Показать регионы

Фиораванти Аристотель

Биография

ок. 1415 года — ок. 1485 года
Аристотель Рудольфо Фиораванти – потомственный итальянский архитектор, автор Успенского собора в Москве.
Детство и юность

Уроженец итальянского города Болонья, Артистотель происходил из семьи архитекторов, поэтому можно сказать, что его судьба была предопределена свыше, как и карьера. Знатный род Фиораванти впервые упоминается в городских хрониках еще в середине XIV века. Рудольфо Фиораванти (отец Аристотеля), скорее всего, перестраивал Дворец Общины и башню Аринго над дворцом дель Подеста.

Точные дата рождения и смерти Аристотеля вызывают споры среди исследователей, но, по мнению большинства из них, Фиораванти жил в 1415–1485 гг. Греческое имя, данное при рождении Аристотелю – не просто результат увлеченности его родителей мифами древней Эллады. В то время детей часто называли именами древнегреческих философов и мыслителей: эта традиция вошла в повседневную моду эпохи квадроченто. Рудольфо Фиораванти, назвав сына Аристотелем, даже представить себе не мог, что отпрыск в будущем затмит его архитектурные достижения собственными и войдет в историю как один из блестящих и самых талантливых итальянских архитекторов.

Впервые имя Аристотеля было упомянуто в одной из хроник Болоньи в 1436 г. Тогда он вместе с литейщиком по имени Гаспар Нади отлил колокол для городской башни Аринго – той самой, которую когда-то перестраивал его родной отец. С Аринго будет связано и дальнейшее творчество Аристотеля, ведь в 1453 г. он – снова в паре с Гаспаром – отольет и другой колокол. К этому времени Фиораванти успеет проявить себя не только как потрясающе одаренный архитектор, но и как инженер: колокол будет поднят наверх при помощи специального подъемного устройства, который лично разработает Аристотель.

Поскольку Аристотель родился в семье потомственных архитекторов, практически все его родственники по мужской линии были связаны с инженерно-строительными работами. Поэтому заручившись моральной и физической поддержкой своего дяди Варфоломео, Аристотель к середине 50-ых годов XV столетия уже приступает к реализации некогда задуманных им архитектурных проектов.

Карьера

Одаренность Аристотеля никогда не вызывала сомнения у его родных: с юных лет он демонстрировал интерес к архитектуре и всему, что было с этим связано. Поэтому карьера Фиораванти началась в очень успешном ключе. Его первыми учителями были родные – дядя Варфоломео и отец Рудольфо. Уже с 1447 года Аристотель продолжил работы отца, занимаясь возведением довольно сложных архитектурно-строительных комплексов. В 1455 г. Фиораванти передвинул колокольню Святого Марка в Болонье. Вклад Аристотеля был огромным: это было первое перемещение здание, засвидетельствованное документально. Колокольня, в высоту достигавшая 24 метров, была передвинута на 13 метров: работа была произведена с целью освободить место для нового здания административного значения. Поскольку столь непростая работа была произведена за короткий срок и с большим искусством, Городской Совет по достоинству оценил заслуги юного дарования и присвоил ему звание старшины ложи каменщиков. Аристотель также получил пожизненное материальное обеспечение. Этот проект стал точкой отсчета среди важных работ Аристотеля, которые впоследствии и позволят его имени войти в историю.

В этот же период Фиораванти занимается сразу двумя архитектурными проектами: под его руководством велись работы по выпрямлению колокольни в городе Ченто, а также венецианской башни при церкви Святого Ангела. Однако в случае с Венецией ваяния Аристотеля кончились трагически: всего через два дня после возведения башня рухнула. При этом погибли несколько церковных прихожан. Узнав об этом, Фиораванти, который мучился чувством вины, принял решение навсегда покинуть Венецию. Он сдержал свое обещание и больше никогда уже не возвращался в этот красивейший итальянский город.

После этого Аристотель оказался в Павии, где в 1458 году провел работы по реставрации древнего моста, а в следующем году устроил Пармский канал. В свою родную Болонью Аристотель вернется нескоро – только в 1464 году. В предшествующий период Аристотель был на службе у герцога Франческо Сфорца в Милане. Аристотель с каждым годом подтверждал свое звание одного из лучших инженеров современности. Больше всего он был востребован в североитальянских городах Италии, где, в частности, сотрудничал с крупным итальянским архитектором Антонио Аверелино. Аверелино к тому времени тоже был известен: именно ему принадлежит заслуга считаться автором бронзовых дверей базилики Святого Петра в Риме. Антонио Аверелино, по прозвищу Филарете, высоко оценил талант своего «коллеги по цеху» и с восторгом отзывался о нем в своем трактате об архитектуре. Таким образом, Аристотель очень быстро завоевывает доверие не только среди простых обывателей, но и в кругу признанных мастеров.

В Болонью Фиораванти вместе со своей семьей вернулся в 1464 году, вскоре после чего был приглашен ко двору короля Венгрии Матьяша Корвина. Матьяш был наслышан о таланте Аристотеля и очень хотел, чтобы при его дворе работал столь одаренный архитектор. Король, испуганный угрозой турецкого вторжения, хотел возвести вокруг городских стен военные укрепления. Такая ответственная задача могла быть поручена только по-настоящему талантливому автору, поэтому это предложение и получил Фиораванти. Несмотря на то, что слава Фиораванти росла с каждым днем, ложа каменщиков, к которой он принадлежал, дала ему разрешение на отъезд в Венгрию лишь в 1467 году. Аристотель целых два года пробыл в Болонье, ожидая, что городская ложа каменщиков смягчится и отпустит его на чужбину. По прибытии в Венгрию Аристотель несколько лет проводит, строя мосты через Дунай, при дворе венгерского короля, а также реализует задуманные Матьяшем проекты военных укреплений. Матьяш Корвин благосклонно отнесся к своему новому придворному архитектору и платил ему щедрое жалование. Более того, Аристотель, находясь при венгерском дворе, пользовался огромными по тем временам привилегиями: ему даже было позволено иметь собственную печать. Помимо этого, Матьяш регулярно осыпал Аристотеля щедрыми подарками, по достоинству признавая его архитектурно-инженерные заслуги.

Талант Фиораванти признавали все: городские власти, простые горожане и высшие слои общества. Больше всего им гордились в родной Болонье: в одном из городских писем, датируемых второй половиной пятнадцатого века Аристотель Фиораванти, был назван «удивительным гением, не имеющим себе равных во всем мире».

Уникальность Фиораванти, по мнению многих исследователей, заключается именно в том, что помимо успешной реализации своего архитектурного потенциала он также продемонстрировал себя как незаурядный инженер. Фиораванти, благодаря своим смелым техническим решениям и изобретениям, во многом опережал эпоху, в которой жил. Благодаря этому искусствоведы и историки неоднократно сравнивали его с другим, не менее одаренным человеком своего времени – Леонардо да Винчи. Аристотель пользовался авторитетом по всей Италии и за ее пределами. Городские власти неоднократно приглашали его работать в Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе и т.д.

Безусловно, самым «урожайным» итальянским периодом в карьере Аристотеля были последние восемь лет его жизни в Италии. За это время он успел осуществить массу грандиозных по масштабу проектов, среди которых было исправление городской башни Аринго в Болонье, укрепление городских ворот и даже выпрямление течения реки Рено. Помимо этого Аристотель построил водопровод в городе Ченто, после чего коллегия кардиналов пригласила его в столицу – Рим.

К сожалению, далеко не все плоды творчества Аристотеля сохранились до наших дней. Большинство было разрушено в рамках многочисленных войн, которые вела Италия за последующий период. Но здание Болонского муниципалитета оказалось счастливым (и, увы, единственным) исключением. Предварительную модель здания Фиораванти закончил в 1472 г., т.е. всего за три года до своего отъезда в Россию. Обстоятельства сложились таким образом, что перейти к перестройке старых зданий сразу же было нельзя. Когда такая возможность появилась, Аристотель к тому времени уже уехал в Россию. Несмотря на то, что правительство Болоньи писало письма в Россию с просьбой позволить своему уроженцу вернуться на родину и закончить архитектурно-строительные работы, Фиораванти остался на чужбине.

Главные архитектурные проекты Аристотеля, благодаря которым он прославится на весь мир, были впереди.

Главные достижения

В России Аристотель Фиораванти оказался далеко не случайно: к тому моменту, как великий князь Иван III направил в Италию посла с пожеланием найти достойного архитектора для работы в Москве, Аристотель уже был известен далеко за пределами родной Италии. Точно неизвестно, в каком городе Аристотель встретился с дипломатическим представителем Московского государства – Риме или Венеции, но Семен Толбузин сразу же проникся к знаменитому итальянцу уважением. Отъезд в Россию был запланирован на самое ближайшее время, но возникло помешавшее этому неприятное обстоятельство.

Обвиненный в изготовлении фальшивых монет, Аристотель был заключен в тюрьму. Об этом свидетельствуют данные городского архива Болоньи. Заключение могло бы поставить крест на всей дальнейшей карьере Фиораванти, но обвинение оказалось ложным, и Аристотель в том же, 1474 году, был выпущен на свободу. Переговоры возобновились: Аристотель, нисколько не сомневаясь, подписывает контракт для работы в Российском государстве. Многим его скоропостижное решение показалось странным, но за этим таилась страшная усталость шестидесятилетнего архитектора, измученного постоянной необходимостью переездов. Фиораванти жаждал спокойствия, тихой гавани. Поэтому предложение московских представителей о переезде в Россию он воспринял как свой шанс на мирную жизнь и возможность заниматься любимым делом, не опасаясь преследований. Ходили слухи, что до этого Аристотель думал о том, чтобы уехать в Турцию и даже проводил соответствующие переговоры. Правда ли это или вымысел, неизвестно до сих пор, но в январе 1475 года Аристотель в компании своего сына и слуги отправился в далекую и неизведанную Россию.

Спустя три месяца Аристотель оказался в Москве. При дворе великого князя Ивана III Аристотеля встретили очень приветливо. Знаменитый итальянец, по свидетельствам современников, был поражен столичной живописью и архитектурой. Задача, возложенная на архитектора, была совсем непростой: ему предстояло соорудить Успенский собор в Кремле. К тому времени Кремль представлял собой плачевное зрелище: обветшалые стены грозили разрушиться в любой момент. К перестройке Аристотель приступил почти сразу же.

Фиораванти не зря считался одним из лучших архитекторов Италии и всего мира: для того, чтобы максимально проникнуться архитектурными традициями Руси, он объездил многие города, включая Псков и Новгород, осматривал памятники искусства, изучал трактаты. Наконец в его голове возникла ясная задумка, которая и позволила успешно завершить намеченную им работу.

Всего на возведение стен и внутреннюю отделку Успенского собора ушло четыре года. При строительстве были использованы белый камень, а также кирпич. Уже в 1479 году Собор был полностью завершен, и состоялось его торжественное освящение. Благодаря Аристотелю Фиораванти Успенский Собор стал первым в русской архитектуре собором, не разделенным на небольшие пространства, а представшим в полном объеме. Помимо этого появились крестовые своды, проемные и внутристенные связи. Большая часть росписей была закончена еще при жизни Аристотеля Фиораванти.

Несмотря на то, что в России Аристотель прославился как мастер одного-единственного произведения, ему приписывается авторство и многих других архитектурных проектов. Среди них, к примеру, Пушечный двор. Именно Фиораванти, как считается, был заказан генеральный план новых стен и башен Кремля.

Аристотель так больше и не вернулся на Родину. После того, как строительство Успенского Собора было завершено, Иван III даже заключил его в тюрьму, желая насильно удержать гения на территории Московского государства. Вскоре состоялся поход на Тверь, где Аристотель был необходим как инженер, поэтому великий князь выпустил его. После этого похода имя Аристотеля исчезает со страниц летописей, что позволяет полагать, что около 1485 года знаменитый архитектор скончался.

Слава Аристотеля, однако, простирается далеко за пределы временной эпохи, в которой он жил. Фиораванти до сих пор считается самым знаменитым жителем Болоньи и одним из лучших мировых архитекторов.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Наряду с Успенским Собором Аристотелю Фиораванти приписывается авторство и других архитектурных проектов в Москве.
Согласно летописным данным, в период подготовки к строительству Успенского собора в Московском Кремле ок. 1475 года посещал Владимир, изучал здание Успенского собора во Владимире, которое взял за образец для своей постройки.