Показать регионы

Трувор

Биография

? — 864 год
Легендарный брат Рюрика – основателя русской династии Рюриковичей (IX – XVI вв.) и Новгородского княжества на территории Северной Руси. Древнерусские летописи сообщают о Труворе под 862 г. (Сказание о призвании варягов) и под 864 г. (смерть Трувора).
Трувор – биография (жизнеописание)

Согласно древнерусским источникам Трувор вместе с Рюриком и Синеусом принял участие в Призвании варягов. В отличие от Рюрика, которого признают реальной личностью, в отношении Трувора, как и его брата Синеуса, у исследователей существуют большие сомнения.

Трувор в древнерусских источниках

В древнейшей (начало XII в.) Повести временных лет, помещенной в Лаврентьевский летописный свод (последняя четверть XIV в.), и во многих других, более поздних русских летописях, под 862 г. помещен рассказ о так называемом Призвании варягов. В этот год народы, проживавшие на Северо-Западе современной России – Чудь, Словене новгородские, Кривичи, Весь и Меря изгнали «варягов из заморья», которым до этого платили дань. Вскоре из-за возникших усобиц они были вынуждены пригласить к себе править князей со стороны. Это были варяги, называвшиеся Русь, во главе с братьями Рюриком, Трувором и Синеусом.

Рюрик сделал своей резиденций Новгород, Синеус «сел» в Белоозере, а Трувор обосновался в Изборске. Уже через два года Трувор и Синеус умерли, не оставив наследников, и с этого времени началось единоличное правление Рюрика в северорусских землях.

В некоторых летописях ( Ипатьевской – XV в.) есть информация о том, что первоначально братья «срубили город Ладогу» и только потом разошлись по другим городам. Никоновская летопись (XVII в.) указывает, что варяжские братья пришли на Русь «из Немец». А этого же века Иоакимовская летопись, известная по трудам В. Н. Татищева, сообщает, что Трувор был внуком новгородского старейшины Гостомысла и, соответственно, сыном его дочери Умилы и некоего «финского короля».

А был ли Трувор?

Главные сомнения в реальности Трувора, так же, как и его брата Синеуса, связаны с проблемой достоверности самого Предания о призвании варягов. Некоторые исследователи видят фольклорные (легендарные) истоки этого летописного сюжета. Другие полагают, что это искусственно созданный рассказ, за которым не стоит абсолютно никаких исторических реалий и который придуман для того, чтобы объяснить происхождение Русского государства. Само братство варягов объявлялось учеными сомнительным и ставилось в ряд со многими известными в истории генеалогическими легендами, начиная с сыновей Ноя и заканчивая древнерусскими же преданиями о появлении Киева благодаря перевозчику Кию и его братьям Щеку и Хориву.

Верный Рюрику, или «чудовищное недоразумение» летописца!

Еще немецкий ученый Г. З. Байер в XVIII в. высказал гипотезу о том, что братьев у Рюрика не было, а появившееся в летописи имя «Трувор» – результат неправильного истолкования ее автором относившегося к предводителю варягов выражения на старошведском языке «tru war» (или вариант «thru varing»), что означает «верная дружина». Позднее в историографии появилась трактовка этого выражения «верный», то есть Трувор – «Верный». Кому? Естественно, Рюрику!

Гипотеза о «чудовищном недоразумении» (выражение известного археолога Б. А. Рыбакова) – выдумке летописцем братьев Рюрика и сейчас популярна в научном мире, особенно у исследователей-археологов. Но многие лингвисты, в том числе и из скандинавских стран, отрицают возможность существования в древнескандинавской лексике такого по звучанию слова.

«Фальшивый» скандинав

Но если Трувор был реальной личностью, то кем он был? Известный немецкий этимолог М. Фасмер полагает, что имя Трувор происходит из древнескандинавского языка и является именем собственным. Но давние поиски лингвистами такого имени в древнескандинавских источниках к успеху не привели. Оно отсутствует в сагах. Видимо, правы те ученые, которые говорят, что имена Трувора и Синеуса только скандинавоподобны, но лишены скандинавского этнического контента.

Поэт и трубадур

Другой взгляд на этимологию этого имени продемонстрировал А. Г. Кузьмин, увидевший параллели Трувору в кельтской языковой среде. Ученый связывает его с названием исторического народа треверов, с современным кельтским по происхождению именем Тревор и даже видит аналогию в др.-французском trouveur – «поэт» и «трубадур».

Впрочем, существует версия, объясняющая происхождение имени Трувора от корня «три», то есть, третий по рождению, что согласуется с порядком летописного перечисления братьев.

Братья-славяне

В историографии еще со времен споров Г. З. Байера и М. В. Ломоносова были популярны представления о славянстве братьев-варягов. Из русских источников об этом косвенно говорит Иоакимовская летопись, объявляя их внуками Гостомысла.

О славянской этнической принадлежности Трувора сообщают т. н. мекленбургские генеалогические сочинения первой четверти XVIII в. По их информации Трувор был сыном Годлиба – короля полабских славян-ободритов. Вместе с братьями он отправился в 840 г. в Новгород. Под именем Трувара он фигурирует и в предании, записанном в Мекленбурге К. Мармье в начале уже следующего, XIX столетия. В нем также сыновья Годлава отправились на Русь.

Четыре взгляда на «город Трувора»

Согласно большинству летописей Трувор после событий 862 г. «сел» в Изборске. Тем самым последний оказался в тройке наиболее значимых и древних городов Руси. Но вызывает справедливое недоумение исследователей тот факт, что в следующий раз Изборск упомянут в летописях только в 1233 г. И так же, как в ситуации с «городом Синеуса» – Белоозером ставится вопрос о том, что упоминание Изборска применительно к 862 г. является припиской, вставкой летописца, сделанной в гораздо более позднее время, вероятнее всего, в эпоху Ярослава Мудрого. С «Изборском Трувора», как правило, связывают так называемое Труворово городище в поселке Старый Изборск, расположенное в 30 км западнее от Пскова.

Исследователи полагают, что это название памятник приобрел только в начале XIX в. с легкой руки архиепископа Псковского Евгения (Болховитинова), а по источникам XVI – XVII вв. это место называлось Старым городищем или просто Городищем. Труворово городище исследовалось археологами очень интенсивно, особенно с 1971 по 1992 гг., когда здесь работала постоянная экспедиция под руководством известного археолога В. В. Седова. Многолетние раскопки позволили ему зафиксировать здесь применительно к VIII – Х вв. значительное поселение, по видимости, протогородской центр окружающего населения. В качестве последнего выступают, прежде всего, летописные кривичи.

На сегодняшний день в интерпретациях существования «Изборска Трувора» проглядывают четыре направления:
  • Представители первого отвергают саму возможность его существования, аргументируя легендарностью самого Трувора. Археологическим доказательством выступает отсутствие культурных слоев ранее середины Х в. на Труворовом городище. Однако такие слои все же есть. Видимо, речь идет об отсутствии явных и многочисленных следов скандинавов на поселении, а они, с точки зрения норманнского происхождения Рюрика и его братьев, должны быть.
  • Ко второму лагерю относятся исследователи, главным образом, некоторые историки, которые сам факт присутствия на Трувором городище горизонтов второй половины IX в. готовы признать за доказательство присутствия на нем Трувора.
  • Третий взгляд, более осторожный, демонстрируют те археологи, которые сами и исследуют Городище. Но в этом лагере до признания «города Трувора» еще очень далеко. Как пишет современный исследователь Изборска, Н. В. Лопатин: «в ранний период Изборск, хотя и был заметным центром округи, не обнаруживает признаков одной из столиц призванного на княжение варяжского клана».
  • Изборск Трувора нужно искать в другом, более подходящем месте – считают представители четвертого направления. Наиболее интересна в этом плане гипотеза С. В. Белецкого о том, что Изборское городище с конца IX по начало XI вв. переживало запустение, а настоящий летописный Изборск 862 г. (Исуборг) размещался на городище летописного Пскова. И только после разгрома в начале XI в. Изборска Ярославом Мудрым часть его населения ушла в нынешний Изборск, перенеся туда и само название.


Трувор в Изборске: история продолжается…

Независимо от мнения ученых, был ли Трувор в Изборске или нет, и местные жители, и гости Старого Изборска в этом не сомневаются. Ведь сама Екатерина Великая верила в это и даже выпустила историческую медаль в честь Трувора, на котором был изображен несуществующий курган. Видимо, в таком мог быть захоронен варяг. Местные легенды связывают с Трувором и гигантский крест, находящийся на въезде на Городище. Уже доказано исследователями, что он изготовлен и поставлен в XV в. и никакого отношения к событиям IX столетия не имеет. Но ведь исторической народной памяти не прикажешь, и дух Трувора по-прежнему незримо витает над Старым Изборском.

Роман Рабинович, канд. ист. наук,
специально для портала BankGorodov.RU


Список источников и литературы: см. статью «Рюрик»

Имеет отношение к населенным пунктам:

Согласно большинству летописей Рюрик, Синеус и Трувор первоначально обосновались в Новгороде.
Согласно письменным источникам разного происхождения в Изборске обосновался Трувор, после его смерти властвовал Рюрик.
Согласно Ипатьевской летописи, Старую Ладогу построили братья-варяги Рюрик, Синеус и Трувор.
Согласно гипотезе С. В. Белецкого на городище средневекового Пскова размещался «Изборск Трувора».