенного в эксплуатацию в Красноярске-26, превысил 40 тыс. кв. м, в городе было 5 школ на 1 760 учащихся, работала сеть объектов соцкультбыта, действовали три внутриквартальных котельных. В июне 1954 г. в городе состоялись первые выборы в Совет депутатов трудящихся, в который вошли 139 депутатов.

По призыву Хрущёва и ЦК ВЛКСМ в 1956 г. на секретную стройку прибыло 2 252 добровольца из Москвы и Ленинграда, из которых 948 были комсомольцами – строители, инженеры, монтажники, учителя.

1958 год стал знаменательным для молодого города. 19 августа 1958 г. был пущен первый реактор Горно-химического комбината – АД. Уже 28 августа состоялось подписание акта о его готовности к эксплуатации и Горно-химический комбинат пополнил строй действующих предприятий СССР. 27 июня 1961 г., спустя всего три года, был пущен второй реактор, АДЭ-1, для наработки плутония-239.

В 1958 г. Центральным Комитетом КПСС и Советом министров было принято решение перевести Красноярский машиностроительный завод на изготовление ракетной техники. Постановление предписывало построить специальный объект – испытательную станцию жидкостных ракетных двигателей, которой было присвоено условное название «Химзавод». Площадку Химзавода разместили недалеко от города, а в создании спецобъектов участвовали инженеры и строители Красноярска-26. 31 декабря 1961 г., через три года после начала строительства, испытательный стенд был построен и сдан эксплуатацию.

4 июня 1959 г. в соответствии с приказом Госкомитета оборонной техники в Красноярске-26 был образован филиал ОКБ-1, руководителем которого был назначен 34-летний заместитель С. П. Королёва Михаил Фёдорович Решетнёв. 1 ноября 1959 г. в штат предприятия было зачислено 137 сотрудников. 23 мая 1960 г. были образованы первые 11 отделов. 2 июня 1960 г. в Красноярск-26 прибыл С. Королёв, после визита которого строительство цехов пошло ускоренными темпами. Уже к концу года была собрана первая партия гироприборов и 31 декабря 1960 г. сдана заказчику, а в январе 1962 г. первая ракета, собранная в Конструкторском бюро прикладной механики, была запущена с космодрома Капустин Яр.

Красноярск-26 в 1960–1980-х годах

Секретный город Красноярск-26, не отмеченный на картах СССР, являлся объектом пристального внимания со стороны высшего руководства страны. 9 октября 1959 г. город посетил первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, он спустился в шахту, где в то время был пущен первый реактор, ознакомился с щитом управления АД. Никита Сергеевич повторно был с визитом в Красноярске-26 в начале 1963 г., осмотрев цеха 2-й площадки «Красмаша» – так называли тогда НПО Прикладной Механики.

В январе 1964 г. был пущен реактор АДЭ-2 на Горно-химическом комбинате. В августе того же года были выведены на орбиту три спутника «Космос» разработки НПО ПМ. В то же время специалисты ГХК и ВНИПИЭТ разработали и внедрили первую в мире схему использования тепла, выделяемого реактором АДЭ-2 для горячего водоснабжения и теплоснабжения Красноярска-26. Это позволило ликвидировать чадящие угольные внутриквартальные котельные.

Строились не только промышленные объекты, полным ходом шло строительство жилых кварталов. В 1958 г. появилось искусственное озеро, созданное силами жителей города, вокруг водоема планировалось строительство жилых кварталов. Согласно Генплану, первыми в 1960-х гг. начали строить так называемые «хрущевки» – панельные 5-этажные дома серии 1-335. К середине 1960-х гг. были застроены центральная и северная части Красноярска-26. Преобладающими были крупнопанельные дома эпохи «советского классицизма», спроектированные ленинградскими архитекторами.

В 1974 г. в городе началось возведение домов улучшенной планировки. К этому времени Красноярск-26 имел развитую инфраструктуру, включающую в себя детские сады и школы, больничный комплекс, продуктовые и промтоварные магазины, предприятия бытового обслуживания, спортивные и культурные учреждения. В числе прочих объектов в городе действовали: Театр кукол, Театр оперетты, 3 кинотеатра, музыкальная школа, 8 библиотек.

В августе 1979 г. город Красноярск-26 отпраздновал 25-летний юбилей. К юбилейной дате Горсоветом было утверждено звание «Почетный гражданин Красноярска-26», и первыми звания Почетного гражданина города были удостоены: Ефим Павлович Славский (министр среднего машиностроения), Виталий Петрович Амелин (бригадир столяров «Сибхимстроя»), Рудольф Александрович Балюкин (токарь-расточник НПО ПМ), Владилен Владимирович Бормашев (бригадир слесарей монтажников МСУ-53), Александр Васильевич Лёзин (начальник цеха ГХК), Тамара Васильевна Стороженко (главный педиатр ЦМСЧ-51).

В 1979 г. было начато строительство микрорайона № 3 – первого многоэтажного микрорайона. По замыслу архитекторов и строителей, он должен был раскинуться на южном берегу озера и включать в себя только дома улучшенной планировки. Главной улице нового микрорайона дали название в честь архитекторов из Ленинграда, спроектировавших неповторимый облик города – Ленинградский проспект.

В 1980-х гг. в городе продолжилось активное строительство – строились 3-й и 4-й микрорайоны, был создан архитектурно-художественный комплекс площади Победы с мемориалом, открыт памятник С. П. Королеву. 27 августа 1988 г. в Красноярске-26 открылся городской музей, основу первых экспозиций которого составили страницы истории предприятий города.

1990-е годы

С началом в стране экономического кризиса 1990-х гг. наступил сложный период в истории города. В условиях инфляции и нестабильности трудные времена наступили для предприятий, на градообразующих предприятиях значительно сократился оборонный заказ, а по некоторым видам продукции он был приостановлен. Вынужденно простаивали рабочие коллективы, задерживалась заработная плата, люди участвовали в митингах протеста. Но даже в тяжелейших условиях того времени Красноярск-26 сохранил основные производства и градообеспечивающие предприятия. Социальная обеспеченность жителей города оставалась на уровне самых высоких в Красноярском крае.

В соответствии с Законом о закрытых административно-территориальных образованиях от 14 июля 1992 г., Красноярск-26 был отнесен к категории ЗАТО. 4 января 1994 г. Красноярску-26 было официально присвоено имя Железногорск, впервые обозначенное еще в 1954 г. в Указе Президиума Верховного Совета. 28 июля 1994 г. в Железногорске пребывал с визитом Президент России Б. Ельцин. 22 декабря 1996 г. в городе был сформирован представительный орган местного самоуправления – городской Совет, в состав которого вошли 13 депутатов. 23 октября 1997 г. принят Устав ЗАТО г. Железногорск.

К концу 90-х гг. XX века социально-экономическая ситуация в Железногорске начинает стабилизироваться, на продукцию градообразующих предприятий частично возобновляется госзаказ.

Современный Железногорск

В 1999 г. город активно включился в международное сотрудничество, началась реализация ряда программ: «Города-побратимы», «Инициатива атомных городов» и др. В июле 2000 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между Железногорском и городами Мэривилл и Алкоа (штат Теннеси, США).

В ноябре 2002 г. началась разработка Стратегического плана развития города на период до 2010 г. При планировании своего будущего Железногорск, как и прежде, связывает его со своими градообразующими предприятиями. Стратегически важными остаются объекты Горно-химического комбината, на котором планируется создание новых мощностей для временного хранения отработавшего ядерного топлива и комплексного производства полупроводникового кремния. Одним из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли РФ остается ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнёва», создавшее свыше тысячи космических аппаратов в областях связи, навигации, телекоммуникации, геодезии. Управление строительства № 9 стало одним из подразделений федерального агентства «Спецстрой России».

Гостиницы (1)

Добавить
Гостиница Гостиный двор расположен в городе Железногорск
Красноярский край, город Железногорск, Ленина, 25 А
+7 3919753845

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.