Показать регионы

Жуковский Николай Егорович

Биография

5 (17) января 1847 года — 17 марта 1921 года
Русский ученый, основоположник современной гидроаэродинамики, «отец русской авиации».
Николай Егорович Жуковский родился 5 (17) января 1847 года в сельце Орехово Покровского уезда Владимирской губернии (ныне в Собинском районе Владимирской области) в семье местного помещика штабс-капитана Егора Ивановича Жуковского, инженера путей сообщения.

В 1858-1864 годах Н. Е. Жуковский учился в 4-й Московской мужской гимназии, в 1864-1868 годах - на физико-математическом факультете Московского университета по специальности прикладная математика. С 1870 года он преподавал физику во 2-й Московской женской гимназии, с 1872 года был преподавателем математики, с 1874 года - доцентом по кафедре аналитической механики Московского высшего технического училища (МВТУ).

В 1876 году Н. Е. Жуковский защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела». За исследование «О прочности движения» ему была присуждена степень доктора прикладной математики (1882).

С 1885 года Н. Е. Жуковский преподавал теоретическую механику в Московском университете. В МВТУ и Московском университете ученый работал до конца жизни.

В 1894 году Н. Е. Жуковский был избран членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии наук. В 1900 году он был выдвинут кандидатом в действительные члены академии, но снял свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Московском университете и МВТУ, т. к. избрание означало бы переезд в Санкт-Петербург. В 1905 году ученый был избран президентом Московского математического общества.

В 1902 году под руководством Н. Е. Жуковского при механическом кабинете Московского университета была сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб. В 1904 году под его руководством в подмосковном поселке Кучино (ныне микрорайон города Железнодорожный) был создан первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Н. Е. Жуковский организовал воздухоплавательную секцию в обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 году при его непосредственном участии в МВТУ была открыта аэродинамическая лаборатория.

В 1910-1912 годах Н. Е. Жуковский прочитал в МВТУ курс лекций «Теоретические основы воздухоплавания», в котором были систематизированы теоретические работы самого ученого, его ученика С. А. Чаплыгина, а также экспериментальные исследования аэродинамических лабораторий Московского университета, МВТУ и зарубежных лабораторий. С 1913 года Н. Е. Жуковский преподавал на курсах офицеров-летчиков при МВТУ. Там же было создано авиационное расчетно-испытательное бюро, в котором под руководством ученого разрабатывались методы аэродинамического и прочностного расчета самолетных конструкций. Во время Первой мировой войны 1914-1918 годов Н. Е. Жуковский разрабатывал теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов, читал курс по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики и работал над различными проблемами теоретической механики.

После Октябрьской революции 1917 года Н. Е. Жуковский и руководившийся им коллектив ученых включились в дело создания советской авиации. В декабре 1918 года по предложению ученого был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого он был назначен. Основанные Н. Е. Жуковским теоретические курсы для военных летчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе которого в 1920 году был создан институт инженеров Красного воздушного флота (с 1922 года - Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского).

Тяжелые условия разрухи 1919-1920 годов и смерть любимой дочери подорвали здоровье ученого. Н. Е. Жуковский скончался в Москве 17 марта 1921 года. Он был похоронен в Донском монастыре.

Н. Е. Жуковский создал единую научную дисциплину - экспериментальную и теоретическую аэродинамику, развитие которой неразрывно связано с прогрессом самолетостроения. Он является автором многочисленных оригинальных исследований в области механики твердого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и др. Для работ Н. Е. Жуковского характерно сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению технических задач. Он был также автором классических учебников по теоретической механике для университетов и технических вузов.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Родился в сельце Орехово Покровского уезда Владимирской губернии 5 (17) января 1847 года. Жил в усадьбе до 1857 года, неоднократно приезжал впоследствии.
В 1858-1864 годах учился в 4-й Московской мужской гимназии, в 1864-1868 годах - в Московском университете. Жил и работал в Москве до конца жизни. Скончался 17 марта 1921 года и был похоронен на кладбище Донского монастыря.
В 1904 году под его руководством в имении миллионера Д. П. Рябушинского в селе Кучино (ныне микрорайон города Железнодорожный) был основан первый в Европе аэродинамический институт.
В 1868-1869 годах учился в Институте инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге. Оставил институт после провала на экзамене по геодезии.