Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Моркины Горы)
Контактная информация
Каменный храм Рождества Иоанна Предтечи в селе Моркины Горы построен в 1883–1895 гг. по проекту архитектора Ф. Н. Малиновского. Расположен на высоком крутом обрывистом берегу реки Бережа, в южной части села. Имел холодные приделы Грузинской иконы Божьей Матери и Пророка Ильи, тёплые приделы в трапезной Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. Ныне находится в руинированном состоянии.
Первоначальное здание храма
В 1818–1824 гг. на месте деревянной часовни в селе на средства крестьян была построена первая каменная церковь с трапезной и колокольней по проекту губернского архитектора Н. Н. Легранда. Строительные работы осуществлялись под руководством подрядчика новоторжского купца 2-й гильдии Кузьмы Гарманова. Еще нескольких лет продолжалась внутренняя отделка и в 1826 г. был освящен придел Николая Чудотворца. Освящение главного престола состоялось, по-видимому, в начале 1830-х гг.
Первоначальный храм предположительно представлял собой одноглавый четверик с примыкавшей к нему с востока полукруглой апсидой. Трапезная имела выступавший с севера (или с юга) придел с полукруглым алтарем. С запада к трапезной, по-видимому, примыкала колокольня.
В начале 60-х гг. XIX века вместо прежней трапезной соорудили более обширную с двумя приделами, Сергия Радонежского и Николая Чудотворца, каждый придел имел полукруглые апсиды. Фасады трапезной в средней части были подчеркнуты четырехпилястровым портиком с треугольным фронтоном.
В 1864 г. подрядчик бежецкий купец Бардин построил новую трехъярусную колокольню, которая из-за близости берегового обрыва, была поставлена отдельно от церкви. Вероятно, в тот же период выстроили дом причта, располагавшийся в 50 метрах к югу от храма.
В 1879 г. началось строительство новой церкви в формах позднего классицизма, запоздалых для своего времени. Её ярусная композиция включала крупный кубический объем (возможно, включавший стены первоначального храма) и купольный барабан-ротонду, в простенках арочных окон расчлененный пилястрами. Средняя часть фасадов основного объема была выделена на углах раскрепованными пилястрами и завершена треугольным фронтоном с филенчатым фризом. Прямоугольные окна первого света и квадратные второго были оформлены рамочными наличниками. Помимо главного престола, в церкви предполагали устроить два придела – Дмитрия Солунского и Пророка Ильи.
В 1881 г. только что построенный храм обрушился.
Новое здание
В 1883 г. на средства прихожан началось строительство нового здания в русском стиле по проекту архитектора П. Ф. Федорова. Согласно проекту, четыре пилона со срезанными углами образовывали центральное пространство и несли восьмерик с деревянным шатровым завершением, обшитым железом. Малые деревянные главы с шатрами устанавливались на углах более низкого и широкого, почти квадратного объема, примыкавшего к трапезной 1860-х гг., при этом апсиды приделов частично включались в пространство нового сооружения.
В мае 1883 г., когда стены и пилоны этого объема были в основном выстроены, деревянные перекрытия по желанию прихожан было решено заменить на каменные своды. В связи с этим архитектором К. К. Гельбигом был составлен новый проект храма, вероятно, во всем остальном не отличавшийся от проекта П. Ф. Федорова. Однако в августе 1883 г., ввиду плохого качества работ, строительство было остановлено. Кроме того, поступали жалобы от прихожан о тесноте строящегося храма. Поэтому в 1885 г. было принято решение разобрать уже возведенные фундаменты, пилоны и стены и составить проект церкви больших размеров.
Согласно новому проекту, утвержденному 27 августа 1885 г., монументальный пятикупольный храм строился в духе образцовых проектов 1824 г. и для своего времени выглядел очень архаично. Возможно, в дальнейшем проект подвергся некоторым изменениям. Так, в 1893 г. в строящейся церкви было решено проектируемые пять деревянных глав заменить кирпичными, а крестовый свод центральной части – парусами с купольным барабаном, прорезанным четырьмя окнами.
Проект был выполнен гражданским инженером Ф. Н. Малиновским, он же наблюдал за работами до декабря 1893 г. В сентябре 1894 г. были окончены каменные главы, а все работы завершены к августу 1895 г. Апсиды приделов при этом были разобраны. Наряду с главным престолом, освященным во имя Иоанна Предтечи, в храме было два придела – Пророка Ильи и Грузинской иконы Божьей Матери. Тогда же или немного позднее с запада к трапезной пристроили паперть.
В настоящее время здание находится в руинированном состоянии, оно почти полностью разрушено, колокольня не сохранилась.
Несмотря на значительные разрушения, храм представляет определенный архитектурно-художественный интерес, главным образом, своей сложной историей строительства, на протяжении которого отразились различные этапы развития тверского зодчества в XIX веке.
Сохранившийся объем церкви вытянут по оси с востока на запад и представляет собой прямоугольное сооружение, объединяющее обширную трапезную с двумя приделами и более низкую паперть, примыкающую к ней с запада. От храма уцелела лишь часть западной стены, достигающая высоты трапезной. Западный и боковые фасады расчленены пилястрами, над ними раскрепован несложный венчающий карниз. В основании прямоугольных окон находится полка.
Четыре крещатых столба трапезной вместе с подпружными арками, перекинутыми между ними и пристенными пилонами, формируют интерьер, представляющий собой трехнефное пространство, перекрытое системой крестовых и коробовых сводов, усложненных распалубками. Трапезная соединена проемом с небольшим западным помещением храма, который открывается крупным арочным проемом в подкупольное пространство, ныне несуществующее.
В 1818–1824 гг. на месте деревянной часовни в селе на средства крестьян была построена первая каменная церковь с трапезной и колокольней по проекту губернского архитектора Н. Н. Легранда. Строительные работы осуществлялись под руководством подрядчика новоторжского купца 2-й гильдии Кузьмы Гарманова. Еще нескольких лет продолжалась внутренняя отделка и в 1826 г. был освящен придел Николая Чудотворца. Освящение главного престола состоялось, по-видимому, в начале 1830-х гг.
Первоначальный храм предположительно представлял собой одноглавый четверик с примыкавшей к нему с востока полукруглой апсидой. Трапезная имела выступавший с севера (или с юга) придел с полукруглым алтарем. С запада к трапезной, по-видимому, примыкала колокольня.
В начале 60-х гг. XIX века вместо прежней трапезной соорудили более обширную с двумя приделами, Сергия Радонежского и Николая Чудотворца, каждый придел имел полукруглые апсиды. Фасады трапезной в средней части были подчеркнуты четырехпилястровым портиком с треугольным фронтоном.
В 1864 г. подрядчик бежецкий купец Бардин построил новую трехъярусную колокольню, которая из-за близости берегового обрыва, была поставлена отдельно от церкви. Вероятно, в тот же период выстроили дом причта, располагавшийся в 50 метрах к югу от храма.
В 1879 г. началось строительство новой церкви в формах позднего классицизма, запоздалых для своего времени. Её ярусная композиция включала крупный кубический объем (возможно, включавший стены первоначального храма) и купольный барабан-ротонду, в простенках арочных окон расчлененный пилястрами. Средняя часть фасадов основного объема была выделена на углах раскрепованными пилястрами и завершена треугольным фронтоном с филенчатым фризом. Прямоугольные окна первого света и квадратные второго были оформлены рамочными наличниками. Помимо главного престола, в церкви предполагали устроить два придела – Дмитрия Солунского и Пророка Ильи.
В 1881 г. только что построенный храм обрушился.
Новое здание
В 1883 г. на средства прихожан началось строительство нового здания в русском стиле по проекту архитектора П. Ф. Федорова. Согласно проекту, четыре пилона со срезанными углами образовывали центральное пространство и несли восьмерик с деревянным шатровым завершением, обшитым железом. Малые деревянные главы с шатрами устанавливались на углах более низкого и широкого, почти квадратного объема, примыкавшего к трапезной 1860-х гг., при этом апсиды приделов частично включались в пространство нового сооружения.
В мае 1883 г., когда стены и пилоны этого объема были в основном выстроены, деревянные перекрытия по желанию прихожан было решено заменить на каменные своды. В связи с этим архитектором К. К. Гельбигом был составлен новый проект храма, вероятно, во всем остальном не отличавшийся от проекта П. Ф. Федорова. Однако в августе 1883 г., ввиду плохого качества работ, строительство было остановлено. Кроме того, поступали жалобы от прихожан о тесноте строящегося храма. Поэтому в 1885 г. было принято решение разобрать уже возведенные фундаменты, пилоны и стены и составить проект церкви больших размеров.
Согласно новому проекту, утвержденному 27 августа 1885 г., монументальный пятикупольный храм строился в духе образцовых проектов 1824 г. и для своего времени выглядел очень архаично. Возможно, в дальнейшем проект подвергся некоторым изменениям. Так, в 1893 г. в строящейся церкви было решено проектируемые пять деревянных глав заменить кирпичными, а крестовый свод центральной части – парусами с купольным барабаном, прорезанным четырьмя окнами.
Проект был выполнен гражданским инженером Ф. Н. Малиновским, он же наблюдал за работами до декабря 1893 г. В сентябре 1894 г. были окончены каменные главы, а все работы завершены к августу 1895 г. Апсиды приделов при этом были разобраны. Наряду с главным престолом, освященным во имя Иоанна Предтечи, в храме было два придела – Пророка Ильи и Грузинской иконы Божьей Матери. Тогда же или немного позднее с запада к трапезной пристроили паперть.
В настоящее время здание находится в руинированном состоянии, оно почти полностью разрушено, колокольня не сохранилась.
Несмотря на значительные разрушения, храм представляет определенный архитектурно-художественный интерес, главным образом, своей сложной историей строительства, на протяжении которого отразились различные этапы развития тверского зодчества в XIX веке.
Сохранившийся объем церкви вытянут по оси с востока на запад и представляет собой прямоугольное сооружение, объединяющее обширную трапезную с двумя приделами и более низкую паперть, примыкающую к ней с запада. От храма уцелела лишь часть западной стены, достигающая высоты трапезной. Западный и боковые фасады расчленены пилястрами, над ними раскрепован несложный венчающий карниз. В основании прямоугольных окон находится полка.
Четыре крещатых столба трапезной вместе с подпружными арками, перекинутыми между ними и пристенными пилонами, формируют интерьер, представляющий собой трехнефное пространство, перекрытое системой крестовых и коробовых сводов, усложненных распалубками. Трапезная соединена проемом с небольшим западным помещением храма, который открывается крупным арочным проемом в подкупольное пространство, ныне несуществующее.