Показать регионы
Герб - Город Бологое Информация о гербе
Бологое на карте

Бологое (Тверская область)

Редактировать
  • Статус
    Город (c 3 июня 1917 г.)
  • Дата основания
    1495 г. (первое упоминание)
  • Муниципальное образование
    Городское поселение Город Бологое
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
    Бологовский район
    (административный центр района)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    20,498 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    неизвестно
  • Координаты
    57°53'8'' с.ш., 34°2'58'' в.д.
  • Почтовые индексы
    171070–171085
  • Телефонный код
    +7 482 38
  • Автомобильные коды
    69
  • Прежние названия
    Благое
  • День города (села)
    1-й выходной день августа
  • Код ОКАТО
    28408000000
  • Код ОКТМО
    28608101001

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Гаврилов Игорь Владимирович (с декабря 2018 г.)
  • Адрес
    171070, Тверская область, г. Бологовский район, г. Бологое, ул. Ленинградская, д. 2
  • Телефоны администрации
    +7 (482 38) 2-22-09, (482 38) 2-26-63, (482 38) 2-26-41, (482 38) 2-51-68

Общие сведения

Редактировать
Бологое – город в Тверской области, административный центр Бологовского муниципального района. Расположен на территории Русской равнины, на северо-западе Тверской области, на берегах одноименного озера, между 2-мя российскими столицами: в 330 км к северо-западу от Москвы и в 320 км к юго-востоку от Санкт-Петербурга, в 184 км (по автодороге) к северо-западу от областного центра – города Твери.

Численность населения – 22 177 человек (2014 г.).

Город Бологое является административным центром муниципального образования «Городское поселение Город Бологое»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

История города Бологое

Редактировать
Бологое с древнейших времён до XVII века

Для многих, путешествующих на поезде из Петербурга в Москву и наоборот, Бологое является лишь неприметной узловой станцией, которая стоит ровно на половине пути между двумя столицами. Однако этот кажущийся малоприметным городок имеет долгую и славную историю. Да и к тому же можно с уверенностью сказать о том, что Бологое имел непосредственное отношение к возникновению и развитию железнодорожного сообщения в Российской империи.

Эта земля ещё в древности была привлекательна для жизни. Здесь, в озёрном краю, первые люди появились ещё в эпоху неолита, а если точнее в III тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки орудий труда и останков первобытного человека. К слову, первые археологические раскопки начались здесь ещё в 1877 году, а среди знаменитых археологов, которые проводили свои исследования на берегу одноименного озера, был Н. К. Рерих. Им и было установлено, что после первобытных людей здесь проживали финно-угорские племена весей, которых потом сменили славяне.

История сохранила историческое название города, данное ещё первыми славянами, которые осваивали эти земли. Его название происходит от древнерусского слова «бологыи», что означает благой, хороший. Изначально так называлось озеро, а после название перешло на селение, которое образовалось на его живописном берегу. Первыми славянами, заселившими эти земли стали новгородцы. Они приходили сюда в поисках новых пахотных земель. Леса, которыми был богат этот край, поджигались и выкорчёвывались, а на их месте возникали новые пашни. Такой способ земледелия получил название подсечно-огневого. Вместе с полями возникали новые селения, которые хорошо укреплялись. Это была вынужденная мера, так как здесь был перекрёсток путей, и все захватчики проходили через эти земли.

С момента обретения Новгородом независимости в 1136 году Бологое по-прежнему оставалось во владении боярской республики. За время её существования эти земли неоднократно подвергались постоянным набегам захватчиков, которые стремились завладеть богатствами новгородских земель. Среди них было и Московское княжество, которое всё больше претендовало на роль объединителя русских земель.

Но окончательно завоевать Новгород московским князьям удалось лишь к 1478 году. Великий московский князь Иван III смог покончить с независимостью этих земель и подчинить себе гордую республику. Но всё же ещё на протяжении долгого времени здесь неоднократно вспыхивали народные восстания против Московского княжества. Однако благодаря этим трагическим событиям стало известно о небольшом селении под названием Бологое. На завоеванных землях Иван III провел подробную перепись всех селений, чтобы упорядочить сбор податей. В 1495 году она была проведена в Деревенской пятине, куда входили Бологовские земли. С тех пор эта дата считается официальным отсчётом истории города.

Благодаря этой переписи до нас дошли сведения о Бологом и о его жизни. В частности, в ней говорится о том, что в селении располагалась церковь и кладбище, а также княжеский двор. Вплоть до XVII века здесь не происходило никаких выдающихся событий, известно только то, что люди жили здесь спокойно, но очень бедно, а само селение являлось одним из административно-торговых и религиозных центров этих земель.

Но уже с 1601 года на жителей селения начинают обрушиваться всевозможные беды. С этого времени начинается страшный голод, который продлился несколько лет. А потом в стране начались события, которые в истории именуются как Смутное время. В 1608 году войска Лжедмитрия II разграбили не только Бологовские, но и соседние земли. Но всё же стоит отметить, что после этого грабежа Бологое долгое время обходили войны (вплоть до 1941 года).

Развитие Бологого в период XVIII – нач. XX вв. Железная дорога

На протяжении всей истории Бологое играло роль важного транспортного узла. Ещё при Иване III здесь были построены первые ямы, прообразы будущих почтовых станций. Здесь проходила основная дорога, которая соединяла Москву и Новгород. А с основанием в начале XVIII новой столицы – Петербурга, движение по этой дороге стало ещё более интенсивным.

Однако даже близость московского тракта почти никак не отразилось на жизни селения. Бологое очень медленно развивалось. Основными занятиями местного населения оставались животноводство и земледелие, а также местные промыслы. Застройка селения по-прежнему была деревянной и одноэтажной. Первое кирпичное здание появилось здесь только в 1808 году. Это была церковь святой Троицы. С конца XVIII века Бологое вошло в состав Валдайского уезда Новгородской губернии.

В это время Бологое принадлежало капитану С. П. Лапухину, а после его смерти село перешло во владение его тётки С. Б. Мельницкой. После оно стало имением И. А. Мельницкого, которому и принадлежит заслуга строительства первой кирпичной церкви. Потом Бологое поделили его дочери – С. И. Эристова и М. И. Путятина. Таким образом, это село являлось типичным помещичьим владением, стоявшим в стороне от главной почтовой дороги. И неизвестно, как сложилась бы его дальнейшая судьба, если бы не было принято судьбоносное решение о строительстве железной дороги.

В 40-х годах XIX века началось строительство железной дороги. С её появлением Бологое начало очень быстро развиваться. Возле станции возникает посёлок, который вскоре сливается с селом. Появляется новая улица (современная улица Кирова), которая соединяет станцию с Троицкой церковью. Постепенно растёт и население посёлка, правда за счёт работников железной дороги. Уже к 1865 года население Бологого составляло около 1500 человек. Не менее привлекательным стал посёлок для купцов и промышленников. Они активно скупали частные земли, которые находились возле станции и брали в аренду землю, которые сдавали Путятины. На них активно возводятся трактиры, постоялые дворы, ночлежки и дома. Это благодатно сказалось на развитии села и уже к концу XIX века Бологое представляет собой крупный пристанционный поселок с активной торговлей.

В 1870 году открывается Виндаво-Рыбинская железная дорога, а спустя шесть лет железнодорожная больница. Для работы на железной дороге требовалось большое количество квалифицированной рабочей силы. Уже в 1860 году открыта первая начальная школа, в 1876 году основано Бологовское училище, а 1 сентября 1879 года для учащихся распахнуло двери техническое железнодорожное училище – одно из первых в стране.

Но, не смотря на столь активное развитие, застройка Бологого была в основном деревянной. Это приводило к частым пожарам в селении. Для борьбы с огнём было создано пожарное общество. Уже к августу 1881 года появилось первое пожарное депо, а первая команда состояла из 60 человек.

К XX веку Бологое является крупным железнодорожным узлом. К уже существующим железнодорожным направлениям добавляются два новых. В 1897 году введена в эксплуатацию железная дорога Бологое – Псков, а в 1907 году Бологое – Полоцк, причём идея соединения центра и запада Российской империи принадлежала французам. Развивается в Бологом и промышленность. Здесь работает фабрика музыкальных инструментов, лесопильный завод, в 1906 году открывается шпалопропиточный завод, а позже появляются винокуренный и стеклобутылочный заводы.

Но, несмотря на это, преимущественным занятием населения по-прежнему остаётся сельское хозяйство, которое стояло на самой низшей ступени развития. Основная масса живёт в бедности, и многие уезжают на сезонную работу в Петербург, чтобы прокормить семью.

Бологое после Октябрьской революции

1917 год стал для Бологого новым толчком для развития. В сложный период между двумя революциями поселок получает статус города. Именно 3 июня 1917 года Временное правительство подписывает указ о присвоении этого статуса. К этому времени в Бологом уже проживает 10000 человек. С приходом советской власти начинается национализация промышленных предприятий и борьба с контрреволюцией.

Вместе с тем, развитие города не стоит на месте. Так, к уже действующим лесопильному и кирпичному заводам и электростанции добавляются новые предприятия. В городе начинают работать мясокомбинат и молочный завод, холодильное предприятие и типография. Не меньшее внимание уделялось образованию. Так, в 1929 году было открыто педучилище, а в 1932 году из села Короцко был переведён животноводческий техникум. Работают три больницы.

К 1935 году в Бологовском районе действовало 31 промышленное предприятие, и было организовано 165 колхозов. Изменилась и территориальная принадлежность. Отныне Бологое входило в состав Калининской (Тверской) области.

Военный и послевоенный периоды

Период Великой Отечественной войны стал для Бологого очень тяжёлым временем. Город регулярно подвергался жестоким бомбёжкам как важный железнодорожный узел. Первые бомбы на город были уже сброшены 1 и 2 июля 1941 года. К тому же немецкое командование рассматривало Бологое как стратегический плацдарм для наступления на Москву. Однако защитникам удалось отстоять город, но вражеская авиация регулярно бомбила город. Так за время войны было совершено в общей сложности 527 налётов.

Но тем не менее железнодорожный узел продолжал действовать. Через город постоянно шли эшелоны с людьми, техникой, боеприпасами, продовольствием и фуражом. Через Бологое шло снабжение Волховского, Северо-Западного, Калининского и Ленинградского фронтов. Даже после самых страшных бомбёжек движение на железнодорожной магистрали не останавливалось. Люди сразу расчищали и ремонтировали повреждённое железнодорожное полотно.

Война нанесла значительный ущерб городу. Была полностью разрушена инфраструктура города. Сильно пострадали железнодорожные пути и линии связи. Жилой фонд недосчитался более 30% зданий. Но восстановление Бологого началось уже в 1944 году. За короткое время город полностью преобразился. Была построена новая электростанция, восстановлены здание вокзала, школы, больницы, появились дом отдыха локомотивных бригад, универмаг, магазины, клубы и библиотеки. Уже к 1947 году объем работ на Бологовском железнодорожном узле достиг довоенного уровня.

Росли объемы промышленности, которые уже значительно превышали довоенный уровень, шло активное восстановление и строительство жилых домов. Возросло и материальное благополучие населения. Однако сельское хозяйство по-прежнему являлось убыточным. Только спустя продолжительное время стали появляться сдвиги в положительную сторону.

В 60–80-е годы город продолжал развиваться. В начале 60-х годов прошло полное техническое перевооружение железнодорожного депо. На смену паровозам пришли тепловозы. Кроме того шла электрификация железнодорожного узла «Бологое». Продолжала развиваться промышленность. Действовали все городские предприятия, в том числе и старейший в городе шпалопропиточный завод. В 1963 году началось строительство завода электрофильтров и оборудования для железнодорожных заводов, который с 1967 года известен как завод «Строммашина». Другим важным предприятием становится арматурный завод, введённый в строй в 1978 году.

Растёт и благоустраивается город. В эксплуатацию вводятся новые жилые дома, строятся детские учреждения, в том числе музыкальная школа, появляются новый универмаг, клуб железнодорожников, корпус швейной фабрики, а также множество других зданий. Идёт газификация города. Кроме того новая асфальтовая дорога соединила Бологое с трассой «Москва – Ленинград».

Современный период в развитии города

Сегодня население города составляет 22671 человек (данные на 2013 г.), и в настоящее время Бологое продолжает развиваться, несмотря на пережитые тяжёлые 90-е годы. Надо отметить, что несмотря прошедшие рыночные реформы и приватизацию удалось сохранить все крупные промышленные предприятия, ведущими из которых являются Бологовский арматурный завод и Бологовский завод Строммашина. Развиваются и предприятия железнодорожного транспорта, которые на сегодняшний день являются основными бюджетообразующими предприятиями города.

Не менее развиты и предприятия пищевой отрасли. Прежде всего, они представлены Бологовским молочным заводом и Бологовским мясокомбинатом. Не стоит на месте и развитие города. В Бологом, как и во многих малых городах России, существует ряд проблем с благоустройством и городской инфраструктурой. Особенно больной точкой города являются дороги. Однако администрация постепенно решает эти проблемы, и площадь отремонтированных и проложенных дорог постепенно растёт. Улучшается и сам облик города.

Начиная со второй половины XIX века и до сегодняшнего дня Бологое по праву носит гордое звание города железнодорожников. Ярким примером этого служат не только многочисленные железнодорожные предприятия, но и день города, который празднуется в первую субботу августа, перед днём железнодорожника. Однако после развала СССР практически перестала действовать Бологое-Полоцкая железная дорога. Правда стоит отметить, что бездействие во многом поспособствовало росту популярности этой железнодорожной магистрали. Теперь этот участок дороги считается уникальным памятником, который сохранился практически в первозданном виде. Только здесь можно увидеть старинные вокзалы и железнодорожное оборудование начала XX века. Нередко она используется для киносъёмок и ретро-туров из Москвы на паровозах. Ведь здесь в полной мере сохранился дух того времени.

Улицы и индексы (314) Все улицы

Добавить информацию
1 Мая ул.
171080
1-го Мая ул.
171080
1-й Островок ул.
171080
1-я Загородная ул.
171081
1-я Замостинская ул.
171080
1-я Линейная ул.
171072
1-я Локомотивная ул.
171071
1-я Новоломоносовская ул.
171080
1-я Пролетарская ул.
171080
1-я Революции ул.
171080
1-я Советская ул.
171081
1-я Социалистическая ул.
171071
2-й Островок ул.
171080
2-я Загородная ул.
171081
2-я Замостинская ул.
171080
2-я Куженкинская ул.
171080
2-я Локомотивная ул.
171071
2-я Новоломоносовская ул.
171080
2-я Пролетарская ул.
171080
2-я Революции ул.
171080

Знаменитые люди (1)

Добавить человека
  • Рерих Николай Константинович Рерих Николай Константинович
    В августе 1899 г. впервые приехал в с. Бологое, где проживал в усадьбе князя П. А. Путятина, познакомился здесь со своей будущей женой – Е. И. Шапошниковой. В 1904–1916 гг. Николай Рерих с семьёй в летние периоды подолгу жил в Бологовской усадьбе или на дачах поблизости, вёл археологические раскопки.

Гостиницы (1)

Добавить
Гостиница Бологое расположена в городе Бологое.
Тверская область, Бологовский район, город Бологое, Кирова, 22
+7 4823822377

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.